Техника приема мяча волейболе рукой. Обучение технике приема мяча двумя руками снизу. мяча снизу двумя руками

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Техника приемов мяча в волейболе……………………………………………...4

2. Методика обучения приемам мяча в волейболе………………………………...8

Список литературы…………………………………………………………………12

Введение

Современный волейбол - это сложный вид спорта, требующий от спортсмена атлетической подготовки и совершенного владения технико-тактическими навыками игры. И это при условии, что на таких занятиях все получают истинное удовольствие. Специфика волейбола - выполнение приемов в одно касание, ограниченное количество ударов по мячу, быстрая смена ситуаций, необходимость взаимодействие игроков, сравнительно небольшая площадка для игры.

Технику волейбола составляют специальные приемы, которые волейболисты применяют в ходе игры. Основные приемы техники следующие: перемещения, подачи, прием мяча, передача мяча, нападающие удары, блокирование. Каждый прием допускает несколько способов его выполнения с учетом конкретных ситуаций. Когда игроки принимают мяч от противника или игрока по команде, принято говорить о технике приема мяча.

Когда мяч направляется партнеру по команде для последующей атаки, говорят о технике передачи мяча. Однако прием и передача мяча тесно связаны между собой и не отличаются друг от друга принципиально, как, например, нападающий удар и блокирование. По сути прием и передача - единое действие, суть которого - изменить направление полета мяча на такое, которое обеспечит максимальную вероятность выигрыша очка.

Главная задача при приеме мяча не дать мячу коснуться площадки. В свою очередь главная задача при передаче, точно направить его нападающему игроку для завершения атаки. Исходя из этого прием мяча является защитным действием, а передача - атакующим. В игре бывают ситуации, когда мяч после приема сразу направляется для нападающего удара. Однако в реальных играх такое встречается довольно редко. От успешного освоения приема и передачи мяча во многом зависит овладение навыками игры в волейбол в целом. Поэтому этим приемам необходимо уделять основное внимание в начале обучения и совершенствовать навыки защитных действий и второй передачи.


Техника приемов мяча в волейболе

От успешного освоения верхнего приема во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхнего приема начинается с первых занятий и совершенствуется на всех последующих, за исключением занятий по общей физической подготовке. Верхний прием мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Не овладев техникой верхнего приема, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в игре. На рисунке ниже показаны основные положения волейболиста при верхнем приеме мяча (рис. 1).

Рисунок 1 - Верхний прием мяча двумя руками

Основой правильного выполнения приема является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

1. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди.

2. Туловище находится в вертикальном положении.

3. Руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях.

Собственно обработка мяча:

Руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой;

Кисти находятся в положении тыльного сгибания;

Пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку (положения б, в на рисунке);

Основная нагрузка при передаче падает преимущественно на указательные и средние пальцы;

Ноги и руки выпрямляются;

Разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев, мячу придается нужное направление (положения г, д на рисунке).

В зависимости от полета мяча верхний прием может выполняется в средней или низкой стойках.

Прием мяча снизу двумя руками. По времени обучения прием мяча снизу уступает обучению верхней передаче, однако это не менее важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки или когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке (рис. 2).

Рисунок 2 - Прием мяча снизу двумя руками

На рисунке показано, как правильно выполнять прием мяча снизу. Игрок выбегает к месту прима мяча. Одна нога (положение а) выставляется вперед с целью остановить движение тела по инерции, руки уже готовы для приема мяча. Вес тела переходит на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (положения б, в).

Для такого приема характерно «подседание под мяч» (положения г, д). Прием производится движением рук вперед-вверх, навстречу мячу.

В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не должны сгибаться в локтях.

Прием мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (рис. 3).

Рисунок 3 - Прием мяча сверху с падением

Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. На рисунке выше изображены основы техники приема мяча сверху с падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.

Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры.

Прием мяча снизу одной рукой с падением. Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч, когда невозможно выполнить прием предыдущими способами. Этот прием схож по структуре с предыдущим, поэтому освоить его довольно просто.

На рисунке ниже показана техника приема мяча снизу одной рукой с падением. Прием выполняется одноименной со стороной выпада рукой. Удар производится кистью с согнутыми пальцами (рис. 4).

Рисунок 4 - Прием мяча снизу одной рукой с падением

Профессиональные волейболисты после приема мяча с падением делают группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для новичков это достаточно трудно, поэтому после приема мяча им просто необходимо постараться быстрее встать на ноги.

Стерлитамакский район

МОБУ СОШ с. Новофедоровское

Конспект урока

«Обучение технике приема и передачи

мяча снизу двумя руками

в волейболе»

Составил: учитель ф.к. Тимофеев С.В.

Проработав много лет учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я рекомендую упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

Особенности методики обучения приёмов мяча

Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для организации и проведения занятий по волейболу

школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте.

Приём мяча снизу двумя руками

Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола.

Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:

Общее ознакомление с игровым приемом.

Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.

Изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым.

Совершенствование игро­вого приема в групповых упражнениях и игре.

При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если использовать соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.

Таким образом, только правильно организованный учебный процесс, систематическое проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.

1. Техника приема мяча снизу двумя руками

Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

1. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

2. Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этап подготовки. В группе этих упражнений (подготовительных) входят следующие:

· Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

· Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы сомкнуты или расставлены.

· Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

· В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.

· Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).

· Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

· Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).

· То же в парах, расстояние – 3-4 м.

Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

· То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.

· То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

· Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.

· Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийся объект, что очень важно при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. После определенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие упражнения.

3. Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

· Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

· То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

· Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

· У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

· То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

рис. 2

· То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

· Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

· Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

· Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

Стойки игрока

Различают высокую, среднюю и низкую стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.

Возможные ошибки

ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;

руки опущены;

поочередное выполнение стоек на месте;

принятие той или иной стойки по сигналу учителя;

принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;

подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями являются стойки волейболиста;

перемещения по площадке в стойке волейболиста;

имитация различных стоек у зеркала.

Прием мяча снизу двумя руками.

Приём мяча снизу относится к технике защиты. Данный приём выполняют двумя и одной рукой. При обучении приёма мяча снизу двумя руками учитель заостряет внимание уч-ся на своевременном выходе под мяч. После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ноги выносит вперед руки, вытянутые и слегка напряженные, кисти соединены вместе. Ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено вперед. Руки располагаются перпендикулярно траектории полета мяча. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Прием производится в широком выпаде движением рук вперед вверх.

При приближении мяча, встречное движение начинают ногами, руки включаются в работу несколько позже. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечья. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх.

Упражнения для обучения приему мяча снизу.

Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.

То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

«Жонглирование» мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

Передача снизу

Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.

Возможные ошибки

несвоевременный выход к мячу;

неправильное положение и движение рук;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;

в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;

удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;

выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;

прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.

подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

Передача мяча двумя руками снизу

Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании че­рез сетку мячей, далеко летящих за пределы площад­ки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следую­щем. Находясь в стойке готовности, во­лейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены впе­ред - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Ту­ловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траек­тории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встреч­ное движение выпрямленных рук вперед-вверх, вы­прямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначи­тельно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смяг­чению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном поло­жении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгиба­ния ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя рука­ми снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять на­вык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осу­ществляется параллельно с усовершенствованием пе­редачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в за­висимости от обстановки.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3 .

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.

Игроки в колон­нах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.

Передача мя­ча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Пере­дача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колон­нах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоя­нии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч на­правляется партнеру на 1,5-2 м от него.

Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочеред­но после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 - с другой.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой, в стороны и за голову на месте

1. Ознакомление с исходным положением перед вы­полнением передачи мяча двумя руками снизу.

2. Упражнение в парах. Из исходного положения бросок мяча партнеру. Занимающиеся должны выпол­нять упражнение согласованным разгибанием ног и ту­ловища, а также движением рук вперед-вверх.

3. Упражнение в парах. Один занимающийся набра­сывает мяч партнеру на предплечья выставленных вперед-вниз прямых рук, тот ударом снизу отбивает его в обратном направлении.

4. То же, что и упр. 3, но мяч партнер не добрасыва­ет, бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося, который вначале должен выполнить выпад или при­ставной шаг в сторону, а потом подбить мяч. Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

5. Передача мяча двумя руками снизу в парах. Рас­стояние между 4м.

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево. Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение, повернуться лицом в на­правлении передачи и расположиться так, чтобы мяч можно было принять перед собой.

7. То же, что и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90°.

8. Упражнение в парах. Бросок мяча за голову. Пе­ред броском занимающийся делает выпад вперед и, прогнувшись, прямыми руками посылает мяч за голову на партнера.

9. Передача мяча за голову. Трое занимающихся располагаются в колонну по одному. Крайний набрасы­вает мяч среднему, а тот ударом двумя руками снизу посылает мяч за голову на партнера.

10. Упражнение в парах. Передача мяча двумя ру­ками снизу через сетку.

Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

вперед, в стороны и назад

1. Упражнение в парах. Один занимающийся не ­добрасывает мяч партнеру, бросает левее, правее, за голову; другой выбегает под мяч, принимает исходное положение и ловит мяч, а затем имитирует передачу. Руки выпрямлены. Ноги и туловище разгибают одно­временно с движением рук.

2. То же, что и упр. 1, но занимающийся, выйдя под мяч, подбивает его двумя руками снизу, направляя на партнера. В момент удара руки не должны сгибаться в локтевых суставах.

3. Занимающиеся в колонне по одному. Тренер не ­добрасывает мяч на 1-1,5 м, занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает ему мяч по средней траектории.

4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м. Остальные построе­ны в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередно выбегают вперед и подбивают наброшенный им мяч, а затем перемещаются вправо и подбивают мяч, наброшенный другим, и т.д.

5. То же, что и упр. 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево.

6. Занимающиеся располагаются в шеренге на ли­нии нападения лицом к сетке. Тренер из зоны 3 на­брасывает мяч за голову первому занимающемуся, кото­рый после перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизу, направляя его тренеру. Обучающимся необходимо быстро перемес­титься назад так, чтобы до удара руками по мячу нахо­диться в устойчивом поло­жении

7. Встречная передача мяча через сетку в колон­нах.

8. То же, что и упр. 4, но мяч не добрасывается и пе­ребивается через сетку.

9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

1. Упражнение в парах. Один занимающийся с рас­стояния 7-8 м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнера, который принимает его. Если мяч летит выше пояса, то занимающийся при­нимает его двумя руками сверху, если ниже -двумя руками снизу.

2. То же, что и упр. 1, но расстояние между зани­мающимися 10-11 м.

3. Упражнение в тройках. Двое занимающихся с рас­стояния 9-10 м поочередно подают мяч на третьего. При подаче мяча партнером снизу принимающий пере­дает его двумя руками сверху, при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу.

4. То же, что и упр. 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6-7 м от нее.

Обучение приему мяча после подачи

1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено, независимо от зоны), тре­нер с мячом - на противоположной - за лицевой ли­нией. Тренер имитирует различные способы подачи, занимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее уста­новленному заданию) выполняют шаг вперед, назад, в стороны.

2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мяч. После приема мяч направляют в зону 3.

3. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 2.

4. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направ­ляют в зону 4.

Подводящие упражнения.

  • 1. Имитации приема мяча двумя руками или одной рукой снизу.
  • 2. Занимающиеся располагаются парами друг против друга на расстоянии 3 - 4 м. Один набрасывает мяч, другой принимает его снизу двумя руками и возвращает партнеру. Изменяя высоту и направление Полета мяча при набрасывании, можно создавать принимающему игроку более сложные условия.
  • 3. В парах. Игрок ударяет мяч об пол, партнер перемещается к отскочившему мячу и принимает его двумя руками снизу, возвращая партнеру передачей. Это упражнение можно выполнять, принимая мяч снизу одной рукой.
  • 4. Занимающийся выполняет передачи над собой снизу двумя руками (одной), перемещаясь по всей площадке. Его задача - не уронить мяч и выполнить, как можно больше таких передач.
  • 5. У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительно и производится преимущественно за счет разгибания ног.
  • 6. Удар в стену одной рукой, прием отскочившего мяча снизу двумя руками.
  • 7. Прием мяча в зоне 6 с доводкой в зоны 2, 3, 4, мяч через сетку набрасывает партнер.

Упражнения по технике.

  • 1. В парах на расстоянии 5 - 6 м друг от друга: один игрок подает нижнюю прямую подачу, другой выполняет прием на расстояние 3 - 4 м.
  • 2. То же через сетку. Прием в зону 3 (2).
  • 3. В парах: один игрок выполняет удар, другой - принимает мяч снизу. Сила ударов постепенно увеличивается.
  • 4. Чередование приема мяча снизу от нападающего удара и после набрасывания.
  • 5. Прием игроком поочередно двух мячей.
  • 6. То же с поворотом корпуса то к одному, то к другому игроку, выполняющим удары.
  • 7. В кругу: игрок в центре выполняет прием мяча снизу, поворачиваясь лицом к нападающему. Игроки, расположенные вокруг него выполняют нападающие удары с места в центрального игрока.
  • 8. В парах через сетку: один игрок подает верхнюю прямую подачу, другой выполняет прием мяча снизу в определенную зону или цель.
  • 9. То же, но прием в различных зонах площадки. Подачи с места и в прыжке, силовые и планирующие, длинные и короткие.

Типичные ошибки:

  • 1. Прием мяча не на предплечья.
  • 2. Согнутые руки в момент приема мяча.
  • 3. Кисти не соединены.
  • 4. Не своевременный выход под мяч.
  • 5. Не принята стойка волейболиста (прямые ноги, ноги вместе, руки опущены).
  • 6. Нет плавного встречного движения рук вперед, резкое движение рук навстречу мячу.

Индивидуальные упражнения для совершенствования приема мяча снизу:

Игрок двумя руками набрасывает мяч на высоту 2 - 3 м, после чего принимает его двумя руками снизу. Условия выполнения упражнения усложняют, изменяя высоту подбрасывания и направление полета мяча (вперед, назад, в стороны).

Игрок ударяет мячом об пол, после отскока перемещается под мяч, принимает нужное исходное положение и выполняет прием мяча снизу двумя руками.

Чередование средних (3 - 4 м) и высоких (8 - 9 м) передач после приема снизу двумя руками. Предварительно игрок перемещается к мячу.

4. Прием и передача мяча снизу двумя руками у стены. Более сложный вариант этого упражнения - прием мяча снизу после удара о стену. Меняя расстояние до стены и силу удара мяча о стену, можно облегчить или усложнить упражнение.

Выполняя индивидуальные упражнения, каждый игрок может менять высоту передачи, траекторию полета мяча, величину отскока от пола и от стены в зависимости от подготовленности.

Примерные упражнения для совершенствования приема мяча и последующей его передачи:

  • 1. Два игрока располагаются на лицевой линии. Игрок 1 ударяет мячом об пол, выполняет перемещение и передачу снизу двумя руками над собой. Игрок 2 после перемещения выполняет передачу сверху двумя руками в зону 4 или 2.
  • 2. Игроки парами располагаются у сетки лицом к лицевой линии. Игрок 1 ударяет мячом об пол так, чтобы после отскока он опускался в 7--8 м от сетки. Игрок 2 перемещается под мяч, выполняет передачу снизу двумя руками над собой, поворачивается кругом и передачей двумя руками сверху возвращает мяч к сетке игроку 1. Игрок 1 осуществляет нападающий удар в направлении игрока 2, который должен принять мяч сверху или снизу двумя руками.
  • 3. Игроки располагаются тройками. Игроки 1 и 2 стоят у сетки, игрок 3 - у лицевой линии. Игрок 1 выполняет нападающий удар в направлении игрока 3, который принимает мяч снизу двумя руками и направляет его игроку 2. Игрок 2 передает мяч ударом сверху двумя руками и направляет его игроку 2. Игрок 2 передает мяч ударом сверху двумя руками игроку 1 и т.д. Каждый игрок в данном упражнении имеет свои функции: игрок 1 - нападающий, игрок 2 - пасующий, игрок 3 - защитник. Упражнение выполняют непрерывно, смена мест происходит по команде преподавателя.

При выполнении большинства упражнений, направленных на совершенствование передач и приема мяча, можно акцентировать внимание на том или ином способе (в зависимости от целей и задач тренировки).

Когда освоен прием мяча в опоре, можно переходить к изучению его в падениях. Вначале осваивают падения назад с перекатом на спину, а затем вперед с перекатом на грудь.

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном положении и в падении. В опорном положении этим способом принимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвижения или выпада. Прием выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти или тыльной стороной ладони.

Примерные упражнения.

  • 1. Имитация приема с одного шага-выпада в сторону.
  • 2. То же, но после двух-трех шагов.
  • 3. Прием мяча, наброшенного партнером после одного шага-выпада.
  • 4. То же, после двух-трех шагов.
  • 5. То же, но после удара мяча партнером.

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе. После перемещения игрок выполняет выпад, выставляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦМ (общий центр массы) резко опускается. После отбивания мяча игрок поворачивается на носке опорной ноги, после чего делает перекат на бок и округленную спину, подбородок при этом прижат к груди.

Прием одной рукой в падении на бедро-бок - это усложненный вариант описанного выше способа и применяется более подготовленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом случае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в колене, что обеспечивает дальность перемещения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть колена (применяются наколенники), бедро и бок. Отбивание мяча может выполняться как внутренней, так и наружной и боковой стороной напряженной кисти (кулака).

Обучению приему мяча с падением предшествуют акробатические упражнения - перекаты, кувырки, упражнения с набивным мячом. После этого приступают к упражнениям с волейбольным мячом.

Если подачу можно отрабатывать самостоятельно, то прием полностью зависит от подачи.

Игрок на подаче и игрок на приеме находятся в разных условиях. Первому психологически легче, так как его результаты зависят только от него самого. Ему никто не мешает в обращении с мячом: он сам выбирает цель, расстояние до лицевой линии, силу удара. Второй же игрок лишен этих преимуществ. Поэтому для того чтобы прием подачи не был слабым местом в игре команды, необходимо включать в программу занятий упражнения, развивающие быстроту, ловкость, координацию движений.

Техника приема

Чтобы исполнение приема мяча снизу соответствовало качеству тактической игры команды в целом, тренер должен хорошо узнать индивидуальный уровень возможностей каждого игрока и только после этого строить тактику игры. Качество приема мяча снизу зависит от стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.

1. Ноги должны находиться в удобной широкой стойке в согнутом положении и быть параллельны друг другу.

2. Корпус прямой. При обучении приему мяча снизу тренер обязательно должен обратить внимание на спину ученика, чтобы быстро исправить ошибки. Если корпус немного наклоняется вперед, то спина выгибается, и со временем может развиться сутулость. Поэтому спина должна быть выгнута вперед, плечи развернуты, положение головы – такое, чтобы глаза смотрели прямо. Полет мяча, его уровень, изменение направлений определяет только взгляд. Выбор позиции для приема мяча – основа последующей точной передачи. Для этого каждый игрок должен знать: принимать позицию для приема мяча надо после того, как мяч пролетит половину или треть пути. Когда мяч рядом с игроком или уже над головой – ошибка неминуема.

3. Кисти в «замке», руки прямые, вытянуты и опущены вниз. Прием идет на предплечья. Положение корпуса и рук максимально взаимосвязано. Все зависит от полета мяча, его силы и цели передачи.

Тактические хитрости

Если при приеме мяча сверху тренер может поставить плохо принимающих учеников в безопасные зоны, то нижний прием должны уметь выполнять все. Для этого выстраивается система защиты, которая требует строгого соблюдения.

1. Качество приема мяча снизу зависит от строгой игровой дисциплины принимающих и от действий игроков атакующей команды. Каждый игрок должен знать свою задачу, место на площадке, чтобы не мешать товарищу в выборе позиции. Подачи принимают только справа (за исключением игрока зоны 5).

2. Игроки при приеме нападающих ударов из зоны 4 должны стоять по диагонали.

3. При приеме игроки задней линии сдвигаются вправо. Этого можно добиться путем соблюдения строгой дисциплины при тактическом построении игроков. Игрок зоны 6 может располагаться только в двух позициях: у трехметровой линии при страховке своих игроков передней линии или на 1–2 м дальше к задней линии по отношению к расположению игроков зон 1 и 5. Расположение игроков зон 1, 5 и 6 в одну линию – грубая ошибка.

Упражнения для обучения приему мяча снизу

При назначении игроков на прием следует ориентироваться на выполнение ими сложных упражнений, дающих большую физическую нагрузку.

Прием мяча снизу отрабатывается как индивидуально (броски в стену и прием отскочившего мяча), так и в группах.

1. В парах и тройках принимающий игрок отрабатывает прием сильных ударов или бросков на своей стороне площадки.

2. То же – через сетку.

3. То же – в определенной игровой зоне.

4. Для выработки низкой стойки удары надо делать вниз. Правильной низкой стойки можно добиться путем быстрого опускания на одно колено, сохраняя при этом прямое положение корпуса. Возможная ошибка: прием идет на почти прямых ногах за счет сгибания спины и опускания предплечий.

5. Для разворота предплечий вправо или влево бросок мяча идет прямо в грудь. Вес тела переносится на одну ногу, а предплечья занимают место корпуса. Это движение часто применяется при низких ударах в корпус, когда возможности отхода нет.

6. Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движение снизу вверх перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2–3 шага в сторону, а затем принять мяч.

7. Упражнение с несколькими мячами. Принимающий совершенствует сразу 2–3 варианта приема мяча снизу: после сильной подачи, укороченных бросков, бросков в корпус.

8. Игрок набрасывает мяч с противоположной стороны площадки. Его партнер должен выполнить прием и совместно с партнерами произвести розыгрыш мяча. Главное в этом упражнении – внимательность и правильный выбор позиции.

9. На приеме остаются три человека: два принимающих игрока и разводящий. Главная задача принимающих – довести мяч до разводящего. Когда эта задача выполнена, команда может решать любые тактические задачи в нападении.

Мячи, летящие с большой скоростью, в современном волейболе принимаются, как правило, снизу двумя руками и реже - одной рукой. Установлено, что в технике выполнения этих приемов име­ются значительные различия исходя из встречной скорости полета мяча, высоты и направления его траектории по отношению к игроку. По этой причине крайне важно дифференцирование рассматривать технику приема мяча снизу, исходя из воздействий вышеперечис­ленных факторов.

Техника приема мяча снизу состоит из исходного положения и четырех последовательных фаз: подготовительной, основной (рабо­чей), заключительной и фазы последействия.

Рациональность приема мяча снизу состоит в том, что волей­болист, как правило, остается в опорном положении, позволяющем быстро включаться в последующие игровые действия.

Техника приема мяча снизу при незначи­тельной скорости полета состоит в следующем (рис. 28).

Р и с. 28. Контурограмма (а). хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 6,4 м./сек.

В исходном положении ноги игрока согнуты в коленных и го­леностопных суставах, а туловище незначительно наклонено вперед. Руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены.

После исходного положения в подготовительной фазе несколь­ко увеличивается сгибание ног в суставах, благодаря чему руки опускаются вниз-назад. Из этого положения начинается активное разгибание ног, выпрямление туловища и смещение рук вперед-вверх.

Встречная скорость движения рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. При этом еще до момента соприкосновения рук с мячом скорость их движения в пространстве заметно понижается. Это выражается в замедлении движения рук в плечевых суставах,

приторможенном разгибании ног и выпрямлении туловища. Сниже­ние скорости движения в данном случае крайне важно для ʼʼмягкогоʼʼ плассированного соприкосновения предплечий с мячом и сообще­ния ему новой траектории.

Мяч соприкасается с супинированными предплечьями выпрям­ленных рук волейболиста. После приема мяча руки смещаются вперед-вверх главным образом за счёт выпрямления туловища и разгибания ног; смещение рук в плечевых суставах в данный момент почти отсутствует.

Мышечное напряжение двуглавой и трехглавой мышц плеча плавно повышается к моменту рабочей фазы и затем также плав­но понижается в послеударном движении при сопровождении мяча руками. Незначительное увеличение электрической активности на общем сгибателœе и разгибателœе кисти и пальцев свидетельствует о ʼʼсвободномʼʼ, ненапряженном состоянии мышц предплечья и кисти при выполнении приема мяча, летящего с незначительной ско­ростью. Плавность движений при данном способе техники приема мяча характеризуется также волнообразной структурой динамографической кривой, показывающей усилия игрока, прилагаемые к опоре.

В заключительной фазе (сопровождение мяча) наблюдается значительное выпрямление ног в коленных и туловища в тазобед­ренных суставах, что говорит об активности движений ног и туло­вища в момент приема мяча.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, техника приема мяча, летящего с незначитель­ной скоростью, состоит из плавного движения выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямления туловища и активного разгибания ног, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несколько притормаживается в момент со­прикосновения рук с мячом.

Затем волейболист быстро опускает руки вниз и принимает игровую стойку.

Техника приема мяча, летящего на уровне пояса при скорости его полета 18 м/сек (рис. 29), за­ключается в следующем.

В исходном положении ноги волейболиста незначительно согну­ты в коленных суставах (110-112°). Туловище игрока выпрямлено, взгляд направлен на приближающийся мяч.

В начале подготовительной фазы руки в течение 0,1 сек смеща­ются вниз-назад, что происходит одновременно с некоторым незна­чительным сгибанием ног в коленных, тазобедренных и голеностоп­ных суставах.

Несмотря на отсутствие движений в суставах, на мышцах плеча и предплечья уже в начале подготовительной фазы наблюдается по­вышение электрической активности, что свидетельствует о напря­жении этих мышц.

При смещении рук вперед-вверх скорость их движения доволь­но незначительна (2 м/сек), тогда как в момент подготовительной фазы простой передачи наблюдается более высокая скорость (до 8 м/сек). Это говорит о довольно быстром встречном движении

рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и их весьма медленном смещении вперед-вверх при увеличении скорости

С самого начала подготовительной фазы плечевой сустав по­следовательно смещается назад-вверх, что осуществляется одновре­менно с разгибанием ног в суставах и выпрямлением туловища.

Рис. 29. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 18 м/сек.

Изменение положения стопы и динамографическая запись уси­лий, прилагаемых к опоре, свидетельствуют об активных движениях, направленных на отталкивание игрока от опоры вверх-назад, при котором происходит одновременное разгибание голеностопных и коленных суставов.

В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока, смещаясь назад-вверх, находится в приподнятом положении (нача­ло безопорной фазы) вследствие ранее приложенных усилий. Руки соприкасаются с мячом внутренней частью супинированных пред­плечий в течение 0,03 сек. К этому моменту скорость их движения в пространстве падает до нуля, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после отскока до 9,9 м/сек.

Амортизация удара обеспечивается целым комплексом движе­ний. К ним относятся: приподнятое положение туловища в момент приема мяча и смещение рабочей поверхности рук вверх-назад.

Степень мышечного напряжения в фазе амортизации значи­тельно увеличивается. В особенности это проявляется в повышении напряжения двуглавой мышцы плеча и общего разгибателя паль­цев и кисти, что связано с выпрямленным положением рук.

Реактивное увеличение биоэлектрической активности у трехгла­вой мышцы плеча обусловлено отведением предплечий вниз в мо­мент соприкосновения с мячом, что является важным компонентом фазы амортизации.

Все перечисленные выше движения имеют непосредственное от­ношение и к заключительной фазе-смещению рук вверх-назад и безопорному положению туловища.

При высокой скорости полета мяча угол между плечом и вер­тикальной осью туловища не изменяется и в течение всœего приема находится в пределах 40°, что свидетельствует об отсутствии дви­жения рук в плечевом суставе навстречу мячу.

После смещения туловища назад-вверх волейболист приземля­ется, опускает руки вниз и занимает игровую стойку.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной двигательный механизм рабочей фа­зы техники приема мяча, летящего на уровне пояса со скоростью 19-20 м/сек, состоит в максимальном снижении скорости дви­жения рук в рабочей фазе, что достигается последовательным раз­гибанием ног в коленных суставах, отталкиванием от опоры назад-вверх, выпрямлением туловища в тазобедренных суставах, смеще­нием плечевого сустава и рук назад-вверх.

Техника приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек (рис. 30), состоит в следующем.

В исходном положении ноги игрока согнуты в суставах, руки выпрямлены и подготовлены к приему мяча, туловище незначитель­но наклонено вперед, взгляд сконцентрирован на мяче.

Определив, что траектория полета мяча направлена ниже уров­ня пояса, игрок в подготовительной фазе сгибанием ног опускает ОПТ вниз. При этом вначале происходит смещение рук вниз-назад, а затем вперед-вниз. Скорость движения рук постепенно снижается и еще до момента соприкосновения с мячом приближается к нулю.

В фазе амортизации и отскока мяча сгибание ног продолжа­ется. В отличие от предшествующего способа приема мяча обраща­ет на себя внимание тот факт, что после соприкосновения рук с мя­чом ОЦТ игрока продолжает понижаться в результате непрекра­щающегося сгибания ноᴦ. Вследствие этого и главным образом из-за выпрямления туловища от 27° в начале рабочей фазы до 10° в мо­мент вылета мяча, а также из-за уменьшения угла между тулови­щем и плечом на 10-12°, руки волейболиста͵ амортизируя удар, смещаются назад-вниз. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном случае принимаю­щая поверхность рук для погашения силы удара смещается в сто­рону, противоположную направлению удара. В результате аморти­зации мяч получает начальную скорость отскока 8 м/сек.

После приема мяча скорость смещения рук в пространстве уве­личивается, а их движение направлено вверх. Увеличение скорости в данном случае связано не с активным их движением в суставах, а объясняется разгибанием ног, последующим их отталкиванием

Рис. 30. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижнего прие­ма мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек.

от опоры, выпрямлением туловища и перемещением ОЦТ игрока назад-вверх.

Отталкивание от опоры и перемещение ОЦ1 игрока назад-вверх имеет место и в технике рассмотренного выше способа, однако там это движение начинается несколько раньше. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ за­паздывание в описываемом техническом приеме объясняется более значительным сгибанием ног, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ больше, чем в технике приема

мяча на уровне пояса на 30° в голеностопном, на 60°-в колен­ном и на 50° - в тазобедренном суставах.

Увеличение сгибания ног в суставах является необходимым условием при снижении траектории полета мяча, а более позднее разгибание ног, отталкивание от опоры и смещение ОЦТ волейбо­листа назад-вверх компенсируется в данном способе уступающим движением рук в рабочей фазе, направленным назад-вниз.

Заканчивается весь цикл движений смещением рук вверх-на­зад и затем вниз-назад, что происходит в результате отталкивания от опоры, выпрямления туловища, перемещения ОЦТ игрока назад-вверх и последующего приземления волейболиста.

Техника приема мяча снизу двумя руками с падением-перекатом на спину значительно расши­ряет диапазон действия волейболистов. Этот технический прием при­меняется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока. Предохранение от ушибов и травм в результате динамичности движений в момент группировки игрока и переката делает его одинаково доступным как для мужчин, так и для женщин, юношей и девушек. Быстрота выполнения переката с последующим переворотом и выходом в упор лежа способствует быстрому включению волейболиста в игру. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположе­нием сведенных вместе кистей рук.

Выполняя данный прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча (рис. 31). Перемещение выполняется на согнутых в коленных суставах ногах. Сделав несколько мелких приставных шагов, игрок производит по­следний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча, одновре­менно опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 31, а, б, в). Сзади стоящая нога - прямая и касается внутренним сводом стопы

поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединœены вместе) и вытянуты вперед-вниз в сторону приближаю­щегося мяча.

В основной фазе волейболист, продолжая сгибание ноги, нахо­дящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от по­верхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающий­ся мяч (рис. 31, г). После этого в заключительной фазе следует приземление на бедро-таз (рис. 31, д), перекат на спинœе и пере­ворот через правое (левое) плечо с выходом в положение упора лежа (рис. 31, е, ж, з). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инœерции, полу­

чаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выве­дения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на но­ги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением-перекатом на спину выполняется анало­гично описанному выше способу, за исключением фазы приема мя­ча, который производится одной рукой (рис. 32).

С помощью приема одной рукой можно еще больше увеличить обороняемый сектор площадки.

Техника приема мяча снизу двумя и одной Руками с опорой на руки и падением-перека­том на грудь-живот (рис.33).

Большое значение для успешной игры в защите имеют приемы мяча снизу одной и двумя руками с последующими падениями. Их применение является совершенно необходимым в том случае, когда

мяч неожиданно изменяет свою траекторию или летит далеко от игрока.

При этом умение использовать прием мяча с падением значи­тельно повышает игровую активность и расширяет диапазон дей­ствий волейболистов.

Наиболее распространенным и широко применяемым среди мужчин-волейболистов является прием мяча снизу в броске с опо­рой на руки и падением-перекатом на грудь - живот. Учитывая анатомо-физиологическне особенности женского организма, выполне­ние этого приема для женщин противопоказано.

Весь цикл движения можно расчленить на несколько последо­вательных фаз: передвижение по площадке с заключительным ша­гом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки и падением-перекатом на грудь - живот.

Выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно вы­прямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе левую ногу. При этом наклон туловища вперед значительно увеличивается. Руки игрока опущены вниз и отведены несколько назад для предстоящего махового дви­жения. В фазе отталкивания левая нога почти выпрямлена в ко­ленном суставе и соприкасается с площадкой лишь носком стопы, завершающим толчковое движение.

В результате этих движений ОЦТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и отклоняется вперед от вер­тикали, руки выносятся вперед и готовятся к приему мяча. Бедро правой ноги, согнутой в коленном суставе, расположено горизон­тально к поверхности площадки.

В безопорной фазе левая нога, оттолкнувшись от опоры, начи­нает смещение вверх-назад и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его накло­на к горизонтали увеличивается.

Кисть правой руки производит удар по нижней поверхности мяча и затем несколько его сопровождает. Удар производится либо напряженной вогнутой частью ладони, либо тыльной ее стороной, либо кулаком. Смещение правой руки вверх противоположно дви­жению левой руки, которая смещается вниз для опоры о поверхность площадки.

После приема мяча туловище игрока продолжает находиться в безопорном положении, ОЦТ волейболиста начинает смещаться вперед-вниз по касательной к поверхности площадки, правая рука приближается к левой и также готовится к опоре.

С опоры рук о площадку начинается приземление. После этого в результате сгибания рук в локтевых суставах туловище, прогиба­ясь в поясничной части позвоночника, опускается вперед-вниз до соприкосновения груди и живота с площадкой. Фаза приземления сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предот­вращения травмы подбородка игрок в момент приземления откло­няет голову несколько назад.

В продолжение темы:
Инвентарь

Инспекторы ФИФА посетили 31 октября строящийся в Петербурге стадион Крестовского острова (известный как "Зенит-Арена") и обнаружили, что поле объекта непригодно для игры в...

Новые статьи
/
Популярные