Одаренные дети спортсмены. Выявление одарённых детей в спорте. Варианты физической одаренности

Важное средство повышения уровня физического развития, здоровья и трудоспособности, и необходимые условия для выявления особо одаренных атлетов. Необходимо ежегодно проводить поиск спортивных талантов. Основными задачами первого этапа являются массовый просмотр контингента детей 6-10 лет (I-IV классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта.

Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Эти критерии максимально

упрощены и доступны каждому учителю физкультуры в школе и врачу. Критериями, на основе которых обычно формируется суждение о спортивной одаренности ребенка, являются данные о его росте, весе, телосложении, двигательных способностях. Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические , функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняет эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. Для легкой атлетики наиболее важны две группы - 10-12 лет и 15-16 лет. При отборе детей, на первой ступени используют четыре контрольных упражнения: бег на 30м с хода, прыжок вверх с места, метание на дальность и бег на 600м.

На второй ступени выявляется одаренность к отдельным видам легкой атлетики. Основная задача второго этапа отбора - выявление одаренных в спортивном отношении школьников для комплектования учебно - тренировочных групп и групп спортивного совершенствования.

Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Его осуществляют тренеры ДЮСШ, отбор проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья, выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;антропометрические измерения; выявление темпов прироста физическихкачеств и спортивных результатов. В течение последнего года обучения вучебно-тренировочных группах выявляются перспективные юные спортсмены для зачисления в группы спортивного совершенствования.

Для достижения высоких результатов своими воспитанниками необходимо помнить, что ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических упражнений. Характер спортсмена, уровень его знаний, быт находятся в тесной связи с его спортивной жизнью и определяют успехи в ней. Систематические занятия спортом - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей. Особенно велика в этом процессе роль тренера, который планирует подготовку, руководит физическим и моральным воспитанием своего ученика.

Тренировка требует огромной затраты сил, напряженной творческой деятельности. Жизнь спортсмена требует четкости и аккуратности, дисциплинированности, соблюдения режима. Стремление к спортивным успехам связано с достижением физического совершенства.

Физическое совершенство - это всестороннее, гармоничное, физическое развитие, обладание высокими волевыми качествами, многообразными двигательными навыками и, конечно, отличным здоровьем. Это основа для специальной тренировки, для выполнения ее больших объемов и перенесение напряжения в состязаниях сильной утомлённости и усталости. Специальная тренировка способствует достижению физического совершенства.

Для достижения физического совершенства воспитанников, тренеру необходимо решить следующие задачи:

Создать благоприятные условия для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы родителей, общественности.

Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, городских, областных, всероссийских соревнованиях.

Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, мотивировала меня разработать свою программу работы с одарёнными детьми, которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наиболее значимыми и интересными формами работы с одаренными детьми является спортивное направление. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий , представляющих возможности развития одаренности. Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, с целью создания благоприятных условий развития физической культуры и спорта в районе.

Актуальность необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую спортивно - практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района и самой личности.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей, как реализацию их индивидуальности. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли, который считает, что поведение одаренного ребёнка отражает взаимодействие между тремя группами качеств:

    · общие или специальные способности выше среднего; высокий уровень включенности в задачу; · высокий уровень креативности.

Таким образом, спортивный отбор - это длительный, многоступенчатыйпроцесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всехэтапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методикаоценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно - технического мастерства юных спортсменов.

Техника бега на 400 м с/б.

Бег-это естественный способ передвижения человека характеризующийся регулярным повторением одного и того же цикла движений, при котором тело «при котором тело то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе» (). Наслаивание

периодов маха одной ногой на периоды маха другой является специфической особенностью бега, отличающей её от ходьбы.

Циклически повторяющиеся опорные и безопорные положения дали основание назвать бег циклическим упражнением. Под циклом в беге следует понимать всю совокупность движений звеньев тела и тела в целом, начиная с любого положения и кончая возвращением к исходному положению.

Бег на 400м с/б относится к наиболее трудным упражнениям из беговых видов и предъявляет исключительно высокие требования к организму спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега, высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливостей, а также ловкости и гибкости.

Дистанция 400м с/б преодолевается с достаточно высокой скоростью (92-96% от скорости бега 400м без барьеров).

Расстановка барьеров: до первого барьера 45м; между барьерами 35м; высота барьера 91,4см. ,

Необходимость преодоления их на прямой и повороте, пробегание последней четверти дистанции на фоне сильного утомления - это факторы, обуславливающие специфику техники бега на 400м с барьерами и технического мастерства барьеристов.

Техника преодоления барьеров в беге на 400м с/б в основных своих чертах практически не отличается от техники преодоления препятствий на коротких барьерных дистанциях.

Небольшая высота препятствий не требует большого наклона во времени его преодоления, а бег на вираже вызывает определённую трудность. Спортсмен на большой скорости должен преодолеть центробежную силу и сохранить технику и ритм барьерного бега. Некоторое преимущество при этом имеют барьеристы, выполняющие отталкивание правой ногой, т. к. в данном случае они могут бежать у самой бровки и преодолевать барьер у самого его левого края. Маховая (левая) нога не мешает сохранять наклон туловища влево.

Совсем в другом положении находятся бегуны, которые отталкиваются левой ногой. Они вынуждены в момент отталкивания отойти от внутренней линии дорожки на 60-70см, иначе при переходе через барьер толчковая нога пройдёт вне барьёра, что не разрешается правилами соревнований. Но если барьерист и выполняет правильно «атаку» барьера, то всё равно левая (толчковая) нога, переходя через препятствие, заставит его уйти вправо ещё на 15-20см.

Для уменьшения центробежной силы на вираже барьерист во время бега преодоления препятствий старается наклонить туловище к внутренней бровке левым плечом вперёд и несколько больше повернуть ступни ног влево. Определённую трудность в беге на 400м с/б представляет второй вираж. Усталость резко наступает между б - 7-м и 7 - 8-м барьерами. Не теряя самообладания, спортсмен должен сохранять технику перехода через препятствие и поддерживать длину бегового шага за счёт более мощного отталкивания.

Иногда значительное уменьшение бегового шага вынуждает барьериста перейти на большее количество шагов между барьерами. Здесь необходимо умение перестраиваться на новый ритм бега.

Старт и стартовый разбег.

Многие специалисты считают, что старт в беге на 400м с/б не имеет существенного отличия от старта в гладком беге на 400м. Однако если в стартовой позе и нет особых отличий, то уже стартовый разбег требует от барьериста точного расчета шагов, чтобы попасть на 1-й барьер.

Расстояние до 1-го барьера (45м) лучшие барьеристы страны пробегают за 20-22 беговых шага. Менее подготовленные барьеристы укладываются в 23-24 шага. При четном количестве шагов впереди (на старте) ставят толчковую ногу, при нечётном - маховую. Чтобы со старта пробежать большой отрезок попрямой, барьерист обычно располагает колодки у внешнего края дорожки.

Длина шагов до 1-го барьера будет меняться в зависимости от их количества. Так, при20 беговых шагах средняя их длина должна быть 225см, при 21 шаге - 219см, при 22 - 202см, при 23 - 195см, при 24 - 185см. В качестве примера приводим расчёт длины шагов при разбеге в 22 шага: 60, 120,135,150,165,180,195, 210, 222, 218см. Далее до 21-го шага длина их стандартизуется - 218-222см. Длина 22-го шага - 2см, отталкивание на барьер происходит с расстояния 210-215см. При любом расчёте шагов они после 10 - 11-го шага достигают наибольшего размера и далее изменяются всего на 5 - 8см.

Небольшая высота препятствий в беге на 400м с/б позволяет незначительно изменять структуру барьерного шага. Это происходит за счёт меньшего наклона на барьер и более широкой амплитуды движений ног.
Отталкивание ипереход черезбарьеры. Постановка ноги на место отталкивания выполняется с внешней части стопы, несколько впереди о. ц. т. Затем ноги опускаются на всю ступню. При тщательном рассмотрении постановки стопы нет отличительных моментов в сравнении с бегом на 110м с/б. Барьерист проходит вертикаль через слегка согнутую опорную ногу, подтягивая маховую ногу, сйльно согнутую в коленном суставе. Выпрямление толчковой ноги начинается после прохождения о. ц. т. над опорой и заканчивается в момент выведения маховой ноги коленом вверх - вперёд.
Завершение отталкивания совпадает с увеличением наклона туловища, выведением вперёд руки и началом активного выпрямления маховой ноги в коленном суставе. В беге на 400м с/б нога полностью выпрямлена в колене, туловище наклонено меньше, ведущая рука опущена ниже, чем в беге на 110м с/б. Маховая нога не успевает полностью выпрямится и, перейдя стопой перекладину барьера, сразу же опускается вниз.
Бегун на 400м с/б проносит маховую ногу над барьером по большой амплитуде и начинает опускать её после прохода перекладина барьера задней поверхностью бедра. В тоже время значительно стремительнее начинает подтягиваться толчковая нога. Левая рука заметно опускается вниз, но на такое расстояние, чтобы не помешать проходу толчковой ноги через барьер. Быстрое продвижение толчковой ноги вперёд сопровождается энергичным отведением левой руки назад и уменьшением наклона туловища.

Приземление. Маховая нога, пройдя перекладину барьера, опускается вниз вначале усилием стопы, затем бедра. Вследствие этого она в первой фазе слегка сгибается в коленном суставе, а затем снова выпрямляется. Обращает на себя внимание носок маховой ноги. Стопа готовится к активной постановке на землю. Приземление происходит за барьером на расстоянии 125-145см на носок стопы, но со значительной амортизацией в голеностопном суставе. Широкое разведение рук в передне-заднем направлении и активное выведение толчковой ноги дают возможность начать бег между барьерами.

Бег между барьерами. Высокая техника преодоления барьёров характеризуется прежде сего малой полётной фазой и уменьшенной фазой опоры за барьером.

У барьеристов, бегущих в 13 шагов, опорные и полётные фазы до барьера увеличены 8 сравнении с данными барьеристов, пробегающих в 15 шагов. Происходит это потому, что большинству спортсменов на первой половине дистанции приходиться искусственно сокращать шаги, чтобы правильно, на нужное расстояние, подойти к барьеру.

Кроме этого следует заметить, что независимо от количества шагов (13 или 15) между барьерами опорная» фаза в отталкивании значительно превышает опорную фазу в приземлении. Но главный показатель - это время полёта через барьер.

Барьерист должен хорошо выполнять проход за барьер, а это возможно лишь при законченном отталкивании и широком размахе маховой ногой.

В расчёте шагов спортсмен полагается не только на выработанное мышечное усилие, но нередко включает и глазомерную поправку. Глазомерный расчёт принципиально меняется при разном количестве шагов. Опытные барьеристы нередко меняют количество шагов между барьерами (во второй половине дистанции), но они рассчитывают свои усилия (зрительно), так что в преодолении барьеров не допускают существенных ошибок.

Учитывая особенности бега на 400м с/б, следует при совершенствовании техники применять иногда смешанный ритм бега или изменять расстояние между барьерами. При беге в 15 шагов на первой половине дистанции (5-6 барьеров) спортсменам приходится воздерживаться от размашистого длинного шага, сокращать шаги перед подходом к месту отталкивания. Начиная с 6 - 7-го барьера ^бегун заметно усиливает отталкивание и в конце дистанции полностью использует всё силу мышц или переходит на большее количество шагов.

Финиширование. Отрезок 40м от последнего барьера до финишной ленточки имеет не менее важное значение, чем в беге на 110м с/б. Именно здесь многие спортсмены добивались успеха, а другие лишались чемпионского титула. Время пробегания этого отрезка у хороших барьеристов колеблется от 4,9 до 5,3сек. Бегун должен сохранить не только всё своё техническое умение, но также собрать весь запас воли, чтобы, не снижая скорости, пересечь финишный створ. В процессе подготовки, учитывая физическую подготовленность бегуна, нужно найти наиболее подходящую скорость бега, чтобы получить наиболее высокий результат.

Этапы подготовки бегунов на 400 м с/б

1. Этапы начальной специализации.

На этапе начальной специализации бегунов на 400м с/б решаются следующие задачи:

Формирование у занимающихся представления о барьерном беге на 400м. Освоение целостной структуры (и отдельных её элементов) соревновательного упражнения. Обучение обязательному преодолению барьеров с разных ног. Ознакомление со спецификой ритма бега с барьерами, умение преодолевать межбарьерные расстояния разным количеством шагов. Умение распределять усилия в беге по дистанции.

Таким образом, формируется школа барьерного бега, которая является фундаментом дальнейшей подготовки спортсменов.

На этапе начальной специализации барьеристов продолжается работа по повышению уровня атлетической подготовленности, расширению диапазона двигательных способностей бегунов, которая осуществляется в структуре соревновательного упражнения. Соотношение тренировочной работы общефизического характера и специального (по овладению «школой» бега на 400м с/б) е начале этапа составляет 70-80 и 20-30% соответственно; в конце этапа начальной специализации на общефизическую работу отводится до 40-50% от общего объёма тренировочной работы, остальное время - тренировке специализированного характера.

Изменяется несколько структура тренировочных средств

барьеристов на400м: примерно J^ (в начале этапа) и до J^ (в конце) от

общего количества барьеров преодолеваются в структуре на 400м (т. е. при высоте барьеров 91,4 и 76,2см), межбарьерные расстояния пробегаются " различным количеством шагов (10-18 шагов, в зависимости от индивидуальных способностей барьеристов): Тем самым формируется и совершенствуется соответствующий ритм на беге 400м с/б, техника преодоления препятствий с разных ног.

Специальная тренировочная работа - на этапе начальной специализации в достаточной мере формирует у начинающих барьеристов стойкий интерес к бегу на 400м, обеспечивает высокую степень овладевай школой барьерного бега, развитие необходимых физических качеств барьеристов и их технической подготовленности. В комплексе это создаёт «физико-техническую» базу для дальнейшего спортивного совершенствования.

2. Этап углублённой специализации.

Основное внимание в подготовке бегунов на 400м с/б уделяется развитию скоростно-силовых качеств, специальной выносливости барьериста, совершенствованию техники и ритма бега с барьерами, координационных способностей, проявляемых в условиях быстро развивающегося утомления.

Эффективное решение специфических задач подготовки бегунов на 400м с/б на этапе углублённой специализации осуществляется на фоне соответствующей атлетической (общей физической) подготовки, которой в начале этапа отводится 35-40% от общего объёма тренировочной работы; в конце этапа - 30%.

Особое значение в тренировке бегунов на 400м на этом этапе приобретает формирование и совершенствование ритма барьерного бега. Специфичность его заключается в том, что спортсмену часто приходится по ходу бега менять количество шагов между барьерами. Многие квалифицированные барьеристы первую половину дистанции преодолевают в 13 шагов, переходя затем на 14-, 15- и 16-шаговый ритм. Здесь следует указать, что по своему временному содержанию и пространственным - динамическим и кинематическим - характеристикам ритм бега в 17 шагов у женщин соответствует 15- шаговому ритму бега у мужчин, ритм бега в 15 шагов у женщин - 13- шаговому у мужчин. Выбор оптимального бега на 400м с/б зависит главным образом от того, какими физическими качествами и морфофункциональными данными обладает спортсмен (основную роль играют рост и длинна ног спортсмена, уровень развития двигательных способностей, необходимых для овладения техникой бега и совершенствования технического мастерства). Не овладев в совершенстве ритмом барьерного бега (в комплексе с другими факторами), даже хорошо подготовленные барьеристы не в состоянии с наибольшей эффективностью реализовать свой «физико-технический» потенциал.

Наряду со скоростно-силовой подготовкой барьеристу для достижения высоких спортивных результатов требуется и незаурядная специальная выносливость, проявляющаяся:

1) в способности поддерживать высокую скорость бега по дистанции;

2) соблюдать оптимальный (наиболее рациональный) ритм бега;

3) эффективно (технично) преодолевать барьеры, несмотря на прогрессирующее утомление.

Тренировка с целью повышения уровня скоростно-силовых качеств бегунов на 400м с/б на этапе углублённой специализации соответствует аналогичной тренировке бегунов на короткие барьерные дистанции.

Можно указать два принципиально различных способа развития специальной выносливости бегунов на 400м с/б.

Повторный бег на коротких (2-3 барьера, 100-120м) и средних (до 5 барьеров, 200м) отрезках дистанции; количество повторений - 5-6 (коротких), 3-4 (средних). Интервалы отдыха между отдельными пробежками подбираются индивидуально. Однако они обязательно должны быть несколько укорочены, чтобы следующую пробежку начинать на фоне неполного восстановления. Пробегание длинных отрезков (8-10 барьеров, 300-400м). В этом случае количество повторений не превышает 2-4, интервалы отдыха между отдельными повторениями обычные - до восстановления. При использовании длинных отрезков необходимо различные участки дистанции преодолевать с изменением ритма бега между барьерами (использовать разное количество шагов), моделировать соревновательный вариант, формировать и совершенствовать оптимальные ритм и темп бега по дистанции.

Круглогодичная тренировка на этапе углублённой специализации. Тренировочный процесс на этом этапе приобретает характерные черты подготовки квалифицированных спортсменов. Он делится на подготовительные и соревновательные (зимние и летние) периоды с использованием различных средств и методов тренировки для решения специфических задач на общеразвивающих и специальных этапах.

Подготовительный период. Основные задачи тренировки бегунов на 400м с/б в подготовительном периоде:

Повышение уровня атлетической подготовленности. Развитие ведущих специфичных физических качеств: силы, быстроты, специальной выносливости. Формирование и совершенствование техники бега с барьерами.

В недельном цикле подготовки 6-8 тренировочных занятий, включающих 3-4 тренировки в барьерном беге, 3-4 тренировки в гладком беге и общефизическую подготовку.

Тренировка бегунов на 400м с/б на весеннем этапе подготовительного периода несколько отличается от тренировки в осенне-зимнее время. С выходом спортсменов на беговые дорожки стадионов открывается возможность тренироваться на полной барьерной дистанции с нормальной расстановкой барьеров. В это время особое внимание уделяется формированию и совершенствованию ритма бега с барьерами, совершенствованию физических качеств, двигательных навыков и техники бега в структуре соревновательного движения. Скорость бега на тренировочных отрезках барьерной дистанции на этом этапе приближается к соревновательной. Преодолевая отрезки дистанции на этой скорости, спортсмены концентрируют своё внимание на ритме бега между барьерами и отрабатывают смену ритма на второй половине дистанции. Эту тренировочную работу (по отработке ритма) барьеристы должны проводить в комплексе с совершенствованием техники преодоления препятствий на разных участках дистанции. Непосредственно в этой тренировочной работе совершенствуется и специальная выносливость барьеристов.
Параллельно с этим на весеннем этапе подготовительного периода увеличивается объём спринтерского бега и бега, направленного на повышение уровня скоростной выносливости бегунов на 400м (бег на отрезках свыше 100м).
Соревновательный период. В зимнем соревновательном периоде бегуны на 400м с/б, как правило, стартуют на коротких (гладких и барьерных) дистанциях, в беге на 400-600м; не исключено участие в соревнованиях и в беге на 800м. В этом периоде спортсмены приобретают опыт участия в соревнованиях, совершенствуют техническое (в гладком и барьерном беге) мастерство, повышают уровень развития скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
Участие барьеристов в зимних соревнованиях является также отличным средством психологического переключения и перестройки с большой по объёму монотонной тренировочной работы на более интенсивную, эмоциональную соревновательную деятельность.
Главной целью бегунов на 400м с/б в соревновательном периоде является развитие специальных физических качеств и технического мастерства (как фундамента для спортивного совершенствования на следующем этапе многолетней подготовки).
В летнем соревновательном периоде бегуны имеют 15-18 стартов в беге на 400м с/б (8-10 соревнований), стартуют в беге на 200 и 400м без барьеров, принимают активное участие в эстафетном беге 4x400м. Барьеристам полезны старты (главным образом в раннем соревновательном периоде) в беге на короткие барьерные дистанции (100 и 110м).
3. Этап спортивного совершенствования.
Приступая к подготовке на этапе спортивного совершенствования, бегуны на 400м с/б обладают уже качествами, обеспечивающими высокие спортивные достижения, и соответствующими модельными характеристиками.
Совершенствование специальной беговой подготовленности является главной задачей подготовки бегунов на 400м с/б на этом этапе. Тренировка строится на основе дальнейшего повышения уровня скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости спортсменов, совершенствования ритма барьерного бега и технико - тактического мастерства. Решение этих задач обеспечивается увеличением объёма специализированных интенсивных форм тренировочной работы с непременным учётом индивидуальных особенностей квалифицированного барьериста.
Особое место в тренировке бегунов на. 400м с/б на этапе спортивного совершенствования отводится соревновательной подготовке.

Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту. Сложность поиска спортивных талантов удачно выразила Н.Ж. Булгакова. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу.

Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных, т.е. вероятность разыскать такого человека 0,01. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представим, что такие люди попадаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г.С. Туманяна, это не так: длина тела и скоростные качества отрицательно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 0,0001. Если этот человек к тому же должен овладеть, например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона.

При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой пить развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

Условно различают три уровня развития способностей:

1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы,склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, «чувство темпа», «чувства ритма», способность к адекватным оценкам функционального состояния.

В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, «чувство ритма». В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Некоторые специалисты одним из проявлений «двигательной одарённости» считают способность быстро, «буквально на лету», схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.

В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч. Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы.

На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, сто вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, «не имеющих наследственного предрасположения», наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.

При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.

Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

§ 3. Профессионализм тренера как условие развитие одаренности детей и подростков в спорте

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, учреждения дополнительного образования детей рассматриваются как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Особенно актуальна эта проблема для российского села. Выявить, создать условия для развития одарённых обучающихся, поддержать способных детей в их обучении и развитии, значит формировать новый сельский прирост населения, конкурентоспособный, выживающий и преуспевающий.

Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять психомоторную или спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Создание условий для развития и носит системный характер и строится на следующих принципах:

Выявление спортивно одаренных детей идет на протяжении всего процесса обучения;

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения спортивной направленности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени;

Отбор детей для занятий в секции спортивной школы, не имеющих медицинский противопоказаний, постепенный и поэтапный, так как эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна;

Обеспечиваться гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

В процесс обучения включены элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка.

На каждом этапе процесса обучения, учитывая возрастные особенности спортсмена, тренеры - преподаватели спортшколы выстраивают учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы проявляющиеся способности не угасли, а раскрывались в полной мере, имея под собой высокую мотивационную базу. Опытный тренер уже на первом этапе может выделить одаренного ребенка, который физиологически и психологически соответствует спортивной программе того или иного вида спорта.

Глубокое понимание основных психофизиологических механизмов вестибулярных реакций тренерами и спортсменами позволяет, в известной мере, использовать скрытые резервы человеческого организма для дальнейшего повышения спортивного мастерства и технических результатов.

На первом этапе обучения сложность отбора спортивно одаренных детей заключается в том, чтобы правильно определить способность юного спортсмена к тому или иному виду спорта, т.е. изначально, как можно точнее, определить одаренность, выражающуюся в соответствии модельными характеристикам определенного вида спорта. В дальнейшем тренер углубляет знания об индивидуальных способностях спортсмена, с которым работает. Он учитывает, что личностные и индивидуально - типологические особенности формируются на базе наследственно - врожденных задатков. Учитывается спортивная программа, в основу которой положены результаты анализа особенностей личности, характерных для данного вида спорта.

На учебно-тренировочном этапе в спортивной школе сопровождение одаренных детей строится с учетом их возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных планов тренировок одаренных спортсменов, соблюдая при этом здоровый баланс, уделяя внимание, всем сторонам развития, не допуская состояния перетренированности. Для этого в планах тренеров - преподавателей предусмотрены восстановительные мероприятия для спортсменов.

Ставя перед спортсменом конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим и актуализируя нужные мотивы деятельности, тренеры - преподаватели создают благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов. Это в свою очередь снижает соревновательный и социальный стресс, повышает эффективность тренировок, сохраняет здоровье, является профилактикой травм и заболеваний, дает информацию о состоянии спортсмена, которая в дальнейшем используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях. Тренер поощряет за старание, даже если результат далек от желаемого, награждает за участие, а не только за победу. Помимо культивирования высокого соревновательного духа формируют необходимый дух сотрудничества.

В рамках работы со спортивно одаренными детьми тренеры спортшколы понимают и стремятся повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников. Администрация спортивной школы понимает значение дополнительного стимулирования одаренных детей. Для этого обеспечивает спортсменов экипировкой, выделяет премии, изыскивают возможность для участия их в учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях, организует встречи с ведущими спортсменами района, области и России. Пиком проявления одаренности спортсмена является его деятельность в группах спортивного совершенствования.

Таким образом, созданные условия для развития спортивной одаренности являются важной и необходимой основой всего процесса обучения в спортивной школе, которые помогают раскрыть потенциал юных дарований в избранном виде спорта.

§ 4. Обучение одаренных в спорте детей

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.

Учителя редко останавливаются еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности.

Ребенок, который занимается спортом, проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.

Распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов - последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом.

Однако, многочисленные исследования показали, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не интеллектуалы, но если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут хорошо учиться Лишь у некоторых спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как борьба или бокс. Многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся политиками (О. Шишигина), удачливыми бизнесменами (А. Винокуров) и, талантливыми педагогами (Ж. Тасеменов).

В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности.

Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта - в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность. Во многих видах спорта проблема совмещения тренировок и учебы в школе, которые пересекаются по времени, возникает достаточно рано. Расставляя акценты: спортивная карьера или успешная учеба в школе или ВУЗе, многие родители и дети делают выбор в пользу спорта, подчас пренебрегая той составляющей жизни, что осталась «за бортом». Известно, что успех достигается, если нагрузка поступает равномерно с разных сторон, а любая крайность и одержимость приведут лишь к «перекосу» и проблемам.

Жесткий спортивный режим вынужденно ограничивает кругозор ребенка - когда он целыми днями проводит на катке, у него самого вряд ли появится потребность заниматься чем-то еще, кроме спорта. Но спортивная действительность такова, что неизвестно, в какой момент успешно стартовавшая спортивная карьера может вдруг закончиться. В этот момент встает вопрос: куда идти, куда податься? Чтобы этого не произошло, не следует давать ребенку замыкаться исключительно в рамках одного лишь спорта. Спортсмену важно понимать и помнить, что есть и другая жизнь, вне катка, и когда спорт для него по той или иной причине заканчивается, это не крах всей жизни и не конец пути. И в этом случае общеобразовательная школа дает отличную возможность влиться в общественную жизнь, расширить кругозор и научиться налаживать социальные контакты.

Социальная жизнь в школе куда важнее, чем это может показаться на первый взгляд - она позволяет увидеть, что жизнь вне спорта существует. Вдобавок, ограничение интеллектуальных возможностей спортсмена также впоследствии может затруднять его социальную адаптацию после завершения спортивной карьеры, что порой является одной из причин так называемого «кризиса завершения спортивной карьеры» и депрессии.

В пользу совмещения спорта и учебы в школе говорит еще и тот факт, что это способствует развитию навыков самоконтроля, умению планировать свое время, ставить цели и достигать их.

Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий - учебы, общения с семьей, друзьями и т.д.

2. Соблюдение режима дня юного спортсмена.

3. Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.

4. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.

5. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте и учебе, об их перспективах и риске, связанном со спортивной и учебной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Нужно поддерживать его и помогать - обеспечить такой образ жизни, чтобы ребенок мог совмещать и школу, и спорт.

Спорт - это школа выживания, где учатся терпеть боль, сильную усталость, заставляют себя рано вставать по утрам и жить по жесткому расписанию. В то же время спорт - монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Тот, кто рано заканчивает со спортом, но не видит без него своей жизни, может найти себя «за бортиком» катка. Есть масса возможностей развиваться в спорте «по другую сторону бортика»: спортивным психологом, юристом, агентом, менеджером. В Казахстане эти профессии практически не освоены. Именно поэтому так важно не замыкаться в юности на одной лишь спортивной карьере, пренебрегая образованием».

Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Для достижения оптимальных результатов в учебе, нужно разрабатывать учебные программы для одаренных в спорте детей

Это можно переформулировать так: чем должны отличаться программы для одаренных детей от обычных учебных программ? Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучению одаренных следует быть особым, отвечать самым существенным потребностям спортивных детей. Однако немногие знают, как воплотить в жизнь эту идею.

При разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренных. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов одаренных в спорте детей не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса. Эти факты подтверждаются в проведенном исследовании психологической службой специализированной школы-интерната для одарённых в спорте детей. На основе результатов этой диагностики мы рекомендуем следующие методы для наиболее рациональной организации педагогического процесса.

1. Педагогика сотрудничества - совместный труд учителя и детей

Учение без принуждения. Центральная точка - исключение методов принуждения из соображения гуманности. Попытки принуждать детей учиться изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе.

Идея опоры - ключевые слова, знаки исключающие возможность зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя, но и сами могут проходить путями учительской мысли.

Сверхмногократное повторение с включением зрительной, слуховой и моторной памяти приводит к тому, что ученик все равно будет иметь необходимые знания и умения.

Добиваться насыщенности заданиями открытого типа и иметь свободный выбор (несколько заданий на выбор)

Рефлексия

Коллективная работа

2.Технология индивидуализации

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

3.Элементы тьюторства определение

Работа в малых группах

Творческие работы

При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.

Спортивно одаренные дети в современной школе.

«Слишком много на свете людей,

Которым никто не помог»

Воспитать ребенка здоровым – это означает с самого раннего детства приучить его вести здоровый образ жизни. В современно быстро меняющемся мире только относительно здоровый ребенок способен полностью раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Одаренные дети есть в любой средней школе. Задача учителя физической культуры – разглядеть в ребенке физические способности (силу мышц, быстроту, генетическую выносливость), волевые, моральные и духовные качества. Далее важно помочь развить и реализовать эти возможности.

Поэтому одним из важнейших направлений в работе учителей физической культуры нашей школы в условиях перехода к стандартам второго поколения является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей.

Исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого и спортивного развития

Методы выявления спортивно одаренных детей

В любом направлении развития личности проявление физических способностей есть талантливые и одаренные дети.

Наша задача, задача педагога, учителя предметника, классного руководителя внимательно относиться к таким ребятам. Часто такие дети отличаются от своих сверстников манерой поведения, необычным мышлением, особенными физическими данными.

Какими методами работы можно увидеть одаренного ребенка?

  1. Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте , интуиции учителей, родителей, учащихся и самих детей. Она дает важную информацию, наблюдение за детьми начинается в начальной школе во время игры. Наблюдения проводятся как в естественной ситуации школьного обучения, так и в специально смоделированных ситуациях. Так на уроках физкультуры мы разглядели способности многих детей и направили их для развития в секции.
  2. Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты , направленные на оценку интеллекта и креативности. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т.д.

Тестирование учащихся это выполнение определенных контрольных заданий. Так вначале, (в сентябре), и в конце (апрель-май) учебного года мы проводим тестирование физической подготовленности, где определяется развитие таких качеств как: ловкость, быстрота, выносливость, сила и гибкость. В течение всего учебного года по каждому разделу программы оценивается техника выполнения контрольных упражнений.

Есть дети, которые разносторонне физически развиты. Но чаще идет преобладание определенных качеств, кто – то гибкий, но медленно бегает. Другие хорошо бегают, прыгают, но не достаточно пластичны.

Иногда дар может проявиться в отдельном виде: в гимнастике (спортивной или художественной); в легкой атлетике; в спортивных играх; в борьбе и т.д. Главное, рассмотреть вовремя эти преобладающие качества и направить такого ребенка в « нужное русло».

  1. Взаимное решение . Вместе с результатами тестирования должно служить основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы.
  2. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.

Мы условно различают три уровня развития спортивных способностей:

  1. Самые общие способности . К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
  2. Общие элементы спортивных способностей : быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
  3. Специальные элементы спортивных способностей : быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

Мы знаем что, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

Если мы видим у ребенка во время тестирования, наблюдений следующие признаки, то мы вправе считать данного ребенка одаренным к спорту.

Признаки одаренности

Быстрое освоение деятельности и ее выполнения,

Использование новых типов деятельности,

Проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,

Устойчивость интересов,

Упорство в достижении цели,

Широта интересов,

Анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

Предлагаю Вам подробнее рассмотреть формы работы, которые мы с моими коллегами используем в нашей школе.

Индивидуальный подход на уроках

Используем в практике элементы дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; Работа с данной категорией детей на уроке бывает, трудна, так как дети быстро выполняют задания, им нудна частая смена действий, им иногда на уроке не хватает напарников или соперников по действию.

Дополнительные занятия, по индивидуальному плану

С учащимися, проводим дополнительные занятия по интересу, ведем подготовку к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссиям.

консультации, тренинги, тестирование ;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования ;

Мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.

Сотрудничество с семьей

Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формирование одаренности большое значение имеет и участие родителей. Без поддержки семьи, моральной и финансовой практически не возможна работа с данными детьми. Родители должны сопровождать несовершенно летних детей в спортивные объекты города, часто экипировать детей.

Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам ;

Ученики нашей школы посещают спортивные кружки и секции в здании нашей школы по волейболу, шахматам греко- римской борьбе, каратэ, лыжные гонки, киокусинкай, группы по ОФП, «спортивная шиповка, «Сильные, ловкие», «Олимпийцы среди нас».

сотрудничество с другими школами ;

В работе с одаренными детьми очень важна сильная материальная база. К сожалению, школа не всегда может предоставить нужный инвентарь особенно для данной группы детей. Мы направляем детей к опытным тренерам, где с детьми работают опытные специалисты по отдельной дисциплине.

Среди ребят нашей школы очень популярны такие виды спорта как футбол, лыжи, биатлон, спортивная гимнастика, баскетбол, настольный теннис, ребята с удовольствием посещает спортивные секции, расположенные в других районах города.

Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам

Подготовка и участие в олимпиаде по физкультуре также является одной из форм работы с одаренными детьми. Задания по олимпиаде включают в себя теоретические знания и практические умения. С детьми проводится большая подготовительная работа: разучивание комбинаций и отдельных элементов по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике. По основам знаний физической культуры разбирались непонятные вопросы для теоретической части олимпиады.

Создание ситуации успеха и уверенности в своих силах .

Это поздравления с успехами через доску объявлений и сайт школы; поздравления и награждения, обучающихся на линейках; запись благодарностей в дневник и т.д. На первом этаже школы у нас оформлен огромный стенд по спорту, в локальную сеть школы выбрасывается информация по спорту в школе и результатам на городских и республиканских соревнованиях, сайт школы постоянно пополняется информацией о спортивной жизни школы.

Использование современных средств информации

Интернет, медиатеку, мы создаем видео библиотеку по олимпийскому движению, здоровому образу жизни.

Создание детских портфолио .

Наряду с классными руководителями совет физкультуры школы ведет портфолио спортсменов, где прослеживается вся спортивная карьера начинающего спортсмена.

Очень важно правильное отношение к победам и достижениям одаренных детей. Нельзя их часто выделять, чрезмерно хвалить и сравнивать с более слабыми детьми, иначе может проявиться «звездная болезнь». В результате чего такие ребята зазнаются, у них пропадает трудолюбие и стремление идти дальше в развитии, в достижении высоких спортивных результатов. Нельзя давать поблажек тем, кто занимается в секциях вне школы, а на уроках физкультуры может «сачковать».

При выборе форм и методов работы с одаренными детьми мы учитываем , что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

Так например у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя начальных классов стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Предлагаю вам взять своего ребенка и оценить его спортивный талант с помощью следующего теса:

Если вы считаете что на данное изречение нужно ответить ответом да, вы ставите знак «+», если нет то знак «-».

1. ваш ребенок энергичен и все время находится в движении;

2. ваш ребенок очень смел и не боится синяков, шишек;

3. ваш ребенок почти всегда побеждает в потасовках или выигрывает в спортивных играх;

4. ваш ребенок легко управляется с коньками, лыжами, мячами, клюшками, причем вы даже не знаете, когда он успел этому научиться;

5. лучше других сверстников физически развит, координирован в движениях, двигается пластично и грациозно;

6. Ваш ребенок книгам и спокойным развлечениям предпочитает игры, соревнования, иногда и бесцельную беготню;

7. вам кажется, что он никогда не устает;

8. неважно, интересуется он одним видом спорта или всеми, но у него есть свой кумир - спортсмен, которому он старается подражать.

Теперь подсчитайте ваши знаки «Да» и «Нет», если знаков «да» преобладает, то можно на первом этапе сказать, что ваш ребенок спортивно талантлив.

В заключении хотелось бы сказать, нужно помнить, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой, системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.


Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом развитии либо исключительное развитие специальных возможностей. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Проблемы ее диагностики и развития волнуют на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень велик, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов на различных соревнованиях. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие современного спорта. Проявления физической одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное физическое развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становления любого интеллекта.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, проходят специальную подготовку. Именно дети с выраженными физическими качествами больше всего нуждаются в «своем » учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут проявиться.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботься, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Но детский спорт высоких достижений должен отвечать требованиям и нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1. Привести тренировочно - соревновательный процесс в соответствие с особым статусом ребенка, с его склонностями, способностями и условиями развития.

2. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего.

3. Необходимо тщательное медицинское обследование детей на пригодность; оно, во-первых, должно гарантировать, что к занятиям на уровне спорта высоких достижений будут допущены только абсолютно здоровые дети, а, во-вторых, должно дать материал для рекомендаций относительно наиболее подходящих данному ребенку видов спорта и допустимых для него тренировочных нагрузок. Необходим также основательный и регулярный медицинский надзор.

4. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список использованной литературы:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков:

АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004.

2. Бабаева Ю.Д. «Психология одаренности детей и подростков» М; 2000г.

3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного

обучения»-М; 2000г.

4. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы

С.В. Кирдяшкин,

учитель физической культуры

МБОУ «Бейская СОШИ»

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в общеобразовательной школе условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание, своевременному выявлению данной категории школьников, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Необходимо помнить, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой, системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи­зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Выявление и развитие одарённых детей – важнейший аспект инновационной деятельности нашей школы. В рамках программы развития школыреализуется программа развития системы поддержки талантливых детей «ДАР». Работа с одаренными детьми ведется в нескольких направлениях. Спортивное направление реализуется в рамках работы спортивного клуба и спортивных секций.

В своей работе я использую следующие критерии определения спортивной и физической одаренности, определяющие психофизические особенности детей:

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

Обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

Любит движение (бег, прыжки, лазание);

Обладает широким диапазоном движения;

Легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне­ний;

Для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы­ков.

Хотелось бы отметить, и многие коллеги меня в этом поддержат, что учителю физической культуры, проработавшему в школе много лет, на начальном этапе в процессе мониторинга достаточно использовать метод педагогического наблюдения, чтобы выявить спортивно одарённого ребёнка. Но, тем не менее, организовывая работу по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности, использую в работе наряду с методом педагогического наблюдения и метод педагогического тестирования и анкетирование, опросники (данную работу желательно проводить совместно со школьным психологом: психологическая диагностика с применением методики «Карта интересов», А.И. Савенков; методика экспертных оценок по определению одарённых детей, А.А. Лосева).

В процессе работы провожу также комплексное тестирование физических данных, что позволяет выявлять и развивать у школьников способности к физкультурно-спортивной деятельности. Провожу проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; прыжки через скакалку; подтягивание; поднимание туловища; сила кисти. После обработки полученных данных определяю уровень физического развития и двигательной активности, на основе которого организую группы для дальнейшей работы по развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.

Данные исследования дают возможность более объективно судить о способностях и о характере направленности интересов обучающихся.

Итак, система моей работы со спортивно-одарёнными детьми имеет следующее содержание:

1) Выявление спортивно-одарённых школьников: диагностика потенциальных возможностей школьников; анализ особых успехов и достижений обучающихся.

2) Помощь спортивно-одарённым обучающимся в самореализации: организация и участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; сдача норм ГТО на школьном и районном уровне; участие в олимпиаде по предмету физическая культура.

3) Контроль над развитием познавательной деятельности спортивно-одарённых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль участия спортивно-одарённых детей в соревнованиях и мероприятиях разного уровня.

Мои обучающиеся принимают активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по физической культуре, показывают высокие результаты при проведении школьного этапа олимпиады, участвуют в муниципальном этапе, где занимают призовые места.

Результатом эффективной работы, проводимой мною в физкультурно-спортивном направлении, являются призовые места обучающихся в спортивных соревнованиях, сдачах норм ГТО школьного, муниципального и регионального уровней.

В рамках реализации школьных программ дополнительного образования веду спортивную секцию «Баскетбол» . Мною создана сборная команда школы по баскетболу (обучающиеся 7-11 классов), которая постоянно пополняется новыми спортсменами из числа обучающихся школы. Данная команда ежегодно является победителем Районных соревнований по баскетболу. С 2016 года также ежегодно является победителем Муниципального этапа Республиканского Чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ». В 2018 году команда по баскетболу (девушки) заняла призовое место по баскетболу в Региональном этапе Всероссийских игр школьников «Президентские спортивные игры».

Необходимо отметить значение участия родителей в развитии и формировании спортивной одарённости школьников. Общаясь с родителями, всегда обращаю особое внимание на успехи обучающихся. Моя задача – показать родителям, что школьники добиваются в своей спортивной деятельности значительных результатов, только в том случае, когда видят положительный пример родителей, чувствуют их поддержку, видят в своей семье правильное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни.

И самое главное, я считаю, в работе учителя физической культуры по выявлению и развитию спортивной одарённости: вовремя и правильно направить ребёнка для дальнейшего развития спортивной одарённости в спортивную школу или к опытному тренеру. Не держать рядом с собой для своих достижений, а дать развиться одарённости в наиболее эффективных условиях.

В продолжение темы:
Питание 

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает:...

Новые статьи
/
Популярные