Искусство проникновения ниндзя. Боевые искусства: путь ниндзя Физическое и умственное развитие

Ниндзюцу («искусство скрытности») — японское боевое искусство.

Происхождение

Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.

Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.

Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.

Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.

В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.

Основы учения

Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.

В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путём подражания.

Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:

Тай-дзюцу — искусство владения телом

Бу-дзюцу — работа с оружием

Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)


Рукопашный бой ниндзя

По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.

Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.

Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.

Упор на ведения боя в малых помещениях.

Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)

Упор на приемы ошеломления противника.

Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.

При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.

Снаряжение ниндзя

Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандали) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).

Переменное одеяние — Кавари-гомоно

Амигаса — соломенная шляпа

Доспехи

· Кусари-катабира (кольчужный доспех)

· Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.

Щиты

· Тэцу-но камэ

· Нэрукава-ита

Оружие ниндзя

Огнестрельное оружие Каки

· Фитильные (хинава-тэппо)

· Кремневые (хиути исидзю)

· Духовые (кукидзю)

· Вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч Вакидзаси)

· Ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти)

· Кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку)

Пушка

· Мокухо («деревянная пушка»)

· Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)

Зажигательные средства

· Огненные стрелы Хия

· Бохия — огненная палка

· Утихия — метательная зажигательная стрела

· Хидакэ — огненный бамбук

· Хисякэн («огненный сякэн»)

· Отравляющие средства

· Моппан

· Фуё-но ооги

· Нэмуриби

· Кусагамэ

Запалы и фитили

· Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава.

Мечи, копья, секиры, ножи

· Ниндзя-то, Синоби-гатана — меч ниндзя

· Танто -нож

· Конагината — короткая нагината

· Сибаки-яри — копье

· Камаяри — копье-серп

· Оно — секира

· Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы).

Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп.

Боевые шесты и дубинки

Дзе, Сякудзе, Рокудзе, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.

Верёвки и цепи

· Мусубинава — веревка с грузиком

· Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.

Сякэн («звездочка»), типы: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан и т. д.

· Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата и т. д.

· Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжелым наконечником, напоминает дротик для Дартс, но большего размера).

· Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси.

Легенды и факты о ниндзя

Рассказы о жизни и деятельности ниндзя составляют довольно значительный процент той ауры таинственности, которая окружает мастеров искусства ниндзюцу. Некоторые рассказы правдивы. Но порядочная часть таких историй искажена преувеличениями, в то время как другая часть рассказана людьми с чересчур живым воображением, подпавшими под влияние притягательности ниндзюцу.

Воин хотя и был натренирован справляться с опасностями и презирать смерть, иногда боялся коварного и находчивого ниндзя, чьи проделки не сходили с уст практически каждого горожанина. Простые люди всегда испытывали страх перед ниндзя, и их суеверные мозги лучше всего поддавались влиянию рассказов о ниндзя.

Сами ниндзя никогда и не пропускали случая воспользоваться тем психологическим влиянием, которое они приобретали над простыми людьми благодаря силе легенд, рассказываемых о них. На самом деле большинство ниндзя прикладывали усилия к увековечению подобных рассказов или к созданию новых, в которых ниндзя представали одинаково беспощадными по отношению как к аристократии, так и к простым людям.

Кто в феодальной Японии не слышал о Яма- да Яэмоне, мастере маскировки, который мог, если верить рассказам, иметь сотни лиц и так быстро менять свою внешность, что толпа, через которую он пробирался, запоминала полдюжины или больше его перевоплощений, прежде чем он выбирался из нее.

Касуми Росуке был известен своими хитрыми уловками и приемами. Шимотсуге Кизару, мастер прыжков, прыгал так хорошо и далеко, что представлялся видевшим его буквально летящим по воздуху. Хатчисуко Тензо отличался своей способностью отходить с территории врага, роя ходы под землей.

Будзинкан ниндзюцу

Путь Дракона (Ниндзюцу. Уроки Кекусинкай)

Богрод А.

Б74 Ниндзюцу. Техника боя: Методическое пособие для самостоятельного обучения / А. Богрод. - М.: ФАИР-

ПРЕСС, 2002. - 512 с.: ил. - (Боевые искусства).

ISBN 5-8183-0387-Х

Эта книга, написанная с искренним восхищением древним искусством невидимого воина, дает читателям возможность приблизить свой жизненный путь к Пути воина-тени. Автор показывает методику тренировки ниндзя по рукопашному бою, описывает физическую подготовку и технические приемы основных разделов ниндзюцу, знакомит с некоторыми видами оружия и атакующей техникой боя.

Методический материал поможет построить трени­ ровочный процесс, согласовать взаимодействие различ­ ных разделов, дать конкретные задания, решить вопросы дисциплины и упорядоченности в тренировках.

Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена

в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Богрод А. В., 2001

© Серия, оформление.

ISBN 5-8183-0387-Х

ФАИР-ПРЕСС, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

История ниндзюцу насчитывает более тысячи лет. Это искусство проходит сквозь века невиди­ мым ветром божественного предназначения. Пре­ одолевая время и расстояние, нинпо направляет воина синоби на Путь овладения сверхъестествен­ ными силами, ведет к вечности. В основе доктрины выживания лежат самые полные идеи самозащиты.

Автор, Александр Богрод, член Межрегиональ­ ной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», рассматривает в данном учебном посо­ бии методы тренировки рукопашного боя ниндзя, а также физическую подготовку и технические при­ емы основных разделов ниндзюцу. Их перечень:

Сокрушительная техника ударов руками и ногами.

Комплекс уклонов и уверток в работе с на­ парником и тренировочным оружием.

Акробатическая подготовка.

Боевые формы блокирующих движений.

Контратака и опережающие действия.

Техника поражения конечностей в жестких методах боя.

«Сущностью всех боевых искусств и методов военной стратегии являются самозащита и пре­ дотвращение опасности. Ниндзюцу воплощает

это вообще возможно.

Путь ниндзя - путь терпения, выживания, преодоления опасности и способ превосходить врага во всем...»

Вторая книга Александра Богрода, члена Меж­ региональной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», о древнем искусстве не­ видимых воинов ниндзя. Ее разделы:

Способы исчезновения из поля зрения про­

Техника передвижений.

Разработка суставного аппарата и силовая подготовка.

Традиционные формы освобождения от зах­ ватов.

Подготовительные упражнения к технике ис­

чезновения и изменения направления движе­ ния.

Снаряды в тренировочном процессе.

Методы избегания длительной схватки.

Свод различных технических разделов в

кратких моделях боя.

Основы техники с кэн и ханбо.

Поражения уязвимых точек противника.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Искусство ниндзюцу включает в себя широ­ кий спектр экзотических знаний, которые обес­

ности. Это гораздо больше, чем просто система физических навыков и уловок для шпионажа и

щей среды, все уровни сознания и универсальная

Масааки Хатсуми, 34-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

ниндзюцу

ТЕХНИКА БОЯ НИНДЗЯ

ВВЕДЕНИЕ

шим изменениям, исходящим свыше. Для него су­ ществует лишь один закон - спонтанно реагиро­ вать, адаптируясь к любым условиям таким об­ разом, что само понятие «неожиданность» пере­ стает для него существовать».

Тосицугу Такаматсу, 33-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

Ниндзюцу - искусство быть невидимым. Одна из самых сложных и таинственных клановых воин­ ских систем, пришедшая к нам из далекого и кро­ вавого прошлого Древней Японии. На протяжении многих столетий ниндзюцу оставалось закрытой школой шпионажа с постижением законов Приро­ ды и Человека на основе тайных эзотерических учений горных отшельников Ямабуси.

Познавая секреты «пути овладения сверхъесте­ ственными силами», ниндзя становились неулови­ мыми демонами, проходящими сквозь стены и

всех областей жизнедеятельности человека и ис-

пользуя основу мистических учений, ниндзя при­ обретали могущественную силу управления людь­ ми. Руководствуясь стратегией достижения цели любыми способами, ниндзя доводили до совершен­ ства способность оставаться неуязвимыми в любой боевой ситуации, при любых жизненных обстоя­

тельствах.

подготовки

воинов-теней

многогранна

всеобъемлюща,

приемами рукопаш­

техники ниндзюцу

исчерпывает­

оружия и с

оружием являются основополагающими раздела­ ми в подготовке ниндзя и, наряду с психологи­ ческими установками, во многом формируют во­ ина, давая возможность легко адаптироваться к другим предметам ниндзюцу за счет развитого тела, волевых качеств, умения вести боевые дей­ ствия в непосредственном столкновении с про­ тивником. Без специальных тренировок никакие демонические хитрости не позволят ниндзя оста­ ваться неуязвимым, как тень, и всепроникаю­ щим, как пустота.

Принцип неразделенности всех стилей и на­ правлений в системе обучения ниндзя своими ме­ тодическими корнями уходит и в технику руко­ пашного боя; другими словами, на тренировке па­ раллельно идет отработка отдельных элементов и целых связок, чистых бросков и бросков с удара­ ми, техники с применением оружия и техники без оружия, приемов открытого боя и нападения из-за укрытий. Таким образом нарабатывается комплек­ сное владение приемами относительно изменяю­ щихся условий. В доли секунды приспособиться к изменяющимся условиям - одно из важнейших правил НИН-ПО ТАЙДЗЮЦУ.

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии рассматривается целый ком­ плекс рукопашной техники со специфическими способами нападения и защиты при атакующих действиях противника спереди, сзади и с боков. Материал довольно обширен и охватывает множе­ ство групп техник, принципов и стилевых разли­ чий. В книге не представлена ударная комбинато­ рика в чистом виде, но комбинации, связки про­ сматриваются во многих приемах, к тому же дан­ ный объем технических элементов восполняет этот небольшой недостаток. Как следует изучив мате­ риал книги не только по картинкам, вы уже и сами будете формировать серии ударов, защит, заломов, бросков. О том, как проходит отработка тех или иных технических действий, о способах применения и характерных особенностях мы бу­ дем вести разговор по ходу описания представлен­ ного потенциала техники Тайдзюцу.

ЮНАН ТАЙСО

Юнан тайсо - система общефизических уп­ ражнений, направленных на развитие различных

ние, умение сосредоточиваться.

Специфика ниндзюцу требует прекрасного вла­

ва терпеливых, и вы легко преодолеете любые возникающие на вашем пути преграды. А поня­ тия «тело» и «дух» имеют далеко не односторон­ нее толкование, о них говорится во многих разде­ лах ниндзюцу, к одному из которых мы и перехо­ дим.

В этом пособии представлен комплекс общераз­ вивающих упражнений. Это упражнения, необхо­ димые для повышения подвижности тела, для снижения вероятности травм, таких, как растяже­ ние и разрыв связок, а также для достижения физической выносливости при работе в динами­ ческих режимах рукопашной схватки.

Делать упор на разработку связок в ущерб ос­ новной технике не рекомендуется. Чрезмерный

ЮНАН ТАЙСО

набор разминочных действий в некоторой степени ломает структуру боевых движений. Умеренность в разработке суставов должна подкрепляться на­ сыщенной базой рукопашной техники. Темп тре­ нировки наращивается постепенно, с учетом того, что связки «вышлифовываются» и без целенап­ равленного двигательного воздействия.

Обычно перед началом тренировок проводится

в состояние внутренней готовности постижения

тей и занимает мало времени. Новичкам медита­ ция представляется чем-то несущественным - бессмысленным ритуалом, и они относятся к ней легкомысленно. Но можно сказать, что это нор­ мально. К первым занятиям ученик готов все­ гда, и ему незачем проводить несколько минут в безмятежности, он все равно не совладает с соб­ ственным разумом, требующим реализации сво­ их представлений. Медитация необходима, когда мысли разбросаны, но ты имеешь хоть какое-то представление о ниндзюцу и знаешь к чему сле­ дует стремиться. Чтобы медитация не казалась

мость, прочувствовав необходимость в сосредото­ чении. А пока займемся разминкой.

Существуют два типа упражнений, влияющих на растяжку.

1. Баллистический, или динамический. Выра­ жается в энергичных движениях: махах ру-

от 5 до 60 секунд.

Упражнения из этих групп можно сочетать с отработкой техники отдельных элементов групп ударов и уходов, которые подключаются к комп­

ни к чему долговременное вытяжение суставов, вполне достаточно будет провести 5-10-минутную разминку. Техника изучается от простого к слож­ ному, и на первых порах ни мостики, ни шпагаты не требуются. Во-вторых, если использовать уп­ ражнения растяжки в небольших по времени раз­ минках по три раза в день, ваш прогресс будет не мене заметен, чем при часе основной гимнастичес­ кой тренировки. В-третьих, возможно совмещение растяжки, техники и некоторых силовых упраж­ нений. То есть техника на протяжении всего заня­ тия поддерживается легкой растяжкой и силовы­ ми упражнениями, которые, как правило, выпол­ няются в конце тренировки и сочетаются с упраж­ нениями на растяжение и расслабление мышц.

Итак, задача в обычной разминке - подготовить организм к разнохарактерным тренировочным на­ грузкам, а не перегружать его. Количество повторов каждого упражнения выбирается на ваше усмотре­ ние. Задача суставной гимнастики состоит в увели­ чении растягивающего момента связок. Здесь коли-

чество повторений должно быть упорядочено, напри­ мер, 10-15 повторений в два-три подхода с увели­ чением амплитуды движения в каждом последую­ щем подходе. И еще: изберите наиболее эффектив­ ные, подходящие для вас 20-25 упражнений и выполняйте их с предельной точностью и технично­ стью.

Структура растяжки: начинать стоя, продол­ жать сидя, заканчивать лежа.

Одежда не должна стеснять движений. Капюшон используется по назначению только при отработке специальных способов маскировки и контрольных тестов; на обычных тренировках лицо не закрывает­ ся, дабы не перекрывать доступ кислорода.

Подготовительная часть тренировки включает в себя разминку общую и специальную. Задача об­ щей разминки - разогреть тело, усилить кровооб­ ращение и ввести в режим двигательной работы органы дыхания. Специальная имеет своей целью подготовить организм к восприятию того потенци­

леблется от 10 до 40 минут.

Упражнение 1

Настрой на тренировку, медитация, сосредото­ чение, избавление от излишнего волнения, воз­ буждения; вольные движения различных частей тела как продолжение медитативного настроя.

Упражнение 2

Бег. Темп медленный или средний. Цель: уси­ ление общего кровообращения, переход организма

ЮНАН ТАЙСО

к активной деятельности. Вдох через нос, выдох через рот. Продолжительность бега - 1-2 мину­ ты. Изредка несколько шагов проводятся с подня­ тием колена или захлестом.

Упражнение 3

Дыхание. Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Во время спокойного, без напряжения, вдо­ ха через нос плечи и грудь остаются в покое, жи­ вот выпячивается вперед. Выдох через нос или рот также без напряжения, живот втягивается. Проде­ лывается 3-4 раза.

Упражнение 4

Круговые, с напряжением, движения головой - сначала влево, затем - вправо. Наклоны головы вправо-влево. Наклоны головы вперед-назад. Руки за спиной, ноги в естественном положении.

Упражнение 5

Разминка кистей рук, перегибания одной другую. Вращения кистей, сжатых в кулаки, с небольшим напряжением. Руки вытянуты и немного согнуты.

Упражнение 6

Круговые вращения руками. Ноги на ширине плеч, спина прямая, взгляд перед собой. Выполня­ ются сначала согнутыми в локтях руками, затем выпрямленными с максимальной амплитудой.

Упражнение 7

Махи руками через стороны назад, с последую­ щим скрещиванием перед грудью. Сменяются от­ носительно мягкими рывками выпрямленных рук: левой вниз-назад, правой вверх-назад.

Упражнение 8 (рис. 1)

Заламывание рук различными способами с про­ работкой плечевого и прилегающих к нему суста­

Непростое упражнение, требующее осторожно­ го выполнения. Стоя спиной к стене, поочередно обопритесь о нее ладонями на одной высоте чуть шире плеч. Держа спину прямой, совершить мед­ ленные прокачивания до появления напряжения в мышцах. Повторяете 4-6 раз с небольшими интервалами. В процессе тренировки это упраж­ нение следует выполнять активнее, чем на раз­ минке.

Упражнение 9 (рис. 2)

Растяжение плечевого сустава при подведении локтя с помощью другой руки к центру тела. Заб­ локировать разрабатываемую руку внешней сторо­ ной ладони к боку.

Упражнение 12

Замок двух рук по диагонали сзади. Выполня­ ется удержанием 10-20 секунд или мягким про­ качиванием.

Упражнение 13 (рис. 5, 6)

Упражнение силовое и очень сложное. Развива­ ет ударную мощь кисти посредством жесткого ук­ репления в сгибе. Смена положений в упоре лежа на кулаках. На первых порах, если не получается,

Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить - это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.

Рациональность. Все действия лазутчика подчинялись одной цели и должны были быть строго рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, когда его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего подкрадываться к часовому по шуршащей траве, ежесекундно рискуя, если в него можно бесшумно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? К чему ввязываться в групповой бой, когда легче направить преследователей по ложному следу? Весьма целесообразным считалось использование специального оружия и приспособлений, которые позволяли нейтрализовать противника еще до того, как он вошел в прямой контакт с лазутчиком.

Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приемов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела - от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк.

Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предьщущего. Абсолютно недопустим захват, если еще не решил, как поступишь в дальнейшем. Приемы выполняются лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше. Если таковой достигнут в самом начале приема, продолжать бессмысленно.

Сюрпризность. Поскольку ниндзя обычно сталкивался с профессионалами, отлично владеющими оружием (мечом, копьем и т. д.), победу приходилось добывать нешаблонными тактиками, замешанными на сюрпризности и ставящими врага, в непривычную для него боевую ситуацию. Наиболее распространенными ошарашивающими действиями являлись неожиданность и внезапность нападения, тесно связанные с невидимостью или усыплением бдительности противника своим внешним видом и поведением; непредсказуемые изменения («ломка») дистанции; мгновенные отключения (ослепление, оглушение) или обман (ложный шум) органов чувств; использование стандартного оружия в необычной манере и применение незнакомого врагу оружия (например, шипастых перчаток).

Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, о которой мы вели речь ранее, лазутчик становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать ее как свое собственное тело. Сюда входили, например, и периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве оружия или барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту захода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны

Оценить возможности и уязвимые места врага можно было по многим факторам. По внешнему виду, непроизвольным движениям и лицу определялось, какие точки тела бойца наиболее уязвимы, по телосложению предполагалось, в каких боевых приемах противник несомненно опасен, а по манере двигаться распознавалось его место в системе первоэлементов (стихий), исходя из которого и выбирался свой вариант поединка. Переход на тот или иной вид «боя стихий» должен был происходить рефлекторно, как реакция на подсознательную оценку противника и внешних условий (так, схватка в узком пространстве мало подходила для стиля ветра, а встреча с робким бойцом явно соответствовала стилю огня). Созданию нужных рефлексов способствовала жесткая дисциплина тренировочной схватки, закрепляемая в сонном состоянии с последующим сознательным отказом от каких-либо сковывающих правил.

Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться неузнанным. Идентификация его могла поставить под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфичной маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягиващуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.

Сегодня определенную неузнаваемость могут обеспечить и вполне легальные черные очки, которые, плюс к тому, спасают от махинаций с порошковым или жидкостным ослепителем, не позволяют противнику засечь направление взгляда бойца, мешают прочесть выраженную в его глазах мысль либо, по сужению зрачков, предугадать начало решительной атаки.

В эпоху средневековья ниндзя использовали специальные маски и огневые трюки, выступая в роли демонов (ониби-но-дзюцу), пугающих суеверных врагов.

Невидимость и бесшумность. Характерной чертой боя лазутчика было его стремление оставаться невидимым во время нападения или защиты. Трудно вести бой с тем, кого не видишь; более того, ощущение, что в любой момент на тебя могут напасть непонятно каким образом и откуда, давит на психику и выводит из равновесия. Большинство трюков невидимости основывалось на двух основополагающих направлениях: физическом и ментальном. Первое подразумевало, что боец располагается вне сферы зрения противника; второе - что ниндзя физически находится перед глазами неприятеля, но сознание последнего его попросту не воспринимает. Ко второму виду относится камуфляжная и имитационная невидимость, а также ее усложненные - внушаемый и завораживающий - варианты.

Физическая невидимость тоже имеет несколько модификаций. Во-первых, можно постоянно ускользать из поля зрения противника, используя для этого опережающие движения или соседствующие предметы. Во-вторых, действовать в среде, где чувствительность зрения неприятеля значительно понижена (ночью, в предутреннем тумане, в дымовой завесе). И, наконец, можно попросту отключить зрение недруга, швырнув ему в лицо разъедающий порошок, ослепив в ночное время яркой огневой вспышкой, ткнув пальцами в глаза или щелкнув по кончику его носа кверху.

Характерной тактикой лазутчика, оказавшегося в зоне видимости противника, является стремление исчезнуть из поля его зрения. Используя особенности среды и рельефа, это можно сделать, например, неожиданным уходом (иногда с припадением) к земле, резкой группировкой (сокращением фронтальной плоскости позы) с последующим перекатом в сторону или мгновенным проходом за спину в сочетании с коротким отвлечением внимания неприятеля в другом направлении.

В некоторых случаях вместо того, чтобы заходить за спину противника, его самого разворачивают спиной к себе, используя, например, такие широко известные приемы, как скручивание руками головы или разворот торса с захватом плеч. Уход от зрительного контроля врага делает ваши дальнейшие действия для него опасными и непредсказуемыми. Теперь можно легко провести удушающий прием, отключающий удар в почку или позвоночник, либо, делая сковывающий захват, использовать врага как подручный предмет при защите от нескольких нападающих

Неотъемлемой частью невидимости является бесшумность. Бесшумные движения обеспечивают неожиданность нападения, а значит, и быстроту нейтрализации противника. В бою с ограничением зрения (ночью, при ослеплении) неприятель в основном ориентируется по слуху, и полная бесшумность происходящего (или дезориентирующие обманчивые шумы) вызывает психическое напряжение и делает его игрушкой в руках нападающего.

Бесшумность движений достигается путем постоянных, ставших жизненной обыденностью тренировок. Прежде всего надо выявить и исключить «собственные» шумы, шум нетренированного дыхания, шарканье ног при ходьбе, стук тела при падении и т. д. Выполняя боевые движения, следует проанализировать и осознать, почему они производят шум, после чего попытаться нейтрализовать эти причины.

Другой источник шума - плохо пригнанная униформа, обувь, позвякивание в одежде металлических предметов и т. д.

Маневрируя в боевом пространстве, не следует наступать на шуршащие или ломкие предметы, задевать неустойчивые конструкции, ударяться о стационарные объекты. От таких неприятностей спасают ловкость и осмотрительность, тренированная память на обстановку, маскировка возможной неуклюжести посторонним шумом.

Очень опасный источник шума для ниндзя - человек, обнаруживший его и пытающийся поднять тревогу. Чтобы не допустить этого, сомнительному врагу обычно резко отгибают назад голову и наносят удар ребром ладони по горлу.

Подготовка к рукопашному бою. Существуют два основных способа подготовки к рукопашному бою, принципиально различающиеся между собой. Первый из них основан на подборе определенной совокупности технических приемов, наилучшим образом соответствующих возможностям данного человека. Затем владение этими приемами доводят до уровня мастерства. Ситуации, возникающие в бою, подгоняют в таком случае под избранные приемы. Это способ формализации техники, сведения ее к тем или иным шаблонам. Его концентрированным выражением являются комплексы стандартных технических действий, известные под названиями «ката», «таолу».

И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела, автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что любые заранее отработанные приемы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли «боем стихий». Они имели в виду то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимопереходами, взаимосвязью пяти природных стихий - земли, воды, огня, ветра и пустоты.

Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современого ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают все те же наборы конкретных приемов, только выполняемых в определенной манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Надо не играть в стихию, а быть стихией. Причем перевоплощение должно становиться настолько убедитель-

Ным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

Подготовка к импровизационному способу рукопашного боя ниндзя включает в себя четыре основных аспекта:

Во-первых, необходимо досконально изучить все места человеческого тела, уязвимые для болевого и травмирующего воздействия;

Во-вторых, требуется овладеть эффективной техникой воздействия на эти места точечными ударами, давлением пальцев, рычагами на суставы;

В-третьих, надо добиться совершенного владения своим телом. Речь идет об отработке уклонов и поворотов, падений и прыжков, перекатов и кувырков, колес и фляков, освобождений от сковывающих захватов, мешающей одежды, веревок и оков;

В-четвертых, следует научиться использовать все пять природных стихий таким образом, чтобы они в самом деле определяли необходимую программу действий, запускали ее в ход и беспечивали организм достаточным количеством энергии.

Первые три аспекта имеют традиционный характер. Тут нечего разъяснять, разве что надо сказать о том, какую боевую технику употребляли ниндзя. Это была техника японского дзю-дзюцу, более известного у нас под искаженным названием джиу-джитсу. Четвертый из упомянутых аспектов невозможно понять без объяснения боевой магии ниндзя (см. часть 3).

Методы тренинга в тайдзюцу отличаются от принятых в китайском кэмпо или японском дзю-дзюцу. Там нет места отработке ударов по воздуху или бою с тенью. Удары с самого начала направлены в реальную цель - мешок с тряпьем или с песком, деревья обвязанные соломой, мощные валуны, вращающиеся и подвесные манекены, изображающие самурая в полный рост при оружии. Плюс к этому работа с партнером по разучиванию бросков, болевых заломов, контратак и т. п.

Как уже сказано выше, в тайдзюцу нет ката, по крайней мере в том смысле, который вкладывают в это слово последователи каратэ (т. е. в виде комплекса определенных технических действий, скомпонованных по определенной схеме создателем данной ката). Систематически практикуя такие комплексы, ученик рано или поздно оказывается запрограммированным ими, его сознание уже не выходит за их рамки. Комплекс начинает навязывать человеку работу в том стиле, который зафиксирован в нем. С точки зрения ниндзя это хорошо для динамической медитации, но совсем не подходит для реального рукопашного боя.

Те ката, которые используются в тайдзюцу, делятся на две группы. Во-первых, это чисто учебные комплексы, объединяющие сходные приемы. Например, комплекс прыжков и кувырков с перекатами (кайтэн-но камаэ), комплекс, основных ударов руками (дакэнтай-но камаэ). Они предназначены лишь для облегчения процесса отработки изучаемых движений до автоматизма. Такие учебные комплексы допустимы исключительно на ранних стадиях обучения. Они подобны гаммам в музыке, создавая подобно им прочный фундамент для последующих импровизаций.

Во-вторых, это ката психологических состояний, не имеющие определенной технической расшифровки (куда поворачиваться, где приседать, чем и когда наносить удары). Психологические состояния обусловливают ту или иную манеру ведения боя, его стратегию и тактику, из которых естественно вытекает техника. В нинпо тайдзюцу известно пять основных состояний, сознания, соответствующих пяти первоэлементам - земле, воде, огню, воздуху и пустоте. Платформами для запуска определенных программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. Например, сидзэн-но камаэ - позиция земли, ити-мондэн-но камаэ - позиция воды, дзюмондэн-но камаэ - позиция огня и т. д. «Ключом» же запуска конкретных программ (т. е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие эти первоэлементы.

Один из возможных образов боя Земли - могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камешком (враг). Лазутчик в этом случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесен мощнейшей контратакой, как бы он ни пытался сопротивляться своей неизбежной гибели. Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак «в лоб». Бой Воды, напротив, противопоставляли врагу, действовавшему в аналогичной манере. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз за разом накатывающимися на утесы неприступного берега. Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нем преобладали финты, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя и ломающего все на своем пути...

Для совершенного овладения всеми аспектами боя стихий нужно определенная предрасположенность. Кроме того, очень важным условием является способность к образному мышлению. Если есть трудности в представлении картин природы, насыщенных цветов, различных фигур, то вряд ли стоит терять время на энергетику стихий. Является препятствием и отсутствие способности чувствовать движение энергии внутри себя по каналам и меридианам. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если «зажато» тело, если человек не вполне здоров, если у него нет выработанной привычки ежедневно практиковать сидячую медитацию.

Надо прямо сказать, что овладеть импровизационными боем стихий, как и любой другой мистической техникой ниндзя (например, кудзи-госин-хо) сегодня под силу очень и очень немногим. Слишком велика пропасть между совре-

Меным западным человеком и членом тайного клана в средневековой Японии. Поэтому большинству современников и соотечественников лучше не тратить время и силы на попытки овладеть боевой магией воинов-теней. Следует понять, что их удел - менее экзотические, но более доступные и простые системы рукопашного боя.

Изучение любого приема в тайдзюцу можно условно разделить на четыре этапа.

Первый - это «привыкание к оружию». Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать ее своей. Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель данного этапа - добиться естественности, раскованности движений.

Второй этап - «объединение движений». Речь идет о совмещении конкретных ударов, захватов, бросков с движениями ног и всего тела. Надо научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперед, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте. Главное здесь - слитность выполнения приемов.

Третим идет этап «практического использования приема». Ниндзя учится выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т. д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнером. Основная цель - понять истинный смысл изучаемого приема, довести его исполнение до автоматизма независимо от условий применения.

Наконец, последний этап. Он называется этапом «абсолютной действенности приема». В ходе его требуется до-

Вести владение приемом до такой степени совершенства, чтобы он срабатывал интуитивно, без участия сознания, на «автопилоте». Подключение энергетики организма, сверхъестественных качеств психики (если таковые имеются) происходит на данном этапе.

Бой с оружием в руках строился (и отрабатывался) по таким же схемам. Но, в отличие от своих противников-самураев, ниндзя и в таком бою избегал каких-либо ограничений. Он использовал все, что только могло принести победу. Так, параллельно с оружием в ход шли ноги, отвлекающие трюки, дополнительное воружение (например, посох плюс нож для метания) и даже гипноз. В любом случае характер боя определялся особенностями ситуации и противника. Никаких догм, никаких застывших шаблонов ниндзя не признавали.

Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), и костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колеса (дайсярин) и прыжки (тоби). Уклоны провоцировали врагов атаковать мимо и раскрываться, падения и прыжки ломали привычный для фехтовальщика ритм боя, перекаты и кувырки позволяли неожиданно исчезать из поля зрения врага, изменять дистанцию, уходить от атаки.

Рукопашный бой ниндзя всегда представлял собой импровизацию, возникавшую на основе определеного состояния сознания. Тем не менее, он подчинялся нескольким важнейшим принципам. ПЕРВЫЙ из них гласит: «Достижение максимальных результатов минимальными средствами» (Ин-син тонкэй). Именно он определял все стратегические, тактические и технические особенности действий воинов-теней.

Применительно к рукопашному бою этот принцип выражался в следующей идее: победить во что бы то ни стало,

Избрав наиболее рациональные средства достижения победы. Это означает, что необходимо максимально использовать различные хитрости и уловки, атаковать противника по возможности неожиданно, сзади или сбоку, не давать ему возможности нанести полноценный удар. Например, отвлечь на мгновение его внимание своим воплем, или бросить ему в лицо горсть ослепляющего порошка, ком земли, какой-то оказавшийся под рукой предмет. Бой лучше всего вести в условиях плохой видимости - ночью, в дыму, тумане, темном помещении, максимально используя свое умение сражаться именно в такой обстановке.

Наилучшие приемы поражения те, которые срабатывают вне зависимости от массы и физической мощи противника. Например, удары в горло, глаза, висок, пах, по ключицам и позвоночнику, болевые воздействия на пальцы, кисти рук, нос, половые органы и т. д. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары мечом или захваты с бросками и болевыми удержаниями) следует противопоставлять непривычную для него тактику - резкие уходы с линии атаки, удары ногами в нижнем уровне, кувырки, метание игл, звездочек, ножей, камней...

Все перечисленное, вместе взятое, приводило к тому, что самураям, этим постоянным врагам ниндзя, трудно было предугадывать их манеру ведения боя. В свою очередь, неопределенность ситуации лишала «буси» уверенности в себе, замедляла реакцию, снижала скорость и точность проведения приемов. Однако принцип «ин-син тонкэй» удается автоматически воплощать во всех случаях без исключения лишь тогда, когда он становится принципом всей жизни: в труде, в отношениях с другими людьми, в практике боевых искусств.

ВТОРОЙ важнейший принцип - это предпочтение метода (вадза) в противоположность форме (ката). Если в «ката» упор делается на соответствие отрабатываемых движений каким-то заданным образцам, то в «вадза» все определяется эффективностью тех или иных движений в каж-

Дом конкретном случае. В процессе обучения ученику показывают только общую схему различных приемов, а наиболее удобные способы их исполнения, работающие на него, не на формальный образец («правильно только так») он должен найти сам. Такой метод является более трудоемким по сравнению с «ката», зато выработанные однажды навыки не теряются со временем. Ведь они основаны на биомеханических возможностях этого человека, а не мастера, жившего пятьдесят или сто лет тому назад.

Поэтому нельзя утверждать, что тот или иной прием выполняется только тем способом, который показывает инструктор. Все зависит от личных качеств и возможностей ученика. Тайдзюцу требует самостоятельного поиска наиболее рациональных, экономичных и эффективных способов выполнения различных приемов. Указанный принцип раскрывается в следующих четырех постулатах: естественности, текучести, ритма, дистанции.

Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать боевые приемы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приемов. Следовательно, лишь превратив всю свою жизнь в непрерывный тренинг, а окружающий мир - в свою «додзё», можно достичь подлинной естественности собственных действий. Следует напомнить в этой связи, что жизнь мальчика, подростка, юноши, взрослого мужчины в любом клане ниндзя и была, по существу, таким тренингом.

Текучесть движений (ногарэ) означает плавный переход одних приемов в другие, что образует непрерывную цепь атакующих и защитных действий без малейших пауз между ними.

Например, блокирующее движение переходит в захват, захват - в бросок, бросок сменяется ударом, удар - удушением или переломом шейных позвонков и т. д.

«Естественное оружие» ниндзя: кулак, пальцы, ладонь

Не следует стараться обязательно доводить до конца каждый прием, независимо от изменений в ситуации боя. Вот противник захватил вашу руку. Для освобождения от захвата вы используете рычаг на его кисть наружу. Однако прежде, чем вы успели провести этот прием, противник отпустил вас. А ведь именно это и было вашей целью. Имеет смысл немедленно нанести удар освободившейся рукой, и дальше действовать по обстановке. Обеспечение текучести в бою возможно за счет разнообразия освоенной техники, в сочетании с психической и физической раскованностью.

Понятие ритма (рицудо) сводится к тому, что любой поединок представляет чередование определенных движений (тех элементов, из которых складываются приемы, передвижений, уклонов) с какой-то частотой. Чувство ритма позволяет выигрывать инициативу, так как начав действовать в том или ином темпе, человек сохраняет его некоторое время, хотя бы секунду или две. Подстраиваясь под ритм противника, а затем внезапно ускоряя либо замедляя свои движения, можно «вклиниваться» в его действия. Или же просто навязывать врагу свой собственный ритм. Можно также сказать, что чувство ритма определяет своевременность использования различных приемов. Например, незачем уклоняться от еще не начавшегося удара или ставить блок тогда, когда удар уже проведен.

Требование «соблюдать дистанцию» (ма-ай) вызвано необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Вы же должны иметь возможность атаковать его наверняка. Еще это требование означает, что не стоит тратить силы напрасно, атакуя с неверно избранного расстояния, так как атака неизбежно «провалится» в пустоту или, что еще хуже, подставит вас под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого «чувства противника» и умения перемешаться. Все указанные компоненты вырабатываются только практикой. Тут не помогут никакие медитации.

ТРЕТИЙ принцип тайдзюцу формулируется следующим образом: «Тело и оружие едины» (кентай-итиё).

Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис - «оружие является продолжением тела». В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движений тела. Бьет ниндзя кулаком или кастетом, метает звездочку или нож, работает с кёкэцу-сёгэ или с посохом, от этого ничего не меняется. Состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии - все остается неизменным.

Отношение к телу как к оружию связано с соблюдением нескольких требований. Первое из них звучит так: «удар из любого положения». Кисть руки, стопа ноги, локоть, колено, палец начинают свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений типа замаха, приведения кулака к бедру, предварительного выноса ноги, скручивания корпуса и т. п.

Второе требование: в реальном смертельном бою нет места внешне впечатляющим, но фактически безвредным движениям. Любой удар должен идти в конкретную точку поражения, а не в абстрактный «средний» или «верхний» уровень. Кроме того, каждый удар необходимо наносить минимальной ударной поверхностью (пальцем, одной из граней сжатого кулака, локтем, ребром стопы), что обеспечивает мощную разрушительную волну внутри тела.

Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бью-

Щую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.

Еще одно требование получило название «блок и удар - одно целое» (укэ-кимэ-итиё). Оно подразумевает, что парирование и контрудар должны сливаться в одно действие. Никаких изолированных жестких блоков типа каратистских «агэ-укэ» и «гэдан-барай». Блок в тай-дзюцу - это фактически стопорящий удар по точке, расположенной на атакующей конечности противника. А во многих случаях еще и продолжение своего встречного движения до соприкосновения с корпусом или с головой оппонента...

Ниндзя — таинственные призраки, скрывающиеся в тени. Они способны пробраться в самую защищённую твердыню, чтобы нанести смертельный удар врагу. Умения этих неуловимых наёмников вселяли страх и трепет в людей, придавали им образ ужасающих демонов ночи. На сегодняшний день о бесшумных убийцах знает каждый — дети играют в ниндзя, про них снимаются сотни фильмов, создаются мультипликационные произведения. Образ человека в тёмных одеждах, метающего сюрикены и бегающего по стенам, прочно засел в общественном сознании. Поэтому сегодня трудно сказать, каковы на самом деле были ниндзя, что есть правда, а что — лишь красивая история.

Ямабуси

Появлением первых ниндзя мир обязан монахам-отшельникам, жившим в горах. Они исповедовали Сингонскую ветвь буддизма и назвались Ямабуси. Эти люди обладали исключительными знаниями о человеке и природе. Они были мастерами траволечения и изготовления ядов, могли как исцелять болезни, так и убивать. Также Ямабуси были знатоками акупунктуры и обладали способностями, значительно превосходившими возможности простого человека.

Ямабуси закаляли себя изнурительными тренировками, так как считали, что тело — отличный инструмент для воспитания духа. Крестьяне любили и уважали этих таинственных отшельников, так как они могли исцелять болезни людей и животных, спасать урожаи и, как гласят легенды, даже управляли погодой. Познания Ямабуси в естественных науках существенно опережали своё время — они отлично разбирались в астрономии, химии, ботанике, медицине, что лишь усиливало веру в их сверхчеловеческие способности.

Возникновение первых ниндзя

Со временем беспощадные тренировки отшельников стали давать свои плоды — они научились мастерски управлять своим телом и разумом. Ямабуси могли сознательно контролировать не только своё дыхание, но и пульс. Поселения монахов стали привлекать людей, которые не нашли себе места в обществе. Среди них были также ронины, искусно и другими видами оружия. Они внесли свой вклад в практики, которыми занимались отшельники.

То, что эти люди жили среди дикой природы, сделало их мастерами маскировки, а также подарило им способность выжидать. Ведь в горах не было спешки и суеты, столь обычной для остального мира. Это наделило предшественников ниндзя безграничным терпением и качествами характера, недоступными простому обывателю. Они могли уверенно выживать среди дикой природы и мгновенно скрываться в естественном ландшафте. Столь выдающиеся достижения привлекли к Ямабуси власть имущих, желающих использовать их уникальные навыки в своих целях.

Занятия ниндзя

Чем занимались легендарные воины тени? Зачастую их занятия были куда прозаичнее, чем показано в фильмах и книгах. Приёмы ниндзя позволяли им играть любую роль. Встретить одного из них в классических чёрных одеждах, скрывающих лицо, было практически невозможно. Ниндзя всегда соответствовал среде, в которой ему приходилось работать. Если он был в обществе самураев, то он вёл себя как самурай и был одет соответственно. Среди крестьян и нищих он был облачён в лохмотья. Актёрская игра такого лазутчика была столь искусна, что могла обмануть даже самого хитрого врага. Зачастую работа ниндзя проводилась так тихо и гладко, что невозможно было даже узнать о том, что он тут был.

Вопреки стереотипному мнению, эти гении маскировки крайне редко участвовали в заказных убийствах. В основном они занимались разведкой, добычей секретной информации и проведением диверсий в лагере неприятеля. То есть ниндзя были аналогом Джеймса Бонда, а не безжалостными наёмными убийцами, хотя, по всей видимости, их привлекали и к такой деятельности, так как они в совершенстве осваивали приёмы рукопашного боя.

Кем были ниндзя

Чтобы быть искусным наёмником, ниндзя приходилось перестраивать всю свою жизнь. Поэтому они не занимали определённое место в японской иерархии, а были вне её. В рядах ниндзя можно было встретить представителей любого сословия. В кинофильмах часто показывается противостояние самураев и лазутчиков, облачённых в тёмные одежды. Но на самом деле основными заказчиками ниндзя были именно самураи, постоянно воевавшие между собой. Более того, если один из них разорялся, то он зачастую переходил в один из кланов ниндзя, где весьма кстати приходилась самурайская техника боя.

Встречались в таких кланах и простолюдины. При этом нет доказательств того, что они заступались за крестьян и защищали их от самураев. Скорее всего, это лишь красивые легенды, романтизирующие образ ниндзя. Важно понимать, что воины ночи были наёмниками и выполняли любую работу, за которую им готовы заплатить. То есть решающим фактором в жизни их кланов были деньги, а не моральные ценности и убеждения. Кто больше заплатит, тому они и помогут. Поэтому приёмы ниндзя были направлены больше на шпионаж и добычу секретных сведений, чем на устранение врага.

Времена существования ниндзя

Считается, что кланы ниндзя окончательно сформировались примерно в X веке нашей эры. В те времена их услугами пользовались вельможи для разрешения своих конфликтов. Секретные приёмы ниндзя идеально подходили для получения преимущества в борьбе за власть. Особенной популярностью услуги синоби пользовались во время объединения Японии. Это происходило приблизительно в 1460-1600 годах. Тогда все стороны конфликта пользовались услугами ниндзя, чтобы получить хоть какое-нибудь преимущество в этой чудовищной войне.

Однако, в последующие годы сёгун Токугава решил, что слишком опасно оставлять свободолюбивые кланы. Более того, раз уж ниндзя были наёмниками, служившими тому, кто хорошо платит, то их услуги могли быть использованы против него, что совсем не входило в планы амбициозного сёгуна. В результате он стравил между собой два крупнейших клана — Ига и Кога. Кровопролитное противостояние между ними закончилось тем, что большинство ниндзя были уничтожены. Оставшиеся в живых были слабы и разрознены, что заставило их присягнуть на верность Токугаве.

Синоби и война

В фильмах часто показывают, как полчища ниндзя штурмуют крепость или рубятся с самураями. Однако участвовать в прямом противостоянии было нелогично для воинов ночи. Боевые приёмы ниндзя были рассчитаны на тихое устранение цели или ведение партизанской войны, но уж никак не на противостояние неприятелю в чистом поле. Конечно, прямое столкновение не оставляло шанса таинственным диверсантам. Но они были грамотными стратегами и не допускали ведения войны по правилам врага. Зато их помощь могла оказать решающее влияние на исход войны, так как ниндзя, проникший в крепость неприятеля, мог наделать много шума, устроить диверсию и деморализовать противника.

Мастера маскировки могли проникнуть в стан врага как в мирное время, так и во время крупномасштабных боевых действий. Их целью становились военачальники или стратегические объекты. Также информация, которую добывали эти бесстрашные лазутчики, могла предоставить их нанимателю решающее преимущество, переломить исход войны.

Приёмы ниндзя

На сегодняшний день как грибы после дождя, повылезали всевозможные школы обучения искусству воинов ночи. В них фанаты фильмов про ниндзя изображают из себя умелых убийц и разведчиков. Однако эти люди, в большинстве своём выдумывают приёмы ниндзюцу, чтобы получить деньги с доверчивых учеников. Вообще трудно сказать, что искусство синоби было столь же структурировано и понятно, как, например, карате или дзюдо. Нет никаких доказательств того, что все они пользовались какой-то одной техникой для достижения своих целей. Скорее это были общие принципы и методы выживания в экстремальных условиях.

Подготовка ниндзя напоминала подготовку бойца спецподразделения, а не боевые искусства Японии. Но до сих пор находятся тысячи энтузиастов, кидающих сюрикены и выполняющих сложные акробатические трюки в стилизованных чёрных костюмах. Целая индустрия выросла вокруг этого занятия. Каждый, кто твёрдо решил стать современным ниндзя, может пойти в магазин и приобрести себе костюм, сюрикены и всевозможные цепи. Зайдя в интернет, вы можете без проблем приобрести «меч ниндзя» и стать самым крутым на районе. Как же на самом деле проходило обучение воинов ночи?

Строение кланов

Со временем кланы ниндзя стали чётко структурированными и полностью сформированными структурами. В такой клан постороннему человеку попасть было практически невозможно. Знания передавались от отца к сыну и тщательно оберегались от чужих глаз. Особенно ревностно хранились свитки с приёмами ниндзюцу, обучение постороннего каралось смертью. Каждый клан специализировался на особых, свойственных только ему, техниках. Некоторые из них были специалистами в проведении диверсий, кто-то отдавал предпочтение ядам, а кого-то кормили коварные засады.

Внутри кланов синоби была чёткая иерархия. Верхушка занималась заключением договоров, подписанием контрактов, вступлением в союзы и выходом из них. Имелась и средняя прослойка, целью которой был контроль над исполнением приказов сверху. На нижней ступени иерархической лестницы находились обычные исполнители. То есть, кланы ниндзя были серьёзными организациями с суровой дисциплиной и ярко выраженной иерархией.

Костюм ниндзя

Привычные нам чёрные костюмы, по которым каждый может узнать ниндзя, являются, скорее, продуктом кинематографа, чем отражением реального положения вещей. Чёрный цвет не лучшим образом подходит для маскировки, так как встречается в природе крайне редко. Поэтому чаще всего использовались разные оттенки коричневого и серого цветов. Именно они позволяли слиться с окружающим миром наиболее полно. Пресловутый меч ниндзя также не был излюбленным оружием неуловимых лазутчиков. Они предпочитали цепи, плуги, выдвижные копья, сюрикены и прочие инструменты, которые было легко спрятать или выдать за орудия крестьянского труда.

Синоби использовался нечасто, так как в большинстве случаев воины ночи маскировались под окружение, чтобы максимально простым и эффективным способом добраться до цели. В было множество карманов, в которые помещались лекарственные травы, яды, иглы и сюрикены, а также иные орудия ведения боя.

Специализированные орудия

В арсенале ниндзя были не только приёмы рукопашного боя и холодное оружие. Также они умело использовали крюки, лестницы, верёвки и прочие вещи, с помощью которых можно было попасть в дворцовые покои или преодолеть крепостную стену. Еще синоби знали толк в использовании взрывчатых веществ, которые помогали посеять панику в стане врага или пробить брешь в стене. Обувь ниндзя также была приспособлена для выполнения их задач.

Часто с собой они носили специальные дыхательные трубки. Приёмы ниндзя позволяли им подолгу находиться под водой, дыша через тоненькую трубочку. Но самым сильным оружием этих коварных разведчиков было их знание психологии. Они могли играть любую социальную роль, втереться в доверие к нужному человеку. Ниндзя умели управлять собственным сознанием, что позволяло им переживать тяжелейшие испытания, не испытывая при этом дискомфорта.

Нобунаги Ода

Как ни пытались ниндзя воздерживаться от прямого участия в войне, у них это не получилось. Нобунаги Ода, жёсткий военный лидер, желавший объединить страну, сумел-таки уничтожить клан Ига — сильнейшую организацию синоби. Он в местности, где обосновался этот могущественный клан и в результате жестокого противостояния сумел победить своих врагов. Оставшиеся в живых представители клана разбрелись по стране. Однако эта победа далась храброму самураю непросто. Многие тысячи солдат полегли от рук ниндзя.

Ниндзюцу сегодня

Современные ниндзя едва ли изучают боевые Они не бегают по стенам и не метают иглы. Разведывательные управления существенно изменили свои методы работы за последние столетия. Конечно, методы тренировок, используемые древними лазутчиками, актуальны и по сей день. Например, в специальных подразделениях, которым нужно уметь выживать в дикой природе и вести бой в лесу. Но видеозаписи с названиями «Приёмы ниндзя для начинающих» или разнообразные пособия «Ниндзюцу для чайников» являются просто грамотным коммерческим ходом и не имеют ничего общего с таинственными воинами ночи. Однако синоби и их уникальный жизненный путь являются ценным культурным наследием, которое не должно быть утеряно.

В истории японских боевых искусств, ниндзя, которых ещё называли воины-тени, являются самым таинственным сообществом, загадки которого не разгаданы и по сей день. Легенды гласят, что ниндзя обладали сверхспособностями и были непобедимы в бою. Они молниеносно появлялись в самых охраняемых местах, преодолевая любые преграды, выполняли свою задачу и так же быстро исчезали. Их считали опаснейшими противниками японских самураев, полагая, что для ниндзя нет норм и правил, сформировавшихся в обществе. На деле же, ввиду того, что эти воины тщательно скрывали свои умения и знания, их история оказалась завуалирована всевозможными слухами и домыслами.

Боевое искусство ниндзюцу (искусство скрытности), воспитавшее поколения уникальных мастеров, является одним из самых эффективных. Ниндзюцу прекрасно совершенствует как физическую силу человека, так и его духовную основу. Кроме того, эта комплексная дисциплина обучает искусству шпионажа, методу диверсионной работы в тылу врага, элементам выживания в экстремальных условиях и другим необходимым качествам воинов высшей категории.

Исследователи предполагают, что кланы ниндзя зародились в сообществах горных отшельников ямабуси, исповедовавших направление буддизма школы Сингон (буддийская школа Японии).
Ямабуси практиковали тяжёлые, утомительные тренировки и развитие экстраординарных способностей. Они достигали полного единения с природой, сохраняя накопленные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии.

Происхождение самого искусства ниндзюцу, как и многие восточные единоборства, связывают с китайскими источниками. Если сравнивать с другими видами, то методы ниндзя больше всего подходили для спонтанных жизненных ситуаций, где нет правил ведения боя и шаблонных приёмов. Войны-тени искусно владели всевозможными видами оружия, выходя за рамки стандартных схваток, навязывая противнику собственные правила боевых ситуаций и, тем самым достигали поставленных целей.

Глеб Николаевич Музруков (один из ведущих специалистов по боевым искусствам Дальнего Востока, заслуженный тренер России по ушу):

«Изучая историю ниндзюцу, листая пожелтевшие страницы древних книг, прикасаясь руками к рукояти мечей, которые когда-то сжимали руки настоящих мастеров ниндзюцу, невольно задаёшся вопросом: «Неужели всё это в прошлом, и то, что мы видим в многочисленных фильмах о ниндзя относится лишь к области преданий и фантастики?» Чтобы дать ответ на этот вопрос, нyжно пpежде всего хоpошо пpедставлять себе главнyю цель, котоpyю ставили пеpед собой создатели школ ниндзюцy далекого пpошлого. Эта цель — полная, абсолютная эффективность в боpьбе с пpотивником, тpебовала от ночного воина не только автоматизма в yпpавлении своим телом и сознанием, не пpосто yсвоения опpеделенного набоpа методик и доктpин. Всё это само по себе было лишь подготовкой — одним из этапов в длительном пyти «мyся сюгё» — поисках истины воина. И лишь выковав стальной хаpактеp и несгибаемyю волю, сделав из хpyпкого человеческого тела непобедимое оpyжие, побоpов стpах и пpиобщившись к эзотеpическомy знанию, ниндзя постигал высшyю истинy воина и становился непобедимым в полном смысле этого слова. Боpьба была смыслом и целью его жизни, и вне этой боpьбы ночной воин себя не мыслил. Многие автоpы пишyт о жестокости и безнpавственности ниндзя, котоpые не пpизнавали сложившейся в миpy системы ценностей. Однако эта точка зpения не совсем веpна, ибо сами воины-тени были пpедставителями иной кyльтypы с дpyгой ценностной шкалой, и высшим меpилом для ниндзя была та цель, котоpyю он пеpед собой ставил.

Понятий добpа и зла попpостy не сyществовало, посколькy, бyдyчи адептами эзотеpических yчений высшего поpядка, ниндзя понимали всю yсловность, относительность pазделения на «хоpошее» и «плохое», воспpинимая миp во всей его целостности и неделимости. Hочной воин в выбоpе сpедства, пyти и pешения pyководствовался лишь интyицией, но понимал её не в совpеменном смысле «необъяснимой способности пpинимать пpавильное pешение», «шестого чyвства» или «подсказки свыше». Для ниндзя интyиция была закономеpным pезyльтатом долгого и тpyдного пyти — чyвством совеpшенно опpеделенным и отнюдь не загадочным, качеством сознания, котоpым ночной воин должен был обладать, пpиобpетая его с помощью специфических yпpажнений. Способность, не анализиpyя, видеть истинy, освобожденнyю от эмоциональных оценок, понимать сyть вещей в их данности, не соотнося этy данность не с какими категоpиями,- это и была интyиция ночного воина. Может показаться паpадоксальным, но это не было «шестое чyвство», ибо ниндзя мог не веpить своим глазам, yшам и pyкам, мог не полагаться на обоняние, но на свою стопpоцентнyю интyицию — кy-но сэйкай — способность постигать сyть pеальности вне ее частных пpоявлений, он полагался всегда. Пyть к обpетению этой yдивительной способности лежал чеpез фоpмиpование совеpшенно особого типа миpовоспpиятия, а сpедством была медитация. Бyси дзэнпо — способы самопознания воина чеpез молчаливое самоyглyбление содеpжали одиннадцать стyпеней активной медитации на заданной теме: пеpвый ypовень — тино ката — земной ypовень — сосpедоточившись на мысли о бpенности человеческого тела, нyжно было во всей полноте пpедставить себе, насколько слаб, несовеpшенен и беспомощен человеческий оpганизм как таковой, мысленно yвидеть пpоцесс быстpого стаpения, и неизбежной смеpти, свыкнyться с мыслью о тысячах болезней, котоpые могyт pазpyшить этy хpyпкyю оболочкy. Этот этап лyчше всего помогал почyвствовать огpаниченные возможности тела, «yвидеть» его pеальность. Втоpой ypовень — сyйно ката — ypовень воды пpедyсматpивал медитацию на темy о неадекватности того воспpиятия pеальности, котоpое дают нам оpганы чyвств. Hа этом ypовне следовало пpедставить себе все веpоятные типы ситyаций, в котоpых оpганы чyвств могyт обманyть вас, введя в заблyждение, и дать искаженнyю каpтинy того, что пpоисходит вокpyг. Тpетий ypовень — кано ката — ypовень огня был посвящен медитации на темy непостоянства и несовеpшенства человеческого yма. Следовало pазмышлять о том, как быстpо меняются в мозгy человека стеpеотипы, как то, что вчеpа казалось высшей ценностью yтpачивает всякий смысл, сколь иллюзоpно деление на хоpошее и плохое и т.д. Цель медитации на этy темy осознать слабость человеческого yма и неистинность любого yмозаключения. Четвеpтый ypовень — фyно ката — ypовень ветpа был посвящен постижению собственной незначительности и ничтожества во Вселенском масштабе, в пpостpанственном и вpеменном измеpениях. Пятый ypовень — возвpащение к ypовню земли — медитапия о том, как матеpиальное в этом миpе стpемится возобладать над дyховным, с целью избавиться от пpивязанностей и желаний. Шестой ypовень — возвpащение к ypовню воды,
медитация на темy полного отождествления себя с окpyжающими, с целью избавления от эмоций, вызываемых общением с людьми. Седьмой ypовень — возвpащение к ypовню огня — pазмышления о взаимосвязи пpичины и следствия, для избавления от ложных сyждений. Восьмой ypовень — возвpащение к ypовню ветpа — медитация на темy множественности пpоявлений pеальности, с целью избавиться от огpаниченности воспpиятия. Девятый ypовень — кyно ката — ypовень пyстоты — медитация на дыхании — т.н. нейтpальная концентpация с целью войти в состояние безмыслия. Десятый ypовень — тайкино ката — ypовень «Великого пpедела» — мысленно пеpеносясь в бyдyщее, следовало из этого вообpажаемого бyдyщего как бы yвидеть себя в пpошлом (настоящем) с целью оценки пpавильности пpинятого pешения. Одиннадцатый ypовень — мокино ката ypовень беспpедельности, ypовень видения бyдyщего, исходя из относительности понятия вpемени.

Таковы были одиннадцать стyпеней медитации, пpоходя чеpез котоpые ночной воин обpетал пpосветление и даp адекватного воспpиятия миpа. Обладание этим эзотеpическим знанием — высшей мyдpостью и делало ниндзя непобедимыми, посколькy дистанция междy ними и обычными людьми во всех отношениях составляла yже несколько поpядков. Hиндзя мог пpедвидеть бyдyщее и поэтомy, в опpеделенной ситyации мог пожеpтвовать жизнью, ибо видел,
что в бyдyщем эта жеpтва поможет достичь цели, и он, меpтвый одеpжит победy над вpагом!

Способность к пpедвидению пpоявлялась y ниндзя и на более низком, yтилитаpном ypовне, напpимеp, во вpемя боя ночной воин, опpеделяя энеpгетический центp поединка, постоянно находился в нем, yгадывая каждое движение пpотивника. Это позволяло вести бой в соответствии с пpинципами кедзицy тэнкан-хо — методами чеpедования воспpиятия истинного и ложного, когда медленное движение казалось молниеносным, неподвижность оказывалась молниеподобной быстpотой, а мягкость таила сакки — смеpтоноснyю силy.

Пpиводимые пpимеpы позволяют понять какими пpотивниками были ниндзя в действительности, и почемy даже пpезиpавшие смеpть самypаи неpедко теpяли самообладание и чyвствовали себя беспомощными пеpед высшим мастеpством ночных воинов.

Если говоpить о боевом искyсстве — то ниндзюцy является его веpшиной, посколькy возводит в абсолют пpимат эффективности, в то вpемя как школы тpадиционного бyдзюцy (а сейчас бyдо) всё больше и больше становятся вещью в себе, обpастая нефyнкциональными самоценными чеpтами,
pитyалом pади pитyала и т.д. В качестве пpимеpа можно пpивести тpениpовки в специальных костюмах свободного кpоя, босиком, на мягких матах, в защитном снаpяжении, по опpеделенном пpавилам (в пах не бить, в глаза не бить и т.д.). Попpобyйте зимой, на обледенелом асфальте yдаpить пpотивника ногой в головy, или попpосите y готовящегося пpоткнyть вас ножом бандита соблюдать пpавила, и вы сами yбедитесь в yдивительной неэффективности и нефyнкциональности многих пpиемов каpатэ, таэквондо и дp. Да, эти виды бyдо пpививают опpеделенный навык самозащиты, yлyчшают pеакцию, ставят yдаp и защитy, но одновpеменно с этим yбивают спонтанность и интyицию, омеpтвляют и пpевpащают в схемy живое воспpиятие pеального боя с его постоянно меняющейся ситyацией. Именно об этом писал Бpюс Ли в «Тао Цзецyань дао» — пyти опеpежающего кyлака и большинство высказанных им мыслей повтоpяют основные заповеди нинпо — высшей истины воина.

Пpошло вpемя легендаpных самypаев, забылись жестокие междyyсобицы Дpевней Японии и, мелькнyв ночной птицей, канyли в пpошлое воины-невидимки, yнося с собой секpеты своего yдивительного мастеpства. Hиндзюцy пpинадлежит своей эпохе, и пытаться воссоздать его в наши дни так же бесполезно, как пытаться повеpнyть вpемя вспять. Дошедшая до нас из глyбины веков истоpия воинов-теней слyжит yдивительным пpимеpов того, чего может достичь человек, обладающий знанием и веpой». («Ниндзя: воины-тени»)

Вконтакте

В продолжение темы:
Фитнес

20-летняя модель Алиса Касьянова обратилась на передачу Первого канала «На самом деле». Она заявила, что 56-летняя певица Светлана Разина делает все, чтобы разрушить ее...

Новые статьи
/
Популярные