Движения белорусского танца юрочка. Белорусские народные танцы - душа своего народа. Белорусский народный танец «Кола»
Петрова Любовь Витальевна
Должность:
педагог дополнительного образования
Учебное заведение:
МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Населённый пункт:
г.Туймазы, республика Башкортостан
Наименование материала:
конспект занятия по хореографии
Тема:
"Белорусский танец"
Дата публикации:
30.01.2017
Раздел:
дополнительное образование
Конспект занятия.
Тема:
Упражнения народно-сценического танца у станка. Основные правила
и
техника
исполнения.
Белорусский
танец.
Характерные
черты
и
особенности.
Цель:
Разогрев учащихся, укрепление мышц, овладение техникой танца и
выразительностью
исполнения.
Постановка
танцевального
этюда
в
белорусском танце.
Ход работы:
1.Поклон. М.р. 2/4. Исполняется на 8 тактов. Белорусский характер. Исходное
положение ног – первая свободная позиция.
2.Разминка по кругу танцевальным шагом в русском характере. М.р. 2/4.
(Простой бытовой ход, переменный ход, переменный ход с каблучка, ход с
проскальзывающим ударом, шаркающий ход).
Обратить внимание на техничность и красочность исполнения.
Экзерсис у станка.
1.Плие. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняется по 1, 2, 3, 6 позициям.
Обратить внимание на координацию исполнения.
2.Батман тандю. М.р. 2/4. Татарский характер. Техника исполнения. Анализ
характерных ошибок.
3.Флик фляк. М.р. 2/4. «Яблочко». По 2 раза в каждом направлении.
4.Подготовка к веревочке. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняем 4 раза.
Обратить внимание учащихся на технику исполнения заворота бедра.
5.Дробные выстукивания. М.р. 2/4. Башкирский характер. Исполняем 8 раз.
Исходное положение – 6 позиция.
6.Большие
броски
работающей
ногой
под
углом
90
градусов.
М.р.
2/4.
Украинский характер. Исполняем по 4 раза в каждом направлении.
7.Прыжки.
Лицом
к
станку.
М.р.
2/4.
Белорусский
характер.
Исходное
положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Обратить внимание учащихся на
натянутость ног.
8.Релеве на полупальцы. М.р. 2/4. Татарский характер. Исходное положение –
6 позиция. Исполняем 16 раз.
Упражнения на середине зала.
1.Припадание. М.р. 2/4. Украинский характер. Исходная позиция 3 позиция
ног. Исполняем по 8 раз с каждой ноги.
2.Мелкий дробный ход «горохом». М.р. 2/4. Русский характер. Исходное
положение ног 6 позиция. Исполняем на 8 тактов.
3.Веревочка
в
комбинации
с
ковырялочкой.
М.р.
2/4.
Русский
характер.
Исходное положение – 5 позиция. Исполняем на 8 тактов.
4.Упражнения по диагонали. Вращения на подскоках, бегунок, «блинчики».
Обратить внимание на технику исполнения.
Танцевально-постановочная часть урока.
1.Белорусский
танец.
Отличительные
особенности:
построение
рисунка,
массовость, игривость.
2.Основные движения. Объяснение, характеристика, показ.
- Белорусская полька
- Притоп
- Перескоки из стороны в сторону
- Галоп
- Полька в повороте
- Присядка с подниманием согнутой ноги вперед.
М.р. 2/4. «Лявониха».
3.Самостоятельная работа учащихся по закреплению нового материала.
Анализ урока.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.
Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.
Экскурс в историю
Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.
Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.
Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.
Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.
Заслуженное признание
Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.
Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.
Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.
Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».
Любимый всеми танец «Лявониха»
Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.
«Крыжачок»
Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».
Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.
«Янка-Полька»
«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.
Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.
Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.
«История карнавала» - История возникновения карнавала. Карнавал в Ницце. Праздничная колесница. Карнавальные традиции. Представления. Главный закон карнавала. Маска и карнавальный костюм. Культ костюма. Римские сатурналии. Карнавальный сезон. Маскарадное переодевание. Истоки карнавала. Тенерифе. Карнавалы празднуют в Венеции.
«Русский танец» - Русские народные танцы. Игровые – сюжетные танцы. Русские костюмы очень разнообразны. Русские народные костюмы. Эстрадные танцы широко используются в быту – на концертах, в конкурсах. Какие танцы мы танцуем? Современные танцы. Выступление на школьной сцене. В музыке присутствует четкий ритм, используются электронные технологии.
«Карнавалы» - Участницы Цветочной Баталии. Бабочка. Цели и задачи. Карнавалы в Европе. Шутовской костюм. Германия. Мужской костюм Medicus Pest – Доктор Чума. Придворная дама Короля карнавала. Конечный продукт данного проекта – карнавальные костюмы. Испания. Королева карнавала. Столица карнавала – Санта Круус де Тенерифе.
«Музыка для бальных танцев» - Музыка. Особенности. Полонез. Песня «Полька». Карта царства бальных танцев. Сергей Васильевич Рахманинов. Иоганн Штраус. Танцы. Царство бальных танцев. Фридерик Шопен. Музыка танца. Кроссворд. Подвижный танец. Вальс. Полька.
«Танец» - Хореография. Балет. Степ. Актёрское мастерство. Исторический танец. Народный (фольклорный) танец. Бальный танец. Сценический танец. Характерный танец. Формирующие дисциплины балета. Спортивно-бальный танец. Классический танец. Танец. Эстрадный танец. Современный танец. Социальный танец. Хореографическое искусство.
«Бальные танцы» - Первые парные непрофессиональные светские танцы возникли в средневековой Европе. Европейская программа. Бальные наряды латиноамериканской программы. Танец испанских цыган. Танец Румба был зарожден на Кубе. Бальные танцы имеют уникальную историю. Ча-ча-ча. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.
Танец создан в 2012 г.
Музыка:
Музыкальный размер 2/4, темп 56-58 тактов в минуту.
Счет музыки 1-2 (1-И-2-И).
Основные танцевальные элементы:
Описание танца - Полька "Вертушка"
Запись танца Ивановой Е.И.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.
Счет танца:
Для удобства выполнения фигур, счет в танце:
Исходное положение танца
Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика)
Ноги – в 1 позиции.
Руки – соединены накрест перед корпусом: правая рука мальчика соединена с правой рукой девочки, левая рука мальчика соединена с левой рукой девочки. Кисти соединены "рукопожатием". Локти округлены. Соединённые левые руки находятся сверху соединённых правых рук. Скрещенные руки слегка отведены от корпуса.
Оба партнера начинают движение с правой ноги.
Такт, счет |
Описание движения |
1-2 такты | Подскоки с продвижением вперед по линии танца.
1-2-3 - Три с продвижением вперед по линии танца, начиная с правой ноги. 4- С небольшим прыжком поставить ноги в исходное положение (соскок на две ноги в 1 позицию). |
3-4 такты | Прыжки в паре с поворотами.
5- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом лицом против линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – вправо, девочка – влево. 7- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом обратно, лицом по линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – влево, девочка – вправо, возвращаясь в исходную позицию танца. |
5-6 такты | Повторить движения 1-2 тактов. |
7-8 такты | Повторить движения 3-4 тактов, но в прыжке на счет 7 повернуться только до положения лицом друг к другу (мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру).
В конце такта - руки разъединить. Мальчик переводит руки на пояс, девочка берется руками за юбочку. |
9 такт | Два прыжка и сосок в повороте вправо.
1-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом вправо на 90 град., принимая "левое боковое положение" (левыми плечами друг к другу). 2- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца. |
10 такт | Хлопки.
3- Один хлопок в свои ладоши перед собой. 4- Один хлопок левыми руками в ладоши друг друга. Правые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону. Поворот головы и взгляд – друг на друга. В конце такта снова мальчик ставит руки на пояс, а девочка берется за юбочку. |
11 такт | Два прыжка и сосок в повороте влево.
5-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом влево на 180 град., принимая "правое боковое положение" (правыми плечами друг к другу). Поворот головы и взгляд – друг на друга. 6- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик - лицом по линии танца, девочка - спиной по линии танца. Руки у мальчика - на поясе, у девочки - за юбочку. |
12 такт | Хлопки.
7- Один хлопок в свои ладоши перед собой. 8- Один хлопок правыми руками в ладоши друг друга. Левые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону. Поворот головы и взгляд – друг на друга. В конце такта партнеры (находясь в «правом боковом положении») соединяют кисти правых рук на уровне глаз девочки. Свободную левую руку мальчик ставит на пояс, а девочка левой рукой берется за юбочку. |
13-16 такты | Подскоки по кругу.
Затакт (И) - Чуть приподнять над полом правую ногу (носок оттянут). 1-2-3-4-5-6-7- В позиции, принятой в конце 12 такта, партнеры исполняют семь , начиная с правой ноги и двигаясь вперед по маленькому совместному кругу вправо (по часовой стрелке), вращаясь вокруг соединенных правых рук. (Левая рука мальчика - на поясе, левая рука девочки - за юбочку.) Поворот головы и взгляд – друг на друга. Пройдя полный круг, партнеры возвращаются на свои места. 8- Соскок на две ноги с поворотом обоих партнеров лицом по линии танца (девочка на соскоке должна довернуться вправо, лицом по линии танца). Ноги ставятся в 1 позицию. Соединенные правые руки, не разъединяясь, опускаются вниз, левые руки скрещиваются поверх правых рук. Партнеры принимают исходное положение танца. |
Замечания к танцу "Полька "Вертушка"
- Характер танца веселый, задорный, жизнерадостный, игривый. Движения быстрые, легкие, подпрыгивающие. Танец исполняется легко, в стремительном скачкообразном движении.
- Следить за аккуратным исполнением подскоков.
- На прыжках и соскоках пятки ног должны быть соединены.
Подготовительные упражнения
- Прыжки на двух ногах с поворотами вправо и влево на 1/4 круга (90 град.) и на 1/2 круга (180 град.)
Литература
Описание танца в литературе отсутствует
Стишок-загадка для детей о польке "Вертушка"
Вариант-1
Танцевать нам захотелось.
Любят все мои подружки
Эту полечку
...Вертушку
!
Вариант-2
Всё вокруг вдруг завертелось,
Танцевать нам захотелось.
Я пригласил тогда подружку
Исполнить полечку
...Вертушку
!
Видео к танцу Полька "Вертушка"
На видеоматериалах упражнения к танцу и основные фигуры композиции демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце Творчества Юных.
Запись выполнена на танцевальных семинарах - практикумах Международного Танцевального Совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.