О гитаре и теппинге. Тэппинг (техника игры на гитаре) История тэппинга и великие гитаристы

Рад приветствовать тебя в части, посвященной тэппингу. Без этой техники сейчас трудно представить себе рок-музыку, да и игру на электрогитаре в целом. Тэппинг стал неотъемлемой частью игры любого уважающего себя гитариста. Считается, что основоположником тэппинга является Джимми Уэбстер, который одним из первых начал широко применять ее в своей игре. Однако популяризовал данную технику, принеся ее в массы, несомненно, Эдди Ван Хален.

Кто-то возможно спросит, а что собственно такое этот тэппинг. Тэппинг – это техника игры на гитаре, которая строиться за счет ударов пальцами по струнам гитары. В данной части я проведу тебя от самых азов – тэппинга на одной струне, до вершин мастерства – полноценного двуручного тэппинга, именуемого также фортепианной техникой, в которой каждая рука играет свою партию. Параллельно мы затронем такие темы, как перкуссивная техника, тэппинговые флажолеты, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что каким-либо образом связано с тэппингом.

Ну а теперь к основам. В первую очередь скажу, что приступать к данной части следует только после того, как урок переменный штрих, гаммы будет тобой полностью изучен. Здесь, как и в части, посвященной переменному штриху, все начинается с игры на одной струне. Обратимся к видеошколе Троя Стетины «Guitar Shred ».

Упражнение 1. Поставь первый палец левой руки на пятый лад первой струны, третий пусть зависнет над восьмым ладом. Теперь ударь указательным пальцем правой руки по двенадцатому ладу. Затем сдерни палец так, чтобы зазвучала нота ЛЯ на пятом ладу. После этого ударь третьим пальцем левой руки по восьмому ладу. И снова указательным правой по двенадцатому. Так можно продолжать до бесконечности.

Упражнение 2.Тоже самое, только в обратной последовательности. Я уверен, ты слышал как предыдущую, так и эту последовательности в тысячах соляках, только в гораздо более быстром темпе.


Упражнение 3. Теперь перейдем от триолей к обычным шестнадцатым. Если ты не знаком с триолями, прочти о них в уроке упражнения из ада из части переменный штрих.


Упражнение 4. Противоположное предыдущему.


Упражнение 5. Помимо третьего и первого пальцев левой руки необходимо тренировать и остальные. Здесь участвует четвертый. В первых двух тактах основное упражнение. В остальных четырех – его вариации. Придумай похожее упражнение, в котором будет участвовать второй палец вместо третьего.


Упражнение 6. Помимо всего прочего необходимо тренировать руки перемещаться вдоль грифа. Это упражнение заложит основы в этом навыке.


Упражнение 7. В качестве теста предлагаю сыграть тебе отрывок из знаменитого соло Эдди Ван Халена – « Eruption ». Играется оно на второй струне, что возможно станет небольшой проблемой. Однако преодолев ее, ты сможешь подняться на новый уровень.

Первый урок подошел к концу. Переходи к следующему уроку только после того, как сможешь играть все упражнения данного на скорости 100 УВМ. Удачи!

Кто же изобрел этот новый способ извлечения звука под названием тэппинг? Классические гитаристы, знают один специфический прием (vibration - название приема ассоциируется с вибрацией, хотя ничего общего с этим приемом не имеет). Суть его в следующем. Гитарист зажимает аккорд ударом левой руки по струнам, т.е. берет аккорд с размаху одной левой рукой. Правая рука при этом может исполнять другую партию, например, играть тремоло. Если внимательно рассмотреть этот прием, то в нем можно увидеть зачатки нового принципа игры. Кстати, этот прием у классиков настолько распространен, что имеет собственное обозначение в нотной записи. Если звуки извлекали одной левой рукой, то уж точно кто-то догадался это сделать и правой. Можно утверждать, что попытки играть тэппингом делали еще испанцы за пару веков до рождения Эди Ван Халлена. Почему же "фортепианная" техника не получила широкого развития на акустической гитаре? Во-первых - тихое звучание. Гитара и так не громкий инструмент, а тэппингом в акустическом варианте можно играть только затаив дыхание, так как оно находится практически на одном динамическом уровне с "тэппинговой" музыкой. Но это пол беды. В акустическом звучании, при звукоизвлечении ударами по струнам между ладов, возникают призвуки, от колебания другой части струны (от зажатого лада до верхнего порожка). Эти проблемы не могли способствовать развитию тэппинговой игры.

Появление электрогитары открыло возможность в полной мере использовать нераскрытый потенциал этого удивительного инструмента. На электрогитаре громкость зависит только от мощности усилителя, да и призвуки от ударов по струнам практически не слышны, т.к. звукосниматель улавливает колебание части струны от зажатого лада, до нижнего порожка.

Те исторические материалы, которые я сумел найти, относятся к середине пятидесятых годов. Скорее всего, тэппингом играли намного раньше, но документальное подтверждение относится именно к этому периоду.

Судя по документам (исследователя истории тэппинга Traktor Topaz) одними из первых гитаристов, которые полноценно играли на гитаре новым способом были Merl Travis и Jimmy Webster. К сожалению информации о применении тэппинга в те годы (не говоря уж об аудиозаписях), несмотря на все мои попытки, я найти не смог. Скорее всего он начал заниматься тэппингом еще в молодые годы, а к середине 50-х достиг той зрелости, что смог свои знания изложить в виде учебного пособия

Новый исполнительский прием игры на гитаре натолкнул гитаристов на изменении конструкции гитары. Одной из таких инструментов, вернее самой первой тэппинговой гитарой, была двухгрифовая гитара Duo-Lectar, запатентованная в 1955-м году. Создатель гитары Joe Bunker сделал ее для своего сына гитариста Daveа Bunkerа, который использовал двуручную технику, играя одновременно на двух грифах.

Позже уже в 1961-м году Дэйв Банкер создал уже другую двухгрифовую гитару, еще более расширив исполнительские возможности новых гитар.

В настоящее время Дэйв Банкер, имея небольшую фабрику, разрабатывает все новые и новые инструменты. Наиболее интересной разработкой является гвухгрифовая гитара, объединяющая в себе бас-гитару (4-х струнную) и "гитарный тэппинговый" гриф.

Игра на этих инструментах происходит сразу на двух грифах, один музыкант сам себе басист и гитарист. Для того, чтобы добиться чистоты звучания на эти гитары устанавливаются специальные датчики, которые снимают звук только в том случае, если палец касается струны. Проблемы глушения струн при игре тэппингом довольно актуальны. Многие гитаристы используют специальную заглушку (на верхнем порожке), которая напоминает каподастер. Хотя эти датчики (как и механические заглушки) спасают музыкантов от ненужных звуков, в этой технологии я вижу ряд недостатков. Например, совершенно непонятно как при игре использовать открытые струны, которые дают неповторимый чисто гитарный колорит? Скорее всего при игре на такой гитаре тэппингом надо чем-то жертвовать.

Играть на этих гитарах довольно непросто, естественно требуется довольно длительная подготовка как в плане звукоизвлечения, так и в плане координации рук. При игре на двух грифах необходимо научиться "раздваивать" мышление и контролировать сразу две партии.

Проблемы тэппинга

В заключении кратко остановимся на некоторых моментах нового способа игры, которые в каком-то смысле тормозят распространение тэппинга.

Первое это звук, который при звукозвлечении ударами по струнам между ладов получается не очень красочный. При игре медиатором, тем более пальцами, гитарист имеет большое количество способов приданию звуку характера, определенного звукового колорита. При тэппинговом звукоизвлечении гитарист ограничен несколькими лишь приемами, что приводит к некоторому однообразию звука и, в конечном счете, слушать все это долго довольно утомительно. Правда здесь есть "пища для размышления" - необходимо выработать (найти) свои приемы игры, которые могут обогатить звучание.

Второй проблемой является то, что теппинг (особенно полифонический) неэффективен или мало эффективен в ансамблевой игре. Хотя здесь вопрос спорный, но лично мое мнение, что играть классический джаз в оркестре теппингом совершенно не имеет смысла. Хоть тэппинговый гитарист играет за двоих, сама музыка от этого почти никогда не выигрывает. Слушая пластинку, не зная как это все происходит, создается впечатление игры двух не очень музыкальных гитаристов

Что касается тэппинговых гитар, то гитаристы в настоящее время, "борются" с инструментом, а не с музыкой. Но несмотря на это, на все недостатки тэппингового звукоизвлечения, именно в наши дни происходит "закваска" будущего гитарного мышления и будущей гитарной лексики. Проще говоря, происходит фаза осмысления "фортепианной" гитары как совершенно нового инструмента, который объединяет в себе народную, классическую, джазовую, рок-гитару и тэппинг постепенно входит в арсенал всех гитаристов этих устоявшихся школ. И пусть сейчас тэппинговая гитарная музыка напоминает больше сок, чем выдержанное вино, гитаристы не могут оставаться равнодушными к тем возможностям, которые дает гитара и двуручный независимый тэппинг.

Тэппинг (tapping - постукивание) - техника игры на струнном инструменте, при которой звук извлекается при помощи лёгких ударов (а также приемами (pull-off/hammer-on) по струнам между ладов на грифе. Эта техника похожа на легато (pull-off/hammer-on), но используется в более расширенном варианте: звукоизвлечение выполняют обе руки, создавая две независимые партии. Существует два вида тэппинга - полифонический, ярким представителем которого является гитарист , и одноголосный (потенциал данного вида техники раскрыл ). Тэппинг расширил возможности гитары и этот прием подал идеи к созданию новых струнных инструментов. Например, стик Чепмена).

Описание

Одноголосный тэппинг. Наиболее распространенный вид тэппинга, который применяют рок-гитаристы для исполнения скоростных пассажей. Для создания импровизационной (одноголосной) линии пальцы левой и правой руки извлекают звук поочередно (ударами по струнам между ладов на грифе, а также легатными приемами). В самом простом варианте игра тэппингом происходит на одной струне, где в правой руке участвуется один палец (средний или указательный). Постановка и функция левой руки практически не отличается от традиционной игры. В более сложных видах одноголосного тэппинга в правой руке задействованы все пальцы, которые могут использовать несколько струн. Иногда, при игре на чистом звуке без дисторшна в данном виде тэппинга могут использоваться интервалы как в левой, так и в правой руке. Поэтому первоначальное название «одноголосный» тэппинг подразумевает не количество голосов в фактуре, а принцип игры - поочередное извлечение звука левой и правой рукой.

Полифонический тэппинг более сложный вид техники. В отличие от одноголосного, в данном способе обе руки исполняют независимые партии. Например, левая рука играет бас и аккордовый аккомпанемент, а правая играет соло. Все партии играются одновременно. В результате этого у слушателя возникает ощущение, что играют два гитариста. Визуально такая техничка напоминает игру на фортепиано. Полифонический тэппинг используется для исполнения сольных пьес. Может применяться и в ансамблевой игре, создавая сложные аккомпанирующие партии и многоголосные соло.

Тэппинг используется не только на электрогитаре, но и на акустической гитаре, бас-гитаре, а также в какой то степени может быть выполнен на любом другом струнном инструменте.

Прием игры "тэппинг" дал толчок развитию новых музыкальных инструментов.

Стик Чепмена - это инструмент, созданный для тэппинга. Его принцип использования основан на свободном постукивании двух рук. Этот инструмент был изобретён Эмметтом Чепменом в 1969 году. Hamatar, Mobius Megatar, Box Guitar , и Solene - это другие инструменты, созданные для того же метода. Тач-гитара Банкера, изготовленная Дэйвом Банкером в 1958 году, спроектирована для двунекового тэппинга, но с подлокотником, чтобы держать правую руку в обычной позиции на гитаре. NS / Stick и Warr Guitars также изготовлены для тэппинга, хотя и не полностью. Харпеджи - это тэппинговый инструмент, на котором играют, как на синтезаторе, но пальцы параллельны струнам, а не перпендикулярны. Все эти инструменты используют более низкое натяжение струн для повышения их чувствительности к более легким нажатиям.

Некоторые гитаристы могут выбрать постукивание, используя отточенный медиатор вместо пальцев для получения более быстрого и жесткого шквала нот, близких к трелям. Эта техника называется тэппинговый штрих.

Техника тэппинга известна с давних времен. Существуют сведения о том, что Никколо Паганини использовал подобную технику на скрипке. Исследователи утверждают, что попытки играть тэппингом делали испанцы два столетия назад. Схожую технику применяли и в турецкой музыке при игре на народных инструментах.

Принцип, похожий на тэппинг, использовался на старинном клавишном инструменте клавикорде, звук на котором извлекался за счет ударов металлических штифтов (ладов) по струнам. Однако «фортепианная» техника не получила широкого развития в музыкальной среде.

Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, «хаммер») был одним из технических приёмов, подобно флажолету. Со временем этот приём развился в отдельный способ игры на электрогитаре - двуручный тэппинг (под словом «двуручный» подразумевается, что левая и правая рука извлекает звук самостоятельно, играя независимые партии, подобно тому, как это делают пианисты). Тэппинг может быть двух видов - одноголосный, который используется при игре скоростных пассажей, в основном с дисторшном, а также более сложный вид - полифонический, или независимый тэппинг, при котором обе руки играют свои собственные партии.

С середины XX века многие гитаристы стали чаще использовать двуручный тэппинг, что было связано с появлением нового, более чувствительного инструмента - электрогитары.

В начале 1950-х годов в США Джимми Уэбстер (Jimmy Webster), студент из Англии, начал широко использовать странный в то время метод игры. При помощи ударов пальцами обеих рук по струнам между ладами на грифе он добивался неслыханного до сей поры звучания инструмента. Тач-техникой Джимми Уэбстер играл, в основном, переложения джазовых тем. В то время, глядя на «цирковые трюки» Джимми Уэбстера, многие гитаристы скептически полагали, что все это не имеет далеких перспектив. Этот музыкант обогнал свое время и, по всей видимости, так и остался непонятым современниками. Но все же он посадил семя, которое через десятилетия дало плоды.

Новый исполнительский прием игры на гитаре натолкнул гитаристов на изменении конструкции гитары. Одним из таких инструментов, вернее самой первой тэппинговой гитарой, была двухгрифовая гитара Duo-Lectar, запатентованная в 1955-м году. Создатель гитары Джо Банкер (Joe Bunker) сделал ее для своего сына гитариста Дэйва Банкера, который использовал двуручную технику, играя одновременно на двух грифах.

Позже уже в 1961-м году Дэйв Банкер создал иную двухгрифовую гитару, расширив исполнительские возможности новых гитар.

С 1969 года музыкант Эмметт Чепмен серьёзно начал заниматься техникой двуручного тэппинга на обычной электрогитаре. Причем в этом деле у него были большие успехи, он работал гитаристом, используя новый метод извлечения звука с известными музыкантами того времени. Однако Чепмен понял, что для игры двумя руками на грифе, для еще большего расширения исполнительских возможностей двуручной игры необходимо несколько изменить конструкцию гитары и увеличить количество струн. В 1974-м году появился серийный стик, разработанный Эмметтом.

Немного позже музыкант Эдди Ван Хален развил популярность тэппинг-техники, донеся ее до разных кругов слушателей, а также повлиял на многих музыкантов, вдохновив их на использование данного приема. Многие его музыкальные темы, такие как «Spanish Fly» и «Eruption» были во многом построены на этой технике. После Ван Халена его начали использовать многие соло-гитаристы, которые с подачи Майка Варни были очень популярны тогда.

«Одним из первых рок гитаристов использовавших на записях тэппинг-технику был Стив Хэкетт из группы „Genesis“. Два ярких примера использования Хэкеттом тэппинга проявляются в песнях „Dancing with the Moonlit Knight“ 1973 года и „The Return of the Giant Hogweed“ 1971 года. Харви Мэндел, известный своей психоделичной игрой на гитаре, также применял двуручный тэппинг в 1960-х годах. Мэндел был одним из первых рок гитаристов, который развил эту технику и активно ее использовал еще до Эдди Ван Халена и Стэнли Джордана (Stanley Jordan).

Подлинный переворот в этом направлении все же совершил гитарист Стенли Джордан, появление которого на мировой сцене (в 1983 году) напоминало, в гитарных кругах, эффект разорвавшейся бомбы. Многие гитаристы, слушая записи этого виртуоза, просто не верили своим ушам. „Обычная гитара в руках одного человека так звучать не может!“ - в один голос говорили все гитаристы, которые слушали записи этого виртуоза. Но на концертах, а также на видеозаписях гитаристы могли убедиться, что это не какая-то студийная хитрость (ср. записи путем многоканального наложения), а новая форма гитарного исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития. …»

Двуручный тэппинг на бас-гитаре не был так популярен, как на электрогитаре, но в некоторых случаях попытки были приняты еще до Эдди Ван Халена. Жако Пасториус, Билли Шихэн, Виктор Вутен, Стюарт Хэмм, Джон Мен, Клифф Бёртон, Алекс Уэбстер, Шон Бисли использовали тач-технику на бас-гитаре.

Одноручный тэппинг

Одноручный тэппинг, выполненный правой рукой в сочетании с нормальной перестановкой пальцев, облегчает построение нотных интервалов, которые было бы невозможно сыграть одной рукой. Он часто используется в качестве специального эффекта во время шред-соло. С электрогитарой, в этой ситуации внешний звуковой фон, как правило, перегружен, - хотя это можно сделать и акустически - с помощью передачи, выступающей в качестве поддержки дальнейшего усиления, не штрихованных (а значит, естественно слабых) нот в легато, которую играет. Из-за обычно присутствующих искажений гитаристу следует также сосредоточить внимание на сокращении лишнего шума во время тэппинга: например, с помощью ладони постукивающей руки, чтобы приглушить все открытые струны, которые могли бы звучать.

Пассажи, в которых можно использовать одноручный тэппинг практически безграничны. Что же касается техники, то существует множество способов выполнения одноручного тэппинга. Наиболее распространенная техника включает в себя быстро повторяющиеся триплеты, играющиеся в размере шестнадцатых нот, используя следующую последовательность: удар - пулл-офф - пулл-офф.

В этом случае указательный палец правой руки или средний палец заставляют зазвучать первую ноту, резко ударяя на неё один раз, то отрываясь (часто лёгким, «стряхивающим» движением в целях усиления ноты) к нижней ноте, удерживая одним из пальцев левой руки, который затем снимается на последней ноте, удерживая другим пальцем той же руки, а потом цикл повторяется. Если одна из нот находится далеко, самую первую часть можно рассматривать как фактическое «постукивающее» движение, тогда как вторая часть с участием левой руки выступает в качестве украшения пассажей с дополнительными нотами. В целом, это можно рассматривать в качестве расширенной трели. Общая цель - это поддержание плавности и синхронизации между всеми нотами, особенно когда играются скоростные. В результате может потребоваться некоторая практика освоения.

Кроме того, могут быть использованы разные последовательности. Одна из вариаций заключается в обратном действии левой руки, а вместо добавленной второй ноты идёт хаммер-он в конце: удар - пулл-офф - хаммер-он.

Данную вариация можно услышать на знаменитом соло к песне Eruption, в котором Эдди Ван Хален использует метод удар - пулл-офф - хаммер-он для создания длительной каскады тэппинговых нот. В дополнение к вышеупомянутым триплетам, тэппинг можно играть с помощью шестнадцатых нот (четыре ноты на один такт вместо трех), или квинтетов (пять нот на один такт). Этот случай, особенно последний, может привести к еще более сложным звуковым пассажам. Некоторые гитаристы предпочитают использовать ее в качестве формы неоклассической фразировки для дальнейших усложнений музыкальной возможности техники. Опять же, есть несколько способов сделать это, но некоторые примеры шестнадцатых нот нажатием могут быть разбиты следующим образом:

Если рассматривать в гаммовой терминологии, то вышеупомянутые последовательности могут быть представлены в виде минорной и блюзовой формах соответственно. Эта концепция может быть применена практически для любой гаммы, что делает данную технику очень разнообразной.

Двуручный тэппинг

Двуручный тэппинг может быть использован для воспроизведения полифонической и контрапунктной музыки на гитаре с помощью восьми (и даже девяти) пальцев. Например, правая рука играет высокочастотную мелодию, в то время как левая рука играет аккомпанемент. Таким образом, можно воспроизводить музыку, написанную для клавишных инструментов, такую как симфонии Баха.

Метод увеличивает гибкость инструмента, позволяя играть несколько видов музыки на гитаре. Основным недостатком является отсутствие изменения тембра. Он создаёт эффект «чистого тона», когда с первой ноты обычно самый громкий звук (нежелательно для некоторых стилей, таких как джаз). Колонки - это главная причина проблемы этой техники, хотя Стенли Джордан и многие гитаристы на стике - успешные тэпперы в этом жанре. Главная заслуга в этом принадлежит компрессору, делающему ноты более равномерными по громкости.

В зависимости от направления правой руки гитариста этот метод приводит к разной степени успеха. Ранние экспериментаторы этой идеи, такие как Гарри ДеАрмонд, его ученик Джимми Уэбстер, и Дэйв Бункер, держали правую руку в обычном направлении, при помощью пальцев, находящихся параллельно струнам. Это ограничивает возможности игры правой руки.

Эмметт Чепмен первым осознал, что брать ноты на гитаре надо параллельно ладам, как левой рукой, но от противоположной стороны шейки грифа. Его открытие, в августе 1969 года, привело к новым возможностям и инструменту - стику, а также методу под названием «свободные руки».

Эдди Ван Хален популяризировал этот метод на шестиструнной гитаре песней «Eruption» из альбома Van Halen. Он создал тенденции для следующего развития тэппинговой техники среди таких гитаристов, как и .

По материалам wikipedia.org


Честное слово — сам удивляюсь тому, что взялся за тему теппинга. Казалось бы, я не «технический консультант», у меня даже такого раздела на сайте нет, куда статьи на тему техники игры на гитаре поместить. С другой стороны, про теппинг уже столько всего понаписано и снято — не знаешь, куда и слово вставить. В-общем так… Я рассматриваю эту технику игры в узкоспецифичном диапазоне — как разновидность орнаментики гитарных риффов. Да-да. Так что считайте, что этот урок не по игре соло-партии, а по игре ритма:-). Что и демонстрирую в самом начале видео.
Почему возникает необходимость «раскрашивать» риффы?

Да просто, чтобы они звучали разнообразнее! Добавляя кусочки соло в ритм-партию, мы делаем ее интенсивнее, насыщеннее, заполняем частотный диапазон гитары от верха и до низа, и самое важное — в одиночку создаем впечатление игры ну, если не двух, то хотя бы «полутора» гитаристов!

Чем же хорош именно тепппинг для такого «разбавления» риффов? Несмотря на то, что в видео я говорю, что насторожено отношусь к его применению в таком контексте, у теппинга есть свои плюсы. Главный — это создаваемый контраст:

1. Рифф, как правило играется медиатором, в ударной, «перкуссионной» манере».
А теппинг — это часть сольной легатной техники. По сути — это те же пулы, хаммеры и слайды. Он такой.. легкий по ощущению.

2. Рифф должен «качать». В нем должен быть «воздух». Скоростной рифф, на мой взгляд воспринимается хуже. Потому рифф должен звучать тяжело, и вероятно, довольно медленно (точно, что не 64-ми — :-))
А теппинг наоборот — дает возможность максимально скоростного звукоизвлечения.

3. Ну и требуемая разница в высоте звучания — для расширения диапазона.
Рифф играется на басовых струнах (вообще-то не строго обязательно, но уж таковы мои личные предпочтения — можете не соглашаться)
А теппинг легко и непринужденно «выпиливается» — вернее выстукивается и выдергивается — вверху, там где нотки все рядом.

Подытожу. Это практически идеальная пара, идеально контрастирующая и идеально дополняющая друг друга.

И вот теперь, почему я сделал этот урок.
Этот контраст, и противоположные задачи у риффов и у сольных теппинговых «вставок», дают некоторые технические и даже психологические трудности.
А где психология — там я:-). Конечно, без разъяснения технических моментов обойтись не удается.

Я постарался дать самые практические советы, на которые только способен, и которыми пользуюсь сам. Чуть не сказал «ежедневно». Эх, если бы…..

Смотрите и комментируйте. А ниже видео — та самая универсальная аппликатурная схема, о которой идет речь в видеоуроке.

По каким ступеням играть — смотрите здесь:

Переносите схему в вашу тональность, сохраняя межступенные интервалы. Для увеличения картинки — кликните на нее.

Успехов! Жду комментариев.

Тэппинг (англ. tapping – постукивание) – это особая техника игры на струнном инструменте, которая отличается от обычных техник игры тем, что музыкант извлекает звуки, слегка ударяя по струнам между ладов на грифе, и не использует во время игры, поскольку тэппинг играется исключительно пальцами. Более распространенным видом тэппинга является одноголосный. Нередко гитаристы используют и полифонический тэппинг, но этот вид техники требует больше умения и усилий. В данной статье мы расскажем вам об истории возникновения техники тэппинга, расскажем, как играть тэппингом на гитаре и как научиться тэппингу, выполняя приведенные упражнения.

Игра одноручным тэппингом

Некоторые очень сложно сыграть одной рукой. В таком случае, выполняемый правой рукой одноручный тэппинг и одновременная нормальная перестановка пальцев облегчают построение сложных нотных интервалов. При этом преимуществом игры тэппингом является сглаженное звучание пассажей, которые при исполнении обычным переменным штрихом имеют более грубое звучание.

Также использование тэппинга позволяет музыканту сыграть сложные нотные последовательности, для которых необходимо бы было совершать неудобные скачки по струнам при переменном штрихе.

Обычно при игре тэппингом присутствуют искажения звука. В данной ситуации гитаристу необходимо приглушить с помощью ладони постукивающей руки все открытые звучащие струны. Одноручный тэппинг предполагает множество способов игры и последовательностей. Но в своей основе они сводятся к использованию и чередованию таких приемов, как хаммер и пул (hammer-on and pull-off). Более подробно вы сможете изучить их в на нашем сайте.

Техника двуручного тэппинга

Двуручный тэппинг дает возможность исполнения на гитаре полифонической музыки с помощью 8-9 пальцев, что позволяет сыграть даже партии, написанные для клавишных инструментов. При этом двуручный тэппинг применяется иногда для воспроизведения разных видов музыки на гитаре. В данном способе игры на гитаре обе руки гитариста исполняют разные независимые партии. Поэтому этот прием также называют полифоническим тэппингом. Одновременное исполнение партий вызывает у слушателя ощущения, что на гитаре играют двое. Правда, у такого метода есть и недостатки, главный из которых состоит в том, что тембр нельзя изменить, что вызывает побочный эффект «чистого тона».

Тем не менее, такая техника игры на гитаре как двуручный тэппинг требует внимания, ведь может применяться в исполнении сольных пьес, ансамблевой игре, сложных многоголосных соло. А техника исполнения подходит как для любителей акустической гитары, так и для поклонников электрогитары и бас-гитары.

История тэппинга и великие гитаристы

Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.

Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.

Практические упражнения: как научиться тэппингу на гитаре

Многие гитаристы, заинтересовавшись темой тэппинга, начинают исполнять сложные музыкальные композиции в данной технике, еще даже не разобравшись, как играть тэппингом. Поэтому в помощь новаторам хотелось бы привести упражнения на тэппинг, которые помогут настоящим гитаристам-виртуозам. Для начала начнем с упражнений на одной струне.

Упражнение первое. Первый палец левой руки ставим на 5-ый лад первой струны, а третий зависает над 8-ым ладом. Указательным пальцем правой руки необходимо ударить по 12-ому ладу. После сдергиваем палец и слышим звучание ноты ля на 5-ом ладу. Затем ударяем третьим пальцем левой руки по 8-ому ладу, потом снова первым по 12-ому. Повторяем несколько раз.

Упражнение второе. Повторяем все действия из первого упражнения, но только в обратной последовательности.

Упражнение четвертое. Похоже на третье, но в обратном порядке.

В продолжение темы:
Упражнения

Новую категорию - . Но их появления оказалось мало, так как это не просто город, а целый огромный район, в котором есть и скалистые горы, и дремучие леса, и реки, и озера, и...

Новые статьи
/
Популярные