Открытое занятие по физкультуре в подготовительной группе. Нод по физо в подготовительной группе детского сада Открытые занятия по физкультуре в подготовительной группе фгос

Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Пензулаева Людмила Ивановна кандидат педагогических наук, автор научных статей и методических пособий по физическому воспитанию детей.

Введение

В данном пособии представлена система работы с детьми 6–7 лет по физической культуре.
По действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей 6–7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность составляет 30 минут.
Один раз в неделю для детей 5–7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе.
Далее в пособии для удобства изложения вместо термина «непосредственно образовательная деятельность» мы будем часто использовать привычный для педагогов термин «занятие». Однако термин «занятие» не должен вводить педагогов в заблуждение: он не предполагает проведения занятий урочного типа. Задача педагога – не превращать физкультурное занятие в урок, а использовать формы работы с детьми, соответствующие их возрасту, указанные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
– формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
– создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
– привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
– активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых);
– побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
– организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
– привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
– организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»),
Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, образовательной деятельности по физическому развитию, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.
Примерные конспекты построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять.
Важное место в работе с детьми 6–7 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы занятия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили детям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность.
В результате работы по развитию физических качеств и двигательных навыков на протяжении всего периода воспитания и обучения в детском саду к моменту поступления в первый класс дети имеют определенный и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, физических качеств, хорошую координацию движений. Все это позволит им успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, умение слушать учителя не отвлекаясь.

Методика работы с детьми 6–7 лет

В подготовительной к школе группе детского сада проводятся 3 занятия по физической культуре в неделю в утренние часы. Продолжительность занятия составляет 30–35 минут. Каждое третье занятие проводится на свежем воздухе.
Структура физкультурных занятий общепринятая: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Вводная часть обеспечивает постепенное включение детей в двигательную деятельность. Основная часть (самая большая по объему и значимости) способствует достижению оптимального уровня работоспособности в соответствии с задачами занятия. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей.
Вводная часть (продолжительность 5–6 минут). В эту часть включают упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.
Разучивание упражнений в ходьбе и беге предусматривает обязательное их чередование. Неравномерность этих упражнений, их однообразие могут привести к снижению внимания, интереса, а также отрицательно сказаться на формировании осанки и стопы детей.
Основная часть (продолжительность 20–25 минут). В эту часть включают упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально-волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводящиеся с разными темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве.
Одно из ведущих мест в основной части занятия занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. В содержание основной части занятия входят также подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания, эстафеты.
Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов или с мелким физкультурным инвентарем (флажки, кубики, кегли, мячи, скакалки, гимнастические палки). Используется и крупный инвентарь – канат, гимнастические скамейки, обручи большого и малого диаметра. При подборе упражнений рекомендуется предусматривать воздействие на определенную группу мышц. Вначале даются упражнения для укрепления плечевого пояса, затем – мышц спины и брюшного пресса, далее ног.
Прежде чем приступить к непосредственному выполнению упражнений, педагог должен убедиться, что все дети заняли правильное исходное положение. Именно от исходного положения зависят амплитуда выполняемых упражнений, темп и физическая нагрузка.
Исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений разнообразны – основная стойка, стойка ноги на ширине плеч (стопы), стойка на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Различны и положения для рук, туловища. Последовательному переходу от одного исходного положения к другому желательно обучать детей с начала года. Это позволит организованно и с меньшей затратой времени выполнять общеразвивающие упражнения.
При проведении общеразвивающих упражнений целесообразно использовать музыкальное сопровождение. Музыка дисциплинирует детей, способствует более четкому выполнению движений, создает положительный эмоциональный настрой. Музыкальное сопровождение желательно предварительно апробировать с учетом соответствия темпа, ритмичности для восприятия конкретной группой детей.
Для формирования прочных двигательных навыков и умений программный материал по разучиванию основных видов движений изложен таким образом, чтобы предусмотреть повторение упражнений через определенные временные интервалы, с предъявлением к качеству их выполнения более высоких требований.
На каждом занятии, как правило, рекомендуется использовать не более трех видов основных движений (разучивание нового программного материала, повторение и закрепление ранее освоенного). Однако по мере овладения определенным объемом двигательных навыков и умений на отдельных занятиях возможно проведение большего количества упражнений.
Подвижная игра – обязательный компонент каждого занятия по физической культуре. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, а также благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
При проведении подвижных игр с детьми подготовительной группы возрастает роль педагога. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки и т. д.), без которых процесс воспитания и обучения невозможен.
Физическая нагрузка в подвижной игре во многом определяется методикой ее проведения. Интенсивность движений, их продолжительность, темп влияют на физическую нагрузку в игре. Различают игры большой, средней и малой подвижности.
На физкультурных занятиях преимущественно используются игры большой и средней подвижности; характер игры во многом определяется предыдущим набором упражнений и их количественным соотношением.
К играм большой подвижности относятся те, в которых по возможности участвуют все дети. В таких играх используются бег и прыжки в чередовании с коротким отдыхом. Нагрузка диктуется содержанием, правилами и подготовленностью детей. Это игры «Ловишки», «Перебежки» и др.
В играх средней подвижности также принимает активное участие большинство детей, однако их действия посменные и не несут большой двигательной нагрузки. Это игры «Пустое место», «Мяч водящему» и др.
После проведения подвижной игры любой интенсивности, и особенно большой, необходимо предложить детям обычную ходьбу, не останавливая их резко на месте; дать возможность восстановить дыхание, переключив на другую, более спокойную деятельность.
Заключительная часть (продолжительность 4–5 минут). В содержание этой части входят упражнения в ходьбе, игры малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания.
Для каждого занятия необходимо предусмотреть наиболее рациональные способы организации детей и расположение физкультурного инвентаря. Это позволит более эффективно использовать время, отведенное для непосредственного выполнения физических упражнений, повысить двигательную активность детей.
При проведении физкультурных занятий рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
При использовании фронтального способа все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
Поточный способ – один из самых распространенных. Дети поточно, друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т. д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости.
Поточный способ широко используется для закрепления пройденного материала. Иногда этим способом выполняется несколько упражнений подряд. Например, дети колонной, друг за другом, проходят по гимнастической скамейке, выполняя задание на равновесие, затем переходят к прыжкам на двух ногах, продвигаясь вперед на заданную дистанцию, и, наконец, забрасывают мяч в корзину.
При групповом способе дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы педагог мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений.
Индивидуальный способ применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности. Показ упражнения и объяснение должны быть предельно точными и краткими. Подобный способ используется при оценке уровня физической подготовленности (в начале года, в середине и в конце), чтобы определить исходные возможности детей и результаты целенаправленных физкультурных занятий.

Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Сентябрь

Занятие 1

Задачи. Упражнять детей в беге колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу; в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Развивать точность движений при переброске мяча.
I часть. Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом (Юм – ходьба, 20 м – бег); бег врассыпную; бег с нахождением своего места в колонне по сигналу воспитателя. Перестроение в колонну по три. При чередовании ходьбы и бега педагог подает сигнал с помощью ударов в бубен (либо хлопками в ладоши), или различный темп передвижения определяет музыкальное сопровождение. По сигналу переход к бегу колонной по одному с нахождением своего места. Перестроение в колонну по три.
II часть. Общеразвивающие упражнения
1. И. п. – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), руки вдоль туловища. 1–2 – дугами наружу руки вверх, подняться на носки; 3–4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – поворот туловища вправо, правую руку ладонью кверху; 2 – исходное положение; 3–4 – то же в другую сторону (6–8 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки на пояс; 1–2 – приседая, колени развести в стороны, руки вперед; 3–4 – исходное положение (5–8 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед-вниз, коснуться пальцами носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (или с непродолжительной паузой) (20 прыжков подряд). Повторить 3–4 раза.
Основные виды движений
1. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, приставляя пятку одной ноги к носку другой с мешочком на голове; руки свободно балансируют, помогая сохранять устойчивое равновесие.
2. Прыжки на двух ногах через шнуры (6–8 шнуров, расстояние между шнурами 40 см). Повторить 3–4 раза.
3. Перебрасывание мяча (диаметр 20–25 см) друг другу двумя руками снизу, стоя в шеренгах (расстояние между детьми в шеренгах 3 м) по 12–15 раз.
При выполнении упражнения на равновесие основное внимание воспитатель уделяет сохранению правильной осанки (голову и спину держать прямо, стараясь не уронить мешочек). В конце скамейки ребенок должен выполнить поворот влево (или вправо), взять мешочек в руки и сделать шаг вперед-вниз, не прыгая. Задание выполняется поточно, друг за другом, колонной; интервал между детьми 3–4 шага.
Дети переходят к выполнению упражнения в прыжках: прыгают, используя взмах рук и приземляясь на полусогнутые ноги, затем обходят пособия с внешней стороны и возвращаются в свою колонну.
После выполнения первых двух упражнений дети строятся в две шеренги. В руках каждого ребенка одной шеренги мяч. По сигналу воспитателя дети приступают к перебрасыванию мячей. Стойка ноги на ширине плеч, мяч внизу. Главное – попасть мячом в руки партнеру, а тот при ловле не должен прижимать мяч к груди.
III часть. «Ловишки». С помощью считалки выбирается водящий-ловишка и становится на середину зала (площадки). По сигналу воспитателя «Раз-два-три – лови!» все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого-либо и коснуться рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся, отходит в сторону. Когда будут пойманы 2–3 игрока, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3 раза. Если группа большая, то выбираются двое ловишек.

Занятие 2*

Основные виды движений
1. Ходьба по гимнастической скамейке боком, перешагивая через набивные мячи (количество мячей зависит от длины скамейки), последовательно через каждый (два приставных шага, на третий – перешагивание через мяч). Голову и спину держать прямо, в конце скамейки сойти, не прыгая. Руки на пояс (или за голову).
2. Прыжки на двух ногах через набивные мячи (5–6 шт.; расстояние между мячами 4 см).
3. Переброска мячей (диаметр 20–25 см) двумя руками из-за головы, стоя в шеренгах (дистанция между детьми 3 м).

Занятие З**

Задачи. Упражнять детей в равномерном беге и беге с ускорением; знакомить с прокатыванием обручей, развивая ловкость и глазомер, точность движений; повторить прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
I часть. Построение в две шеренги. Равномерный бег шеренгами с одной стороны площадки на другую. По сигналу воспитателя первая шеренга выполняет задание, затем вторая и так поочередно 2–3 раза; ходьба врассыпную. Ходьба в колонне по одному.
II часть. Игровые упражнения
«Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми 1,5 м). Один ребенок в тройке бросает мяч вверх двумя руками, второй – должен подхватить его и снова бросить вверх, третий игрок ловит мяч и бросает его вверх, поймать мяч должен первый игрок и так далее.
«Пингвины». Играющие встают в круг. У каждого ребенка мешочек, который он зажимает между колен. На счет педагога «1–8» дети выполняют прыжки на двух ногах по кругу. По сигналу «Хоп!» дети прыгают в круг боком, возвращаются на свое место в кругу. Задание повторяется в другую сторону.
«Догони свою пару». Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3–4 шага. По сигналу воспитателя выполняется бег на противоположную сторону площадки (дистанция 15–20 м). Игрок второй шеренги старается дотронуться (запятнать) до игрока первой, прежде чем тот пересечет условную линию. Воспитатель подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями.
III часть. Игра малой подвижности «Вершки и корешки».

Занятие 4

Задачи. Упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставанием до предмета; повторить упражнения с мячом и лазанье под шнур, не задевая его.
I часть. Ходьба в колонне по одному с изменением положения рук по сигналу воспитателя (за голову, в стороны, на пояс) и сохранением дистанции между детьми. Бег в колонне по одному в умеренном темпе, переход на ходьбу и перестроение в три колонны.
II часть. Общеразвивающие упражнения с флажками
1. И. п. – основная стойка, флажки в прямых руках внизу. 1 – флажки вперед; 2 – флажки вверх; 3 – флажки в стороны; 4 – исходное положение (6–8 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1–2 – поворот вправо (влево), флажки в стороны, руки прямые; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, флажки в согнутых руках у груди. 1–2 – присесть, вынести флажки вперед, руки прямые; 3–4 – исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – сидя на полу, ноги в стороны, флажки у груди. 1 – наклон вперед, флажки положить у носков ног; 2 – выпрямиться, руки на пояс; 3 – наклон вперед, взять флажки; 4 – исходное положение (6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой. 1 – поднять согнутые в коленях ноги, коснуться палочками флажков колен; 2 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2 – вернуться в исходное положение. Выполняется под счет воспитателя (10–12 раз). Повторить 3 раза. Между сериями прыжков небольшая пауза.
Основные виды движений
1. Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5–6 раз подряд).
2. Перебрасывание мяча через шнур друг другу (двумя руками из-за головы). Расстояние между детьми 4 м.
3. Лазанье под шнур, не касаясь руками пола и не задевая его (3–4 раза подряд). Повторить 2–3 раза.
Воспитатель ставит две стойки, натягивает шнур, подвешивает на него предметы (колокольчики и др.) на высоту поднятой вверх руки ребенка. Дети становятся шеренгами, по сигналу воспитателя разбегаются и при подпрыгивании стараются достать до предмета. Упражнение выполняется небольшими подгруппами поочередно.
Дети встают в две шеренги по обе стороны от стоек со шнурами. В руках у детей одной группы мячи большого диаметра. По сигналу воспитателя дети перебрасывают мяч через шнур, а вторая группа ловит мячи после отскока от пола. Упражнения выполняются по сигналу воспитателя (способ – двумя руками из-за головы).
Лазанье под шнур выполняется также двумя шеренгами. Дети по очереди подходят к шнуру, приседают и стараются, не касаясь руками пола и не задев за шнур, пройти под ним (рис. 1). Повторить 3–4 раза.
Рис. 1

Подвижная игра «Не оставайся на полу». С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке). Как только воспитатель произнесет «Лови!» все дети разбегаются и стараются забраться на любое возвышение (гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка). Ловишка старается осалить. Ребята, до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывают количество проигравших и выбирается новый водящий.

Задачи
Закрепить навыки ходьбы и бега по кругу; парами, с преодолением препятствий; «змейкой», между предметами. Разучить ходьбу по канату; прыжки через короткую скакалку; бросание мешочков в горизонтальную цель; переход по диагонали на другой пролёт по гимнастической стенке. Упражнять в энергичном отталкивании в прыжках; подползании под шнур; прокатывании обручей, ползании по скамейке с мешочком на спине; в равновесии.

1-я часть :
Вводная Ходьба и бег в колонне по одному; врассыпную; парами; с ускорением; «змейкой» между предметами; с преодолением препятствий; по канату; перестроение в колонне по два в движении; бег в среднем темпе до 1,5 мин.; ходьба с выполнением заданий.
ОРУ Без предметов Стэп - аэробика С гимнастической палкой Восточная гимнастика
№ занятия 1-2 3-4 5-6 7-8

2-я часть :
Основные виды движений
1. Ходьба по канату боком приставным шагом.
2. Прыжки через шнуры.
3. Эстафета «Мяч водящему»
4. Прыжки попеременно на левой и правой ногах через шнур.
1. Прыжки через короткую скакалку, вращая вперёд.
2. Ползание под шнур боком.
3. Прокатывание обруча друг другу.
4. «Попади в корзину» (баскетбольный вариант расст. 3 м).
1. Ползание по гимнастической скамейке с мешочком на спине.
2. Метание в горизонтальные цели (расст. 4 м).
3. Влезание на гимнастическую стенку и переход на другой пролёт по диагонали.
4. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, перешагивая через кубики, руки на пояс. Игровые упражнения
1. «Перелёт птиц»
2. «Лягушки и цапля»
3. «Что изменилось?»
4. «Удочка»
5. « придумай фигуру»

Эстафеты
1. «Быстро передай» (в колонне).
2. «Кто быстрее до флажка?» (прыжки на левой и правой ногах).
3. «Летает, не летает»

Подвижные игры «Перелёт птиц» «Мышеловка» «Перелёт птиц» «Кот и мыши»

Мало – подвижные игры «Затейники» «Эхо» «Придумай фигуру»

Нетрадиционные формы и методы
Дыхательное упражнение «Обними плечи» Дыхательное упражнение «Кошка» Дыхательное упражнение «Маятник головой» Психогимнастика М. И. Чистяковой
Биоэнергетическая гимнастика Пальчиковый массаж
Искусственная «Тропа здоровья Восточная гимнастика «Фонтанчик», «Волна» Школа малого мяча
Искусственная «Тропа здоровья Стэп - аэробика

Точечный массаж
Искусственная «Тропа зд

Конспект НОД инструктора по физической культуре

с детьми подготовительной группы

«Юные гимнасты»

Цель: Развитие двигательной активности, формирование правильной осанки.

  1. Закреплять умение ползать по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони с мешочком на спине.
  2. Учить ходьбе приставным шагом перешагивая через кубики и спрыгиванию с нее.

Инвентарь: гимнастические палки на каждого ребенка, 2 гимнастических мата, 2 гимнастических скамейки, мешочек, 2 кубика, шапка.

Место проведения: физкультурный зал.

Часть Содержание НОД Дозировка ОМУ

Вводная часть

Построение.

Инструктор: Ребята, скажите, а кто такие гимнасты?

Инструктор: Ребята, сегодня я вам предлагаю пройти курс юного гимнаста. Но перед выполнением спортивных и сложных элементов гимнастики нужно выполнить разминку.

*обычная;

*на носках, руки вверх в стороны;

*на пятках, руки за головой;

*в приседе, руки на коленях;

*обычный;

*с высоким подниманием бедра, руки на поясе;

*с захлестом голени, руки на поясе;

*боковым галопом (правым, левым боком)

*«змейкой»

Восстановление дыхания.

Тянуться выше.

Плечи расправлены.

Выше бедро.

Выше подскок.

Основная часть

Перестроение в три колонны.

ОРУ с гимнастическими палками:

  1. И. п. ноги на ширине ступни, палка внизу, хват сверху. 1 – поднять руки вверх, посмотреть на палку, ногу правую отставить на носок назад.2 – и. п. 3 – 4 тоже с др. ноги.
  2. И. п. ноги на ширине плеч, палка у груди, хват сверху. 1 – руки вперед, 2 – палка за голову, 3 – руки вперед, 4 – и. п.
  3. И. п. стойка ноги на ширине плеч, палка за головой. 1-2 – поворот корпуса вправо, 3-4 – поворот влево.
  4. И. п. тоже.1 – присед, палка вперед, 2 – и. п. 3-4 – тоже.
  5. И. п. сидя, ноги вместе, хват посередине палки. 1-4 – передвижение вперед с круговыми движениями палки вперед. 5-8 – передвижение назад.
  6. И. п. лежа на спине, палка вверху.1-2 – поднять палку вверх коснутся ногами палки.3-4 – и. п.
  7. И. п. о. с. палка внизу, хватом сверху.1 – прыжком ноги врозь, палка вверх.2 – и. п. 3-4 – тоже.

Перестроение в две колонны.

  1. Ползание с опорой на ладони и колени по скамейке с мешочком на спине.
  2. Ходьба по скамейке приставным шагом, перешагивая через кубики и спрыгивание с нее.

Прогнуться в спине.

Спина прямая.

Поворачивается только корпус.

Спина прямая.

Не сутулиться.

Ноги не сгибать.

Прыгать на носках.

Мешочек не ронять.

Руки на поясе, спрыгивать на носки.

Заключительная часть

Подвижная игра «Шапочка» с музыкальным сопровождением.

Построение.

Вручение свидетельство о прохождении курса «Юный гимнаст»

2-3 раза

Предмет: физкультурное занятие

Группа: подготовительная к школе

Физкультурное занятие в подготовительной группе по ФГОС

Программное содержание:

Продолжать развивать физические качества: силу, выносливость, координацию;

Продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки;

Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни.

3. Образовательная область "Коммуникация":

Активизировать словарный запас школьников в процессе участия в беседе с воспитателем и при ответах на вопросы инструктора по физической культуре..

4. Образовательная область "Музыка":

Продолжать развивать музыкальную память.

Предварительная работа: беседа о здоровом образе жизни, чтение художественной литературы: С. Михалеов "Веселый турист", В. Ливановская "Стометровка", К. Чуковский "Доктор Айболит", занятие по знакомству с фитболами, комплексные занятия с использованием фитболов.

Физкультурное занятие в подготовительной группе по ФГОС: техническое обеспечение

Оборудование: фитболы по количеству детей, массажный коврик, ребристая доска, кегли большие, дорожки со следами, кукла Сова.

Ожидаемый результат физкультурного занятия в подготовительной группе по ФГОС

Дети знают:

  • упражнения с фитболами, которые развивают силу, выносливость, координацию;
  • способы двигательной деятельности в упражнениях с фитболами;
  • исходные положения для выполнения упражнений;
  • правила правильной осанки;
  • основные требования к здоровому образу жизни;
  • музыкальный фрагмент из мультфильма "Смешарики".

В рамках физкультурного занятия в подготовительной группе по ФГОС школьники умеют:

  • выполнять упражнения на фитболах, направленные на развитие силы, выносливости, координации движений;
  • принимать правильнве исходные положения длявыполнения упражнений на фитболах;
  • участвовать в беседе о здоровом образе жизни;
  • отвечать на вопросы полным ответом;
  • узнавать музыкальный фрагмент из мультфильма.

Физкультурное занятие в подготовительной группе по ФГОС: план

Организационная часть - вводная часть - основная часть - заключительная часть

Ход занятия.

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

В рамках физкультурного занятия в подготовительной группе по ФГОС, воспитатель проводит с учениками беседу о здоровом образе жизни: - Дети, как вы думаете, что нужно делать чтобы не болеть и быть здоровым? - По вашему мнению, если человек занимается спортом и физкультурой каждый день, то это становится вредной или полезной привычкой? - Вспомните, пожалуйста, литературные произведения, в которых рассказывается о том, что нужно для здоровья. - Подумайте и скажите, а что полезного для здоровья умеете делать вы?

Дети участвуют в беседе.

Сейчас мы пойдем на физкультурное занятие, вы должны очень старательно заниматься, выполнять правильно все упражнения, а после вы мне расскажете о том, как вы занимались.

Школьники заходят в зал врассыпную.

Дети участвуют в приветствии, отвечают на вопросы.

Здравствуйте, ребята! Мне приятно, что все вы пришли на занятие с хорошим настроением! Значит, вы все здоровы и готовы заниматься физкультурой. Ведь хорошее настроение всегда у того, кто не болеет, а чувствует в себе силу и бодрость! Я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы, которые дарят вам хорошее настроение. Назовите такие мультфильмы.

Школьники называют мультфильмы.

Инструктор предлагает школьникам вспомнить любимых героев мультфильма по музыкальному сопровождению. (Звучит музыкальный фрагмент из м/ф "Смешарики").

Дети узнают музыкальный фрагмент, называют героев мультфильма.

А давайте представим, что мы - смешарики из мультфильма и отправимся в гости к нашей знакомой сове!

Дети строятся в одну шеренгу

Вводная часть

Полоса препятствий:

Ходьба обычная

На носках (руки в стороны)

На пятках (руки в замке за спиной)

По ребристой доске (руки в стороны)

По канату (приставным боковым шагом)

По массажному коврику;

Бег "змейкой" между кеглями с остановками по сигналу

Все виды ходьбы и бега делаются в чередовании с обычным шагом и бегом.

Учащиеся выполняют задания.

Основная часть

Сова (игрушка) их встречает и сообщает, что для укрепления здоровья и хорошего настроения надо заниматься спортом и у нее есть удивительные предметы, а что с ними делать забыла.

Дети подходят к домику Совы.

В рамках физкультурного занятия в подготовительной группе по ФГОС, инструктор с помощью воспитателя выкатывает на середину зала фитболы, спрашивает учеников: - Дети, как называются эти большие, необычные мячи? Инструктор: - Дорогая, Сова, мы сегодня не только твои знакомые ребята, мы - смешарики, как герои мультфильма. Посмотри на то, как смешарики могут выполнять упражнения на фитболах.

Дети дают ответ.

Общеразвивающие упражнения на фитболах :

1) "Лосяш путешественник" И.П.: Фитбол между колен.

1-2-3-4 - шаги вперед;

5-6-7-8 - шаги назад (6 повторов).

2) "Ежик на качелях"

И.П.: Сидя на мяче ноги перед собой.

1-2-3-4 - прокатиться вперед ноги на носки;

5-6-7-8- прокатиться назад, ноги на пятки (6 повторов). 3) "Крош плавает"

И.П.: Сидя на мяче.

1-2-3-4- пройти вперед, положить лопатки;

5-6-7-8- раскачиваться вперед-назад;

1-2-3-4- пройти обратно в и.п;

5-6-7-8- сидя на мяче удерживать баланс. (5 повторов) 4) "Нюша загорает"

И.п.: Лежа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони.

1-2-3-4- поднять прямую правую ногу, одновременно левую руку;

5-6-7-8- и.п.;

1-2-3-4- поднять прямую левую ногу, одновременно правую руку;

5-6-7-8- и.п.; (по 4 раза каждой рукой и ногой).

5) "Карыч циркач"

И.п.: Лежа на мяче, на животе.

1-2-3-4- перекатиться на мяче, перебирая руками по полу вперед;

5-6-7-8- перекатиться в и.п; (6 повторов).

6) "Пин помощник"

И.п.: Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки над головой, на полу. Мяч между стоп.

1-2-3-4- передать мяч ногами в руки, руки над головой;

5-6-7-8- лежа на спине, мяч в руках над головой;

1-2-3-4- передать мяч руками к ногам, и.п.;

5-6-7-8- передать мяч ногами в руки, руки над головой; (6 повторов).

7) "Бараш пружинка"

И.п.: Руки положить на мяч, ноги вместе.

1-2- прыжок от мяча ноги врозь

3-4- прыжок к мячу присесть, ноги вместе. (6 повторов) 8) "Би-Би попрыгунчик"

И.п.: Сидя на мяче.

Прыжки сидя на мяче. Сова хвалит детей и предлагает им, показать другие упражнения. Основные виды движений . Упражнения выполняются в два звена. 1.Подбрасывание и ловля фитболов. 2.Прыжки через скакалку. Выполняет вся группа упражнение на равновессие "Ласточка"

Подвижная игра "Гусеница" . Играют 2 команды детей. Каждая - это гусеница, где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде школьники начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая "гусеницу" и не уронившая мяч.

Дети демонстрируют упражнения на гимнастических мячах по показу педагога.

Учащиеся выполняют упражнения по подгруппам, затем меняются предметами.

Ученики должны как можно дольше удерживать равновесие на одной ноге (ноги чередуют).

Заключительная часть

Пальчиковая игра "Червячки" (Железновой) завершает физкультурное занятия в подготовительной группе по ФГОС.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику по показу педагога, сидя на фитболе.

Занятие по физкультуре в подготовительной группе. Конспект

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №8(детский сад №1867)
Цель: Укрепление и сохранение здоровья детей через физкультурное занятие.
Задачи:
Образовательные
- Упражнять в беге на носках и галопом.
- Упражнять в ходьбе на носках, на пятках и в полуприсяде.
Оздоровительные
- Укреплять мышцы ног и свода стопы
- Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног и уловища.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность в выполнении упрвжнений и активность.

Продолжительность занятия - 30 минут.
Место проведения - физкультурный зал.
Методы и приемы: объяснения, указания, пояснения, индивидуальная помощь, оценка, похвала.
Оборудование: малые мячи по количеству детей, малые обручи, гимнастическое бревно, скамейка, дуга, кубики, кегли, большой обруч, «тунель».

Ход занятия

Вводная часть:
- Построение в колонну
- Бег обычный, на носках, галопом
- Ходьба на носках, на пятках, в полуприсяде
- Подскоки
Основная часть: Перестроение из колонны по одному в колонну по три через середину зала. Дети проходят и достают из корзины мячи.
ОРУ с мячом
1. Упражнение для рук
И.п. – стойка, ноги на ширине плеч, руки с мячом внизу.
1- руки с мячом вперед. 2 - поднять руки вверх над головой.
3 - руки вперед. 4 - опустить руки вниз.
2. Повороты вправо-влево
И.п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки с мячом внизу.
1- поворот вправо, руки с мячом вперед. 2 - И.п.
3- поворот влево, руки с мячом вперед. 4 - И.п.
3. Наклоны к ногам
И.п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки внизу.
1- мячом достать до колен. 2- мячом достать до носочков ног.
3- мячом достать до колен. 4- вернуться в И.п.
4. Приседания

1- присели, мяч вверх. 2- встали, мяч внизу. 3- присели, мяч вверх. 4- встали, мяч внизу.
5. Передача мяча
И.п. - стойка, ноги вместе, руки с мячом внизу.
1- мяч передаем под правой, согнутой в колене, ногой. 2 - вернуться в И.п.
3- мяч передаем под левой, согнутой в колене, ногой. 4 - вернуться в И.п.
6. Поднимание ног
И.п. - лежа на спине, ноги вытянуты, мяч в руках.
1- поднимаем прямые ноги к мячу. 2- вернуться в И.п.
3- поднимаем прямые ноги к мячу. 4- вернуться в И.п.
7. Катание мяча
И.п. - сидя на полу, мяч в руках
1, 2- перекатываем мяч от правой ноги к левой.
3, 4- перекатываем мяч от левой ноги к правой.
8. Прыжки на двух ногах вокруг мяча
И.п. - стойка, ноги вместе, мяч лежит на полу.
1,2,3,4 - прыжки вокруг мяча.
Перестроение на ОВД (основные виды движений)
Способ организации - подгрупповой.
1 группа: - отбивание мяча об пол и ловля его двумя руками,
- подбрасывание мяча вверх и ловля его одной руками.
2 группа: - отбивание мяча попеременно каждой рукой,
- подбрасывание мяча вверх с хлопком и ловля его двумя руками.
Дети перестраиваются в колонну по одному и оставляют в корзине мячики.
Далее проводим ОВД со всеми детьми.
Способ организации - поточный


1. Хождение по гимнастическому бревну.
2. Подлезание под дугу.
3. Прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч
4. Хождение по гимнастической скамейке с преодалением препятствий (перешагнуть через кубики)
5. Пролезание в обруч
6. Бег змейкой между кеглями
7. Пролезание в тунель
Проводим подвижную игру «Горячий мяч».
У водящего мяч. Остальныен дети убегают от водящего, и бегают по залу. Водящий бросает мяч и старается осалить бегающих детей. Дети, которых осалил мяч садятся на скамейку. Ребенок, которого мяч не осалил, становится водящим.
Можно провести игру малой подвижности «Летает - не летает».
Водящий называет различные слова (птица, самолет, кувшин, стул, ракета). Дети хлопают в ладоши, если названное слово, характеризует то, что летает.
Заключительная часть: Проводится релаксация : дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза. Включаем шум морского прибоя, детки слушают и отдыхают.
-Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. Занятие окончено.
Дети строятся в колонну по одному и идут друг за другом в группу.

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе «Дружная семейка»

Выполнила: инструктор по физической культуре - Зимина Алена Константиновна
Описание: занятие ориентировано для детей подготовительной к школе группы, включает элементы спортивной игры «Волейбол».

Тема: «Летние настроение»
Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет
Форма организации подгрупповая
Оборудование: мячики диаметром 8-10 см., волейбольные мячи, волейбольная сетка.
Средства:
Музыкальные: спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Наглядные: показ образца движений
Словестные: словестное сопровождение двигательных действий
ЗАДАЧИ
Обучающие
Совершенствовать умение выполнять различные игровые элементы с мячом.
Продолжать упражнять детей перебрасывать мяч через сетку одной рукой от плеча;
Способствовать закреплению навыков выполнения ОРУ с мячами;
Закреплять умение отбивать мяч двумя руками, передвигаясь вперёд;
Развивающие
Содействовать развитию дыхательной мускулатуры, поддержанию положительного эмоционального тонуса детей;
Воспитывающие
Воспитывать внимание, ловкость, координацию движений и инициативность на протяжении всего занятия;
Ход занятия:
Содержание
I. Вводная часть.
1. Организационный момент:

Построение, равнение, поворот направо.
Мотивация к деятельности
Дети входят в спортивный зал, строятся вдоль линии.
Инструктор фк: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Инструктор фк: Ребята, какое сейчас у нас время года? (ответы детей) Верно! Весна. А какое время года следует за весной? (ответы детей) Чем характерно лето? Какие изменения происходят в природе? Что происходит с человеком? Чем занимаются люди в летнее время года? (ответы детей)
Как правильно называется специально отведённое место на берегу реки, для купания, игры, загара?(ответы детей)
Конечно это пляж. В какие игры мы можем играть на пляже? Давайте закроем глаза и представим, что наступило жаркое лето и мы с Вами пришли на пляж, поиграть с мячом. Для этого нам нужно немного размяться и подготовить свое тело к физической нагрузке.
Внимание! Направо!
Разминка:
Ходьба: обычная в чередовании с ходьбой на носках - руки за голову, на пятках - руки за спиной, с высоким подниманием колен – руки на поясе, с высоким подниманием колен касаясь лба.
Бег по кругу в чередовании с ходьбой по сигналу.
Мягко, легко, дышать носом.
Спина прямая, руки на поясе.
Соблюдать дистанцию.
Восстановить дыхание.
II. Основная часть
1).Перестроение через центр в 4 колонны для ОРУ:
2).Общеразвивающие упражнения с мячиками. (Фронтальный способ).
1. 1.И.п. – основная стойка, мячики в прямых руках внизу. Упражнение «Сигнальщики». 1 – вперёд; 2 – вверх; 3 –в сторону; 4 – исходное положение.
2. 2.И.п. – ноги на ширине плеч, мячики в вытянутых руках в стороны. Упражнение «Стрелочки». 1- поворот туловища вправо, руки сомкнуть; 2 – исходное положение; 3 – поворот туловища влево, руки сомкнуть; 4 – исходное положение.
3. 3.И.п. – ноги на ширине плеч, мячики в прямых руках внизу. Упражнение «Маятник». 1 – наклон туловища вправо, правая рука вверх; 2 – исходное положение; 3 – наклон туловища влево, левая река наверх; 4 – исходное положение.
4. 4. И.п. – основная стойка. Упражнение «Дельфины». 1 – наклон вперед, руки назад, спину прогнуть, голова высоко поднята; 2 – исходное положение.
5. 5. И.п. - основная стойка, мячики в вытянутых руках в стороны. Упражнение «Пружинки».1.2 – неполные приседания; 3 - глубокий сед; 4 – встать, руки опустить вниз.
6. 6. И.п. – основная стойка. Упражнение «Звёздочка». Прыжки 1-руки в стороны, ноги на ширине плеч, 2 – исходное положение.
3).Перестроение в 1колонну для выполнения счета на 1,2.
Ходьба по кругу, построение вдоль линии, счёт на 1,2.
Перестроение в пары для ОВД
Основные виды движений.
1. Бросание мяча двумя руками снизу вверх
2. Бросание мяча от груди вперёд
3. Метание мяча из-за головы
4. Метание мяча правой, левой рукой от плеча.
5. Отбивание мяча двумя руками
6. Перебрасывание мяча через сетку удобным способом
4) Перестроение в 1 колонну для подвижной игры «Охотник и зайцы».
25 минут Спинка ровная, руки прямые, выполняем четко, ритмично.
Повороты всем корпусом, ноги от пола не отрываем.
Руку поднимаем высоко.
Спина прогнута, руки прямые, голова высоко поднята.
Приседаем глубоко, колени вместе.
Ноги прямые, в коленях не сгибать, наклоняемся низко.
Упражнения выполняем чётко и правильно, стараемся, не торопимся. Задания к упражнениям слушаем внимательно, следим за спиной, ногами и руками
III. Заключительная часть.
Рефлексия
Ходьба по кругу, упражнения для восстановления дыхания «Сдуваем пылинки», «Надуваем воздушный шар»
Построение вдоль линии.
Инструктор ФК: называя ребёнка по имени, спрашивает, что именно понравилось сегодня на занятии, почему? Благодарит детей за игру, отпускает в группу. 4 минуты Следить за осанкой.
Мягко, легко, дышать носом.
Соблюдать дистанцию.
Восстановить дыхание.

В продолжение темы:
Питание 

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает:...

Новые статьи
/
Популярные