Кто такие ниндзя оружие методы исцеления. Боевые искусства: путь ниндзя. Контроль над энергией «ци»

Ниндзя — таинственные призраки, скрывающиеся в тени. Они способны пробраться в самую защищённую твердыню, чтобы нанести смертельный удар врагу. Умения этих неуловимых наёмников вселяли страх и трепет в людей, придавали им образ ужасающих демонов ночи. На сегодняшний день о бесшумных убийцах знает каждый — дети играют в ниндзя, про них снимаются сотни фильмов, создаются мультипликационные произведения. Образ человека в тёмных одеждах, метающего сюрикены и бегающего по стенам, прочно засел в общественном сознании. Поэтому сегодня трудно сказать, каковы на самом деле были ниндзя, что есть правда, а что — лишь красивая история.

Ямабуси

Появлением первых ниндзя мир обязан монахам-отшельникам, жившим в горах. Они исповедовали Сингонскую ветвь буддизма и назвались Ямабуси. Эти люди обладали исключительными знаниями о человеке и природе. Они были мастерами траволечения и изготовления ядов, могли как исцелять болезни, так и убивать. Также Ямабуси были знатоками акупунктуры и обладали способностями, значительно превосходившими возможности простого человека.

Ямабуси закаляли себя изнурительными тренировками, так как считали, что тело — отличный инструмент для воспитания духа. Крестьяне любили и уважали этих таинственных отшельников, так как они могли исцелять болезни людей и животных, спасать урожаи и, как гласят легенды, даже управляли погодой. Познания Ямабуси в естественных науках существенно опережали своё время — они отлично разбирались в астрономии, химии, ботанике, медицине, что лишь усиливало веру в их сверхчеловеческие способности.

Возникновение первых ниндзя

Со временем беспощадные тренировки отшельников стали давать свои плоды — они научились мастерски управлять своим телом и разумом. Ямабуси могли сознательно контролировать не только своё дыхание, но и пульс. Поселения монахов стали привлекать людей, которые не нашли себе места в обществе. Среди них были также ронины, искусно и другими видами оружия. Они внесли свой вклад в практики, которыми занимались отшельники.

То, что эти люди жили среди дикой природы, сделало их мастерами маскировки, а также подарило им способность выжидать. Ведь в горах не было спешки и суеты, столь обычной для остального мира. Это наделило предшественников ниндзя безграничным терпением и качествами характера, недоступными простому обывателю. Они могли уверенно выживать среди дикой природы и мгновенно скрываться в естественном ландшафте. Столь выдающиеся достижения привлекли к Ямабуси власть имущих, желающих использовать их уникальные навыки в своих целях.

Занятия ниндзя

Чем занимались легендарные воины тени? Зачастую их занятия были куда прозаичнее, чем показано в фильмах и книгах. Приёмы ниндзя позволяли им играть любую роль. Встретить одного из них в классических чёрных одеждах, скрывающих лицо, было практически невозможно. Ниндзя всегда соответствовал среде, в которой ему приходилось работать. Если он был в обществе самураев, то он вёл себя как самурай и был одет соответственно. Среди крестьян и нищих он был облачён в лохмотья. Актёрская игра такого лазутчика была столь искусна, что могла обмануть даже самого хитрого врага. Зачастую работа ниндзя проводилась так тихо и гладко, что невозможно было даже узнать о том, что он тут был.

Вопреки стереотипному мнению, эти гении маскировки крайне редко участвовали в заказных убийствах. В основном они занимались разведкой, добычей секретной информации и проведением диверсий в лагере неприятеля. То есть ниндзя были аналогом Джеймса Бонда, а не безжалостными наёмными убийцами, хотя, по всей видимости, их привлекали и к такой деятельности, так как они в совершенстве осваивали приёмы рукопашного боя.

Кем были ниндзя

Чтобы быть искусным наёмником, ниндзя приходилось перестраивать всю свою жизнь. Поэтому они не занимали определённое место в японской иерархии, а были вне её. В рядах ниндзя можно было встретить представителей любого сословия. В кинофильмах часто показывается противостояние самураев и лазутчиков, облачённых в тёмные одежды. Но на самом деле основными заказчиками ниндзя были именно самураи, постоянно воевавшие между собой. Более того, если один из них разорялся, то он зачастую переходил в один из кланов ниндзя, где весьма кстати приходилась самурайская техника боя.

Встречались в таких кланах и простолюдины. При этом нет доказательств того, что они заступались за крестьян и защищали их от самураев. Скорее всего, это лишь красивые легенды, романтизирующие образ ниндзя. Важно понимать, что воины ночи были наёмниками и выполняли любую работу, за которую им готовы заплатить. То есть решающим фактором в жизни их кланов были деньги, а не моральные ценности и убеждения. Кто больше заплатит, тому они и помогут. Поэтому приёмы ниндзя были направлены больше на шпионаж и добычу секретных сведений, чем на устранение врага.

Времена существования ниндзя

Считается, что кланы ниндзя окончательно сформировались примерно в X веке нашей эры. В те времена их услугами пользовались вельможи для разрешения своих конфликтов. Секретные приёмы ниндзя идеально подходили для получения преимущества в борьбе за власть. Особенной популярностью услуги синоби пользовались во время объединения Японии. Это происходило приблизительно в 1460-1600 годах. Тогда все стороны конфликта пользовались услугами ниндзя, чтобы получить хоть какое-нибудь преимущество в этой чудовищной войне.

Однако, в последующие годы сёгун Токугава решил, что слишком опасно оставлять свободолюбивые кланы. Более того, раз уж ниндзя были наёмниками, служившими тому, кто хорошо платит, то их услуги могли быть использованы против него, что совсем не входило в планы амбициозного сёгуна. В результате он стравил между собой два крупнейших клана — Ига и Кога. Кровопролитное противостояние между ними закончилось тем, что большинство ниндзя были уничтожены. Оставшиеся в живых были слабы и разрознены, что заставило их присягнуть на верность Токугаве.

Синоби и война

В фильмах часто показывают, как полчища ниндзя штурмуют крепость или рубятся с самураями. Однако участвовать в прямом противостоянии было нелогично для воинов ночи. Боевые приёмы ниндзя были рассчитаны на тихое устранение цели или ведение партизанской войны, но уж никак не на противостояние неприятелю в чистом поле. Конечно, прямое столкновение не оставляло шанса таинственным диверсантам. Но они были грамотными стратегами и не допускали ведения войны по правилам врага. Зато их помощь могла оказать решающее влияние на исход войны, так как ниндзя, проникший в крепость неприятеля, мог наделать много шума, устроить диверсию и деморализовать противника.

Мастера маскировки могли проникнуть в стан врага как в мирное время, так и во время крупномасштабных боевых действий. Их целью становились военачальники или стратегические объекты. Также информация, которую добывали эти бесстрашные лазутчики, могла предоставить их нанимателю решающее преимущество, переломить исход войны.

Приёмы ниндзя

На сегодняшний день как грибы после дождя, повылезали всевозможные школы обучения искусству воинов ночи. В них фанаты фильмов про ниндзя изображают из себя умелых убийц и разведчиков. Однако эти люди, в большинстве своём выдумывают приёмы ниндзюцу, чтобы получить деньги с доверчивых учеников. Вообще трудно сказать, что искусство синоби было столь же структурировано и понятно, как, например, карате или дзюдо. Нет никаких доказательств того, что все они пользовались какой-то одной техникой для достижения своих целей. Скорее это были общие принципы и методы выживания в экстремальных условиях.

Подготовка ниндзя напоминала подготовку бойца спецподразделения, а не боевые искусства Японии. Но до сих пор находятся тысячи энтузиастов, кидающих сюрикены и выполняющих сложные акробатические трюки в стилизованных чёрных костюмах. Целая индустрия выросла вокруг этого занятия. Каждый, кто твёрдо решил стать современным ниндзя, может пойти в магазин и приобрести себе костюм, сюрикены и всевозможные цепи. Зайдя в интернет, вы можете без проблем приобрести «меч ниндзя» и стать самым крутым на районе. Как же на самом деле проходило обучение воинов ночи?

Строение кланов

Со временем кланы ниндзя стали чётко структурированными и полностью сформированными структурами. В такой клан постороннему человеку попасть было практически невозможно. Знания передавались от отца к сыну и тщательно оберегались от чужих глаз. Особенно ревностно хранились свитки с приёмами ниндзюцу, обучение постороннего каралось смертью. Каждый клан специализировался на особых, свойственных только ему, техниках. Некоторые из них были специалистами в проведении диверсий, кто-то отдавал предпочтение ядам, а кого-то кормили коварные засады.

Внутри кланов синоби была чёткая иерархия. Верхушка занималась заключением договоров, подписанием контрактов, вступлением в союзы и выходом из них. Имелась и средняя прослойка, целью которой был контроль над исполнением приказов сверху. На нижней ступени иерархической лестницы находились обычные исполнители. То есть, кланы ниндзя были серьёзными организациями с суровой дисциплиной и ярко выраженной иерархией.

Костюм ниндзя

Привычные нам чёрные костюмы, по которым каждый может узнать ниндзя, являются, скорее, продуктом кинематографа, чем отражением реального положения вещей. Чёрный цвет не лучшим образом подходит для маскировки, так как встречается в природе крайне редко. Поэтому чаще всего использовались разные оттенки коричневого и серого цветов. Именно они позволяли слиться с окружающим миром наиболее полно. Пресловутый меч ниндзя также не был излюбленным оружием неуловимых лазутчиков. Они предпочитали цепи, плуги, выдвижные копья, сюрикены и прочие инструменты, которые было легко спрятать или выдать за орудия крестьянского труда.

Синоби использовался нечасто, так как в большинстве случаев воины ночи маскировались под окружение, чтобы максимально простым и эффективным способом добраться до цели. В было множество карманов, в которые помещались лекарственные травы, яды, иглы и сюрикены, а также иные орудия ведения боя.

Специализированные орудия

В арсенале ниндзя были не только приёмы рукопашного боя и холодное оружие. Также они умело использовали крюки, лестницы, верёвки и прочие вещи, с помощью которых можно было попасть в дворцовые покои или преодолеть крепостную стену. Еще синоби знали толк в использовании взрывчатых веществ, которые помогали посеять панику в стане врага или пробить брешь в стене. Обувь ниндзя также была приспособлена для выполнения их задач.

Часто с собой они носили специальные дыхательные трубки. Приёмы ниндзя позволяли им подолгу находиться под водой, дыша через тоненькую трубочку. Но самым сильным оружием этих коварных разведчиков было их знание психологии. Они могли играть любую социальную роль, втереться в доверие к нужному человеку. Ниндзя умели управлять собственным сознанием, что позволяло им переживать тяжелейшие испытания, не испытывая при этом дискомфорта.

Нобунаги Ода

Как ни пытались ниндзя воздерживаться от прямого участия в войне, у них это не получилось. Нобунаги Ода, жёсткий военный лидер, желавший объединить страну, сумел-таки уничтожить клан Ига — сильнейшую организацию синоби. Он в местности, где обосновался этот могущественный клан и в результате жестокого противостояния сумел победить своих врагов. Оставшиеся в живых представители клана разбрелись по стране. Однако эта победа далась храброму самураю непросто. Многие тысячи солдат полегли от рук ниндзя.

Ниндзюцу сегодня

Современные ниндзя едва ли изучают боевые Они не бегают по стенам и не метают иглы. Разведывательные управления существенно изменили свои методы работы за последние столетия. Конечно, методы тренировок, используемые древними лазутчиками, актуальны и по сей день. Например, в специальных подразделениях, которым нужно уметь выживать в дикой природе и вести бой в лесу. Но видеозаписи с названиями «Приёмы ниндзя для начинающих» или разнообразные пособия «Ниндзюцу для чайников» являются просто грамотным коммерческим ходом и не имеют ничего общего с таинственными воинами ночи. Однако синоби и их уникальный жизненный путь являются ценным культурным наследием, которое не должно быть утеряно.

Тренировки Ниндзя включают множество приемов и практик , в том числе тайных практик , имеющих целью развития важнейших качеств, необходимых для овладения искусством Ниндзюцу.

Тренировки Ниндзя предполагают отработку определенных техник, собранных и сохраненных «невидимыми воинами» за несколько веков существования их закрытых кланов. Такие техники дают неоспоримые преимущества для овладевших ими, и потому сохраняются в тайне, вдали от непосвященных. Однако часть техник ниндзя, уже давно находятся на вооружении спецслужб многих стран мира, неизменно сохраняя свою актуальность. Например, Армейский рукопашный бой включает в себя ряд ключевых принципов схожих с принципами практик ниндзя.

Древние практики Ниндзя включали в себя приемы, направленные на достижения трех типов мастерства, состоящих их:

  • боевых навыков;
  • технических приемов;
  • искусства стратегии.

Особое внимание в тренировках ниндзя отводится максимальной реалистичности , а именно воссозданию не столько самой ситуации, которая может произойти, сколько состоянию возникающему при попадании в ситуацию предельной опасности, когда существует реальная угроза жизни.

Только при создании ощущения реалистичных событий можно достичь определенного типа концентрации и соответствующих реакций организма на повышенную опасность, которые необходимы для достижения цели и выживания.

Основой таких реалистичных тренировок являются медитативные практики визуализации возможных сценариев событий, причем в самых ужасных вариантах и с самым негативным исходом.

Целью каждой такой практики должна быть разработка вариантов выхода из таких ситуаций с наименьшими потерями.

Главным условием тренировки ниндзя является правильное выполнение поставленной задачи с первого раза, сосредоточение на непосредственной цели, абстрагируясь от отвлекающих факторов, при этом на выполнение задачи должно быть потрачено минимальное количество усилий.

Только в таком случае ниндзя будет эффективен в бою, и сможет выжить, выполнив поставленную цель.

Итак, целью эффективной тренировки ниндзя является:

1. Выполнение приема (или задачи) с одной попытки;

2. Полное сосредоточение внимания на выполняемом приеме; 3. Минимальный расход сил для выполнения приема.

В процессе тренировок должно сохраняться ощущение присутствия противника.

Вне зависимости, какой из приемов отрабатывается, будь то ката, спарринг, работа на снарядах, искусство маскировки или что-либо еще – ниндзя должен видеть перед собой противника и эффективно выполнять каждое движение, так будто от этого зависит его жизнь. Только в таком случае тренировка будет по-настоящему эффективной.

При этом в процессе тренировки вовсе не требуется наносить тяжелые удары, пытаясь «разорвать» грушу или покалечить спарринг-партнера. Необходима именно визуализация процесса нанесения удара и работа со своими ощущениями, которые возникают при его нанесении.

Ниндзя должен видеть и чувствовать себя наносящим сокрушительный удар, даже если он остается неподвижным.

Еще одним существенным моментом в тренировках ниндзя являет преодоление страха. В данном случае практика ниндзя предлагает следующий ключ к освобождению от страха.

Прежде всего, следует понять природу страха. А для этого вспомнить, как возникает страх и на что он направлен .Опытные ниндзя говорят, что:

Страх – это всего лишь продукт воображения человека и направлен он исключительно на будущее.

Иными словами — в настоящем — страха не существует.

Если сконцентрироваться на текущем деле, места для страха не остается. Можно бояться нападения врага, но в сам момент нападения – времени для страха просто не будет, так как необходимо действовать, предпринимать меры для защиты.

Действия вытесняют страх.

Страх настоящего и действия – несовместимы.

Таким образом, страх – это иллюзия, ограничивающее убеждение, которого в реальности «здесь» и «сейчас» просто не может быть.

Опытные ниндзя говорят: «Нет времени на страх – есть время только на реакцию».

На использовании собственных естественных реакций и реакций противника построены многие техники ниндзя.

Наиболее эффективные приемы, боевых техник ниндзя являются экстраполяциями естественных реакций. Когда естественные реакции организма трансформируются в эффективные действия.

Например, естественная реакция вскидывания рук для блокировки удара сверху «перепрограммируется» в эффективный «Х-блок».

Аналогично естественная реакция поймать предмет, брошенный в лицо, почти идентична тем движениям предплечья и кисти, которые ниндзя использует для блокировки прямого удара кулаком в лицо и нанесения встречного удара «тигриный коготь».

Тренировки ниндзя не прекращаются ни на миг.

Образ жизни «невидимых воинов» — и есть тренировка.

Каждое мгновения ниндзя учится, совершенствует свое мастерство , обретает новые навыки, трансформирует, улучшает, расширяет горизонты познаний.

Сама жизнь — тренировка, в каждое мгновение которой, ниндзя учится быть готовым к любому повороту.

Богрод А.

Б74 Ниндзюцу. Техника боя: Методическое пособие для самостоятельного обучения / А. Богрод. - М.: ФАИР-

ПРЕСС, 2002. - 512 с.: ил. - (Боевые искусства).

ISBN 5-8183-0387-Х

Эта книга, написанная с искренним восхищением древним искусством невидимого воина, дает читателям возможность приблизить свой жизненный путь к Пути воина-тени. Автор показывает методику тренировки ниндзя по рукопашному бою, описывает физическую подготовку и технические приемы основных разделов ниндзюцу, знакомит с некоторыми видами оружия и атакующей техникой боя.

Методический материал поможет построить трени­ ровочный процесс, согласовать взаимодействие различ­ ных разделов, дать конкретные задания, решить вопросы дисциплины и упорядоченности в тренировках.

Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена

в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Богрод А. В., 2001

© Серия, оформление.

ISBN 5-8183-0387-Х

ФАИР-ПРЕСС, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

История ниндзюцу насчитывает более тысячи лет. Это искусство проходит сквозь века невиди­ мым ветром божественного предназначения. Пре­ одолевая время и расстояние, нинпо направляет воина синоби на Путь овладения сверхъестествен­ ными силами, ведет к вечности. В основе доктрины выживания лежат самые полные идеи самозащиты.

Автор, Александр Богрод, член Межрегиональ­ ной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», рассматривает в данном учебном посо­ бии методы тренировки рукопашного боя ниндзя, а также физическую подготовку и технические при­ емы основных разделов ниндзюцу. Их перечень:

Сокрушительная техника ударов руками и ногами.

Комплекс уклонов и уверток в работе с на­ парником и тренировочным оружием.

Акробатическая подготовка.

Боевые формы блокирующих движений.

Контратака и опережающие действия.

Техника поражения конечностей в жестких методах боя.

«Сущностью всех боевых искусств и методов военной стратегии являются самозащита и пре­ дотвращение опасности. Ниндзюцу воплощает

это вообще возможно.

Путь ниндзя - путь терпения, выживания, преодоления опасности и способ превосходить врага во всем...»

Вторая книга Александра Богрода, члена Меж­ региональной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», о древнем искусстве не­ видимых воинов ниндзя. Ее разделы:

Способы исчезновения из поля зрения про­

Техника передвижений.

Разработка суставного аппарата и силовая подготовка.

Традиционные формы освобождения от зах­ ватов.

Подготовительные упражнения к технике ис­

чезновения и изменения направления движе­ ния.

Снаряды в тренировочном процессе.

Методы избегания длительной схватки.

Свод различных технических разделов в

кратких моделях боя.

Основы техники с кэн и ханбо.

Поражения уязвимых точек противника.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Искусство ниндзюцу включает в себя широ­ кий спектр экзотических знаний, которые обес­

ности. Это гораздо больше, чем просто система физических навыков и уловок для шпионажа и

щей среды, все уровни сознания и универсальная

Масааки Хатсуми, 34-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

ниндзюцу

ТЕХНИКА БОЯ НИНДЗЯ

ВВЕДЕНИЕ

шим изменениям, исходящим свыше. Для него су­ ществует лишь один закон - спонтанно реагиро­ вать, адаптируясь к любым условиям таким об­ разом, что само понятие «неожиданность» пере­ стает для него существовать».

Тосицугу Такаматсу, 33-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

Ниндзюцу - искусство быть невидимым. Одна из самых сложных и таинственных клановых воин­ ских систем, пришедшая к нам из далекого и кро­ вавого прошлого Древней Японии. На протяжении многих столетий ниндзюцу оставалось закрытой школой шпионажа с постижением законов Приро­ ды и Человека на основе тайных эзотерических учений горных отшельников Ямабуси.

Познавая секреты «пути овладения сверхъесте­ ственными силами», ниндзя становились неулови­ мыми демонами, проходящими сквозь стены и

всех областей жизнедеятельности человека и ис-

пользуя основу мистических учений, ниндзя при­ обретали могущественную силу управления людь­ ми. Руководствуясь стратегией достижения цели любыми способами, ниндзя доводили до совершен­ ства способность оставаться неуязвимыми в любой боевой ситуации, при любых жизненных обстоя­

тельствах.

подготовки

воинов-теней

многогранна

всеобъемлюща,

приемами рукопаш­

техники ниндзюцу

исчерпывает­

оружия и с

оружием являются основополагающими раздела­ ми в подготовке ниндзя и, наряду с психологи­ ческими установками, во многом формируют во­ ина, давая возможность легко адаптироваться к другим предметам ниндзюцу за счет развитого тела, волевых качеств, умения вести боевые дей­ ствия в непосредственном столкновении с про­ тивником. Без специальных тренировок никакие демонические хитрости не позволят ниндзя оста­ ваться неуязвимым, как тень, и всепроникаю­ щим, как пустота.

Принцип неразделенности всех стилей и на­ правлений в системе обучения ниндзя своими ме­ тодическими корнями уходит и в технику руко­ пашного боя; другими словами, на тренировке па­ раллельно идет отработка отдельных элементов и целых связок, чистых бросков и бросков с удара­ ми, техники с применением оружия и техники без оружия, приемов открытого боя и нападения из-за укрытий. Таким образом нарабатывается комплек­ сное владение приемами относительно изменяю­ щихся условий. В доли секунды приспособиться к изменяющимся условиям - одно из важнейших правил НИН-ПО ТАЙДЗЮЦУ.

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии рассматривается целый ком­ плекс рукопашной техники со специфическими способами нападения и защиты при атакующих действиях противника спереди, сзади и с боков. Материал довольно обширен и охватывает множе­ ство групп техник, принципов и стилевых разли­ чий. В книге не представлена ударная комбинато­ рика в чистом виде, но комбинации, связки про­ сматриваются во многих приемах, к тому же дан­ ный объем технических элементов восполняет этот небольшой недостаток. Как следует изучив мате­ риал книги не только по картинкам, вы уже и сами будете формировать серии ударов, защит, заломов, бросков. О том, как проходит отработка тех или иных технических действий, о способах применения и характерных особенностях мы бу­ дем вести разговор по ходу описания представлен­ ного потенциала техники Тайдзюцу.

ЮНАН ТАЙСО

Юнан тайсо - система общефизических уп­ ражнений, направленных на развитие различных

ние, умение сосредоточиваться.

Специфика ниндзюцу требует прекрасного вла­

ва терпеливых, и вы легко преодолеете любые возникающие на вашем пути преграды. А поня­ тия «тело» и «дух» имеют далеко не односторон­ нее толкование, о них говорится во многих разде­ лах ниндзюцу, к одному из которых мы и перехо­ дим.

В этом пособии представлен комплекс общераз­ вивающих упражнений. Это упражнения, необхо­ димые для повышения подвижности тела, для снижения вероятности травм, таких, как растяже­ ние и разрыв связок, а также для достижения физической выносливости при работе в динами­ ческих режимах рукопашной схватки.

Делать упор на разработку связок в ущерб ос­ новной технике не рекомендуется. Чрезмерный

ЮНАН ТАЙСО

набор разминочных действий в некоторой степени ломает структуру боевых движений. Умеренность в разработке суставов должна подкрепляться на­ сыщенной базой рукопашной техники. Темп тре­ нировки наращивается постепенно, с учетом того, что связки «вышлифовываются» и без целенап­ равленного двигательного воздействия.

Обычно перед началом тренировок проводится

в состояние внутренней готовности постижения

тей и занимает мало времени. Новичкам медита­ ция представляется чем-то несущественным - бессмысленным ритуалом, и они относятся к ней легкомысленно. Но можно сказать, что это нор­ мально. К первым занятиям ученик готов все­ гда, и ему незачем проводить несколько минут в безмятежности, он все равно не совладает с соб­ ственным разумом, требующим реализации сво­ их представлений. Медитация необходима, когда мысли разбросаны, но ты имеешь хоть какое-то представление о ниндзюцу и знаешь к чему сле­ дует стремиться. Чтобы медитация не казалась

мость, прочувствовав необходимость в сосредото­ чении. А пока займемся разминкой.

Существуют два типа упражнений, влияющих на растяжку.

1. Баллистический, или динамический. Выра­ жается в энергичных движениях: махах ру-

от 5 до 60 секунд.

Упражнения из этих групп можно сочетать с отработкой техники отдельных элементов групп ударов и уходов, которые подключаются к комп­

ни к чему долговременное вытяжение суставов, вполне достаточно будет провести 5-10-минутную разминку. Техника изучается от простого к слож­ ному, и на первых порах ни мостики, ни шпагаты не требуются. Во-вторых, если использовать уп­ ражнения растяжки в небольших по времени раз­ минках по три раза в день, ваш прогресс будет не мене заметен, чем при часе основной гимнастичес­ кой тренировки. В-третьих, возможно совмещение растяжки, техники и некоторых силовых упраж­ нений. То есть техника на протяжении всего заня­ тия поддерживается легкой растяжкой и силовы­ ми упражнениями, которые, как правило, выпол­ няются в конце тренировки и сочетаются с упраж­ нениями на растяжение и расслабление мышц.

Итак, задача в обычной разминке - подготовить организм к разнохарактерным тренировочным на­ грузкам, а не перегружать его. Количество повторов каждого упражнения выбирается на ваше усмотре­ ние. Задача суставной гимнастики состоит в увели­ чении растягивающего момента связок. Здесь коли-

чество повторений должно быть упорядочено, напри­ мер, 10-15 повторений в два-три подхода с увели­ чением амплитуды движения в каждом последую­ щем подходе. И еще: изберите наиболее эффектив­ ные, подходящие для вас 20-25 упражнений и выполняйте их с предельной точностью и технично­ стью.

Структура растяжки: начинать стоя, продол­ жать сидя, заканчивать лежа.

Одежда не должна стеснять движений. Капюшон используется по назначению только при отработке специальных способов маскировки и контрольных тестов; на обычных тренировках лицо не закрывает­ ся, дабы не перекрывать доступ кислорода.

Подготовительная часть тренировки включает в себя разминку общую и специальную. Задача об­ щей разминки - разогреть тело, усилить кровооб­ ращение и ввести в режим двигательной работы органы дыхания. Специальная имеет своей целью подготовить организм к восприятию того потенци­

леблется от 10 до 40 минут.

Упражнение 1

Настрой на тренировку, медитация, сосредото­ чение, избавление от излишнего волнения, воз­ буждения; вольные движения различных частей тела как продолжение медитативного настроя.

Упражнение 2

Бег. Темп медленный или средний. Цель: уси­ ление общего кровообращения, переход организма

ЮНАН ТАЙСО

к активной деятельности. Вдох через нос, выдох через рот. Продолжительность бега - 1-2 мину­ ты. Изредка несколько шагов проводятся с подня­ тием колена или захлестом.

Упражнение 3

Дыхание. Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Во время спокойного, без напряжения, вдо­ ха через нос плечи и грудь остаются в покое, жи­ вот выпячивается вперед. Выдох через нос или рот также без напряжения, живот втягивается. Проде­ лывается 3-4 раза.

Упражнение 4

Круговые, с напряжением, движения головой - сначала влево, затем - вправо. Наклоны головы вправо-влево. Наклоны головы вперед-назад. Руки за спиной, ноги в естественном положении.

Упражнение 5

Разминка кистей рук, перегибания одной другую. Вращения кистей, сжатых в кулаки, с небольшим напряжением. Руки вытянуты и немного согнуты.

Упражнение 6

Круговые вращения руками. Ноги на ширине плеч, спина прямая, взгляд перед собой. Выполня­ ются сначала согнутыми в локтях руками, затем выпрямленными с максимальной амплитудой.

Упражнение 7

Махи руками через стороны назад, с последую­ щим скрещиванием перед грудью. Сменяются от­ носительно мягкими рывками выпрямленных рук: левой вниз-назад, правой вверх-назад.

Упражнение 8 (рис. 1)

Заламывание рук различными способами с про­ работкой плечевого и прилегающих к нему суста­

Непростое упражнение, требующее осторожно­ го выполнения. Стоя спиной к стене, поочередно обопритесь о нее ладонями на одной высоте чуть шире плеч. Держа спину прямой, совершить мед­ ленные прокачивания до появления напряжения в мышцах. Повторяете 4-6 раз с небольшими интервалами. В процессе тренировки это упраж­ нение следует выполнять активнее, чем на раз­ минке.

Упражнение 9 (рис. 2)

Растяжение плечевого сустава при подведении локтя с помощью другой руки к центру тела. Заб­ локировать разрабатываемую руку внешней сторо­ ной ладони к боку.

Упражнение 12

Замок двух рук по диагонали сзади. Выполня­ ется удержанием 10-20 секунд или мягким про­ качиванием.

Упражнение 13 (рис. 5, 6)

Упражнение силовое и очень сложное. Развива­ ет ударную мощь кисти посредством жесткого ук­ репления в сгибе. Смена положений в упоре лежа на кулаках. На первых порах, если не получается,

Многие исследователи искусства ниндзюцу перерыли горы информации, чтобы выяснить… что представляет собой пресловутое ниндзюцу. Все варианты трактовок лишь приводили к разжиганию очередных споров вокруг таинственного вида боевых искусств. Каждый мог понимать его по-разному, и это лишний раз подтверждает многогранность и величие ниндзюцу.

Что такое ниндзюцу, вообще!

Зародившись, как методика выживания в условиях гонений и репрессий, ниндзюцу, под влиянием сложившихся исторических условий, развивалось как тайное искусство шпионажа. Если в начале ставилось целью защита собратьев, то позднее задачей стало выполнение заказных убийств, диверсий. Дилемму искусства воинов тени сравнить с дилеммой ножа: можно резать хлеб, а можно и убивать.

Секретное боевое искусство

Являясь частью богатого духовного учения, это секретное боевое искусство находило ярое содействие в широких слоях населения. Но с течением времени одно лишь слово о ниндзя вселяло в людей смертельный ужас. Ночных воинов могли воспринимать по-разному. Но одно остается точным: это были бесстрашные воины, владевшие в совершенстве уникальными боевыми искусствами, готовые достигнуть своей цели ценой собственной жизни.

Надпись «ниндзя» японскими иероглифами

Эффективность ниндзя

Главным мерилом эффективности работы ниндзя служил результат. Термин ниндзюцу (НИН — невидимый, терпеливый, ДЗЮТСУ — искусство) предполагает следующие толкования: «искусство быть невидимым», «искусство терпеть». Ниндзя должен быть невидимым, не столько физически, скорее обладать профессиональными навыками конспирации своей деятельности, своего искусства. А терпеть «ниндзе» приходилось всю жизнь, начиная со сложнейших тренировок и кончая пленением, и пытками у врага.

Корни ниндзюцу

Корни искусства ниндзюцу, как, пожалуй, и всех восточных боевых искусств, следует искать в древнем Китае. За долго до появления ниндзюцу в Японии, там существовали специфические организации закрытого типа. По своим принципам и структуре, они чем-то напоминали кланы ниндзюцу, появившиеся позднее в Японии. Впрочем, цели и средства их достижения существенно различались.

Роковая эпоха

Этап истории Японии (11-12 вв.) стал роковым для страны: разразилась междоусобная война. Установилась форма правления «СЕГУНАТА», где власть императорского дома была крайне ограниченной, а власть сегунов — феодальных правителей, основывающаяся на военной силе, практически безграничной. Сегунат ознаменовал собой приход к власти профессионального воинского сословия — самураев.

Войну не представить без шпионажа и диверсий…

Самураи, будучи представителями власти, сдерживаемые в определенных рамках кодексом Бусидо и к тому же не обладающие соответствующей подготовкой, не могли быть лазутчиками и диверсантами. В военно-социальной структуре образовалась своеобразная брешь. Ниндзя с их феноменальными способностями в навыках ведения тайной войны заполнили не достающее звено.

Будучи вне закона, не опасаясь «потерять лицо», не сдерживаемые никакими моральными нормами, обладая изощренными навыками тайного боевого искусства ниндзя стали незаменимы.

Золотой век ниндзя

Последующие 400 лет принято считать «золотым веком» ниндзюцу. Ведение боя в средние века требовали от воина превосходного физического состояния. Военные действия велись преимущественно с применением холодного оружия, приемов рукопашной борьбы, владение которыми немыслимо без натренированных мышц, гибких суставов, эффективных техник дыхания, отменной закалки тела.

Подготовка настоящего ниндзя

С момента своего рождения будущий воин-ниндзя развивал свои физические способности до высочайшего уровня, и все время поддерживал свое тело в здоровом боеспособном состоянии. Из дошедших до нас сведений известно, что, еще находясь в младенческом возрасте, ниндзя развивал свои мышечные рефлексы, позволявшие молниеносно реагировать на нападение противника.

«Раскачивание люльки» и другие тренировки будущего ниндзя

Одним из таких способов было раскачивание люльки с младенцем, которая время от времени слегка соударялась с деревом или стенкой дома. Сотрясение поначалу вызывавшее шок, постепенно сводилось к тому, что ребенок начинал инстинктивно группироваться, должным образом выставляя ручку или ножку, смягчая удар.

Равновесие

Высокие требования предъявлялись к тренировкам вестибулярного аппарата. Для этого использовалось бревно, для начала подвешенное у самой земли, по долгу проводя на этом снаряде, ребенок учился сохранять равновесие, выполнял прыжки, повороты и другие акробатические элементы. Постепенно бревно менялось на более тонкое и его поднимали на большую высоту. Таким образом воин избавлялся от боязни высоты.

На фото: занятия женщин из иранского спецназа по системе ниндзя

Прыгучесть

Ниндзя развивали прыгучесть перепрыгивая через раскачиваемое бревно или веревку, причем веревка изготавливалась из колючих лиан, ранивших в кровь при малейшем соприкосновении. Меняя ритм раскачивания ниндзя тренировали ловкость, прыгучесть, что в будущем позволяло избегать ловушки или неожиданные препятствия.

Плавание

Обязательным условием для ниндзя было плавание. Большинство районов Японии полны реками и озерами, и уметь преодолевать их, было жизненно необходимым фактором. Кроме того, плавание гармонично развивало и укрепляло тело.

Тренировка дыхания по методу ниндзюцу

Практически во всех видах боевых искусств востока пристальное внимание уделялось тренировке правильного дыхания, что было залогом выносливости, управления внутренней энергией тела — Чи.

Ниндзя достигали высочайших высот в стайерском и спринтерском беге. Быстрым бегом позволял передавалась информация на значительные расстояния, позволяло уйти от преследователей, попросту изматывая их, или отрываясь от них сильнейшим рывком.

Контроль над энергией «ци»

В искусстве ниндзюцу работа с методиками контроля энергии Ци велась с раннего возраста. Знание важных точек человеческого тела и умелое воздействие на них, позволяло исключить многие болезни и травмы, что мог получить ниндзя во время выполнения задания.

Ночные воины целенаправленно закаляли свой организм, чтобы в дальнейшем без проблем переносить холод и жару, истощение и переутомление, пытки и боль от ран. В юности ниндзя упорным образом формировал свое тело. Когда кости были еще мягкими, связки эластичными, а суставы подвижными, ниндзя учился смещать суставы в нужном направлении. Эта способность позволяла ему освободиться от веревки, влезать в узкие окна, ходы. Считалось, что если в дыру влезет голова, то пролезет и все тело.

Ниндзя – воины на грани фантастики

Огромное внимание в подготовке ночных воинов уделялось прыжковой технике, так как часто тайный лазутчик должен был передвигаться по крышам, прыгая с одной на другую. Способность к прыжкам развивалась с помощью специальной регулировки дыхания и тренировки мышц.

В ниндзюцу, как системе выживания в экстремальных условиях, работе с тонкой энергией тела уделялось самое пристальное внимание. Множество старых легенд повествуют о мистических, необъяснимых способностях ниндзя предсказывать дальнейший ход развития конкретной ситуации, предугадывать неожиданное появление врага, выходить невредимым из, казалось бы, самых безнадежных ситуаций…

October 5th, 2013

Отрывок из книги Валерия МОМОТ, скачать которую можно по ссылке в конце поста...

Ниндзя... Таинственные воины-призраки средневековой Японии, о которых немало написано и у нас в стране, и за рубежом, все еще остаются такими же непознанными, загадочными и просто превратно понимаемыми, какими они были на протяжении всей своей многовековой истории.

Рожденные во мраке, двигавшиеся в полутьме, ведомые только им самим известными целями, эти люди до сих пор привлекают к себе интерес многих людей всего мира. Их мистические способности поражают воображение и будоражат сознание.

Способность исчезать на глазах преследователей, читать мысли, проникать в любые тщательно охраняемые помещения, сражаться с немыслимой яростью и побеждать в ста схватках из ста - вот далеко не полный перечень того, чем по легендам владеет воин-ниндзя.

Как же достигались подобные навыки, какие знания и опыт лежат в основе этих фантастических рассказов о ниндзя?

Тем, что сегодня известно нам об истории, технике и духовной практике ниндзя, мы обязаны величайшему мастеру боевых искусств современности, обладателю девятого дана по восьми видам будо, 34-му патриарху школы Тогакурэ-рю Нин-дзютсу, Ма-сааки Хатсуми, основателю и руководителю единственной в мире истинной организации ниндзя «БУДЗИНКАН ДОДЗЕ»**, что переводится как «Дом божества войны», «Дворец воинского духа» и даже «Дом божественного воина».

Искусство нин-дзютсу (или синоби-дзютсу) зародилось в Японии на рубеже VII-VIII веков. Сам термин «нин-дзютсу» означает «Искусство быть невидимым» -невидимым во всех смысловых значениях этого слова. Это не только умение мастерски маскироваться, пользоваться переодеванием и т. д. В своей наивысшей стадии невидимость -это полное слияние с окружающей средой и людьми. Настоящий ниндзя - это тот, кто может жить среди людей, внешне быть таким же, как и они, но, тем не менее, полностью отличаться от них своим мироощущением и миропониманием, тем самым становясь невидимым для сил зла, окружающих его.

Гармонизация со Вселенной -вот основная наивысшая цель искусства нин-дзютсу, а не такие низменные направления деятельности, как шпионаж и диверсии, как думают об этом многие. Другое понятие «нин-дзютсу» -«Искусство быть терпеливым». Терпеть невзирая ни на что - страх, боль, усталость - и достигать своей цели любыми наиболее оптимальными способами.

Следует отметить, что понятие «Терпение» в контексте нин-дзютсу отнюдь не означает «терпеть, сцепив зубы». Согласно доктрине школы Тэндай, терпение, в понимании ниндзя, -это прежде всего абстрагирование собственной сущности от происходящего с ним, перевод собственного сознания в позицию стороннего наблюдателя. Э-ю позволяет преодолеть любые, даже самые страшные обстоятельства, в которых может оказаться ниндзя в процессе его работы.

Исходя из космических законов, способ имеет значение только в связи с его эффективностью. Главное -цель, которая зарождается в сознании ниндзя, переводится в переживание чувства, и наконец находит выход в физическом мире. Три проявления реальности - Санмитсу - (Мысль, Слово, Действие) являются одной из высших тайн нин-дзютсу, и, слитые в одном порыве, они дают воистину фантастические результаты. Сам иероглиф «Нин» говорит о глубокой духовности учения, хотя и имеющего боевую направленность. Он состоит из двух иероглифов «Кокоро» -«Дух, душа, сердце» и «Кен» -«Оружие, меч» Причем расположение этих знаков таково, что дает нам идеограмму «Сердце (или дух) контролирует и направляет оружие», т. е. не воинственный дух доминирует над сознанием ниндзя, а лишь чистота помыслов и положительная направленность в течении происходящего во Вселенной могут заставить Воина Ночи ступить на тропу войны. В более поэтическом варианте, приведенном в книге С.К Хайеса «Мистическое искусство ниндзя», этот иероглиф переводится как «Хотя враг и держит свой клинок у моего сердца, я все вынесу и смогу победить, невзирая ни на что». Откуда же пришли ниндзя и какие знания и идеи лежат в основе их учения? Хотя первые упоминания о ниндзя мы можем встретить в хрониках времен императрицы Японии Суйко (593-628 г.г.), когда Митиноэ-но Микото в ходе военных действий с могущественным феодалом Морийа за провинцию Оми, послал в расположение вражеских войск лазутчика Отомо-ио Сайдзин, который вернулся с ценной информацией и был удостоен звания «Синоби», -однако этот факт ни в коем случае не может считаться «днем рождения» нин-дзютсу. Это значит лишь, что задолго до установления Камакурского сёгуната в Японии уже использовали шпионов -но и только. Тем более, что само нин-дзютсу никогда не было чисто шпионским искусством. Истоки истинного духовного учения ниндзя следует искать в Тибете и Китае, в древних ритуалах тантрического буддизма, в воззрениях даосских мудрецов и традициях школ Сингон и Тэндай, а не в успешно проведенных шпионских акциях удачливых лазутчиков.

Есть такое мнение:

На самом деле, ниндзя черное никогда не носили, а форма одежды, в древние времена, была склонна к традиционному виду китайцев, но выглядела более хладнокровно.

Данный стереотип возник от известного тогда японского театра Кабуки. Дабы зрителям не были заметны герои на сцене, фоновые декорации были окрашены в черное и сами ниндзя соответственно. Таким образом, нинздя-актер мог спрятаться на малоосвещенной сцене за декорацией не попав на глаз зрителя. В определенный момент ниндзя неожиданно выпрыгивал из замаскированной рабочей сцены и таким образом, в какой-то мере, восхищал публику.

Театр Кабуки был популярен в начале XVII века. Тогда, люди не знающие, узнали о японской культуре шпионажа искаженно. Дело в том, что черная одежда, как предмет на скрытность в темноте – совсем неправильный выбор. Черный цвет в темноте бликует – доказано. Оптимальным вариантом является темно-зеленый или коричневый цвет, именно такого раскраса и были настоящие нинздя. Благодаря их отменной скрытности ходили легенды, что человек такого рода мог в одиночку без труда расправится с 7-я самураями. При слове “нинздя” у граждан вызывался панический страх, ибо от безысходности, многие совершенные преступления где-либо, вешали именно на них.

Задолго до рождения первых кланов ниндзя, в Японии, в Тибете и Китае существовали школы, по своим системам боевой и психо-энергетической подготовки очень напоминающие нин-дзютсу. Конечно, феноменального уровня японских воинов-невидимок они не достигли, однако их родственные связи очень хорошо прослеживаются. Так, в Тибете до сих пор существуют закрытые клановые монастырские школы, которые, как и нин-дзютсу, в основе своих знаний содержат восприятие мира через мандалы (Телесного и Духовного миров), Троичное воплощение реальности (Санмитсу), метод культивирования которого заключается в созерцании мандалы (яп. Нэнрики), произношение особых звуковых сочетаний - мантр (яп. Дзюмон) и складывание пальцев в определенные фигуры, соединяющие внутренние энергетические каналы -мудры (яп. Кетсу-Ин или Кудзи-Ин). Соединение этих трех действий в одно целое, по древнему тантричес-кому учению, позволяет достичь любой цели на всех трех планах существования: физическом, эмоциональном (астральном) и духовном (ментальном).

Классификация по Пяти Первоэлементам (Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота (Эфир)), на которой ниндзя основывает свое понимание событий, действий, эмоций и т. д., а также вибрационная теория Вселенной, на которой строятся указанные выше понятия Единства, имеющем множество проявлений, -все это тибетские традиции, нашедшие свое место в сокровищнице знаний ниндзя. Идеи Единства и Противоположности Вселенной, основанной на непрерывном движении двух начал -Инь и Ян (яп. Ин и Йо), порождающих все явления на Небесах, Земле и в Человеке (яп. Тен-Ти-Дзин) -и прослеживающиеся как взаиморождаемость и взаиморазрушение Пяти Стихий (Земля, Вода, Огонь, Дерево и Металл) пришла в нин-дзютсу из китайского даосизма.

Кроме того, как тантристские, так и даосские монахи и отшельники благодаря определенным методикам развивали в себе многие из тех качеств, которые затем, попав в среду «искусства быть невидимым», были приняты в систему подготовки ночных воинов. Это и телепатия, и предвидение опасности, основанное на сверхразвитии чувств и интуиции (яп. Ку-но Сэйкай), гипноз, ясновидение, знание внутренних энергетических каналов и умение управлять потоком внутренней энергии Ци (яп. ки), дыхательные упражнения, направленные на развитие этой энергии, умение отключать боль, снимать усталость, управлять эмоциями и т. д.... список может быть очень длинным.

Пассивная и активная медитации (яп. Мэсо) с тем, чтобы достичь и постоянно удерживать в себе «непривязанное ни к чему» сознание (буквально: Му-Син, «состояние не-ума»), созерцание чего-либо для «слияния» и «постижения сути» предмета, а также «безобъектная» концентрация до полного растворения собственного эго в безбрежной вечности Пути (яп. До) Вселенной для достижения Просветления (Сатори или яп. Саммай) -все эти концепции Чань-буддизма (яп. Дзэн) нашли свое отражение в учении о гармонизации со Вселенной, исповедуемом ниндзя.

При сравнении очень многие факты говорят о несомненной связи традиции Шаолинь -культивирующих Чань -и искусства нин-дзютсу. В особенности четко эта концепция родства прослеживается с системой «люгаймэнь» -«Врата учения нищих монахов», возникшей в Китае во времена династии Тан, после сожжения знаменитого монастыря. Нищие монахи, разошедшиеся по всей стране, культивировали свое самобытное искусство, помогавшее им выжить в то далекое жестокое время. Сюда входило и владение многим подручным оружием -от палочек для еды до гребного весла, - и методы составления лекарств и ядов из трав и минералов, и методы маскировки, гипноз, психологическая манипуляция с сознанием противника... Власти, как могли, боролись с люгай, но их учение, созданное на основе Чань и Тантра и признанное «ересью», прочно укоренилось в народе. Люгай примыкали к шайкам разбойников, отрядам восставших крестьян - они учили их искусству борьбы, методам лечения травами и прижиганиями и т. д. И повсюду сеяли семена духовного знания.

Поначалу созданное как «искусство выживания», люгаймэнь впоследствии стала законченной системой, с многочисленными методами и эзотерическими ритуалами, что придало всей системе ореол таинственности. При помощи этих знаний изучающий ее человек становился практически неуязвимым для любых видов агрессии, направленных в его сторону. Он становился «сверхчеловеком», которому было подвластно почти все.

Все эти, а также многие другие философские идеи, принципы и практические навыки древнего Тибета и Китая наряду с местными японскими верованиями и традициями и послужили той духовной основой, на которой впоследствии развивалась та система тайных знаний, которая, вместе со специфическими приемами борьбы, методами маскировки и камуфляжа высочайшей по сложности подготовки, и составила то искусство, которое по всем критериям превосходит любое другое -«искусство быть невидимым» -Нин-дзютсу.

Связующим звеном между континентальными традициями и направлениями и нин-дзютсу является созданная на основе люгаймэнь, тантрического буддизма и местного японского культа горных божеств (Ками) система сюгэндо -«Путь овладения сверхъестественными силами» Как повествуют японские хроники периода Нара (VIII в н. э.), за время между 625 и 753 годами были основаны шесть основных школ японского буддизма, весь основной канон и ритуалы которых были завезены в Японию из Китая в практически неизмененном виде. Это было сделано японскими монахами, проходившими длительное обучение в монастырях Поднебесной. Из них, благодаря их близкой связи с мировоззрениями и традициями ниндзя, нас прежде всего интересуют три школы. Это школы Сингон («Истинное слово»). Дзэн («Молчаливое самоуглублеиие») и Тэндай («Величие небес»).

Знаменитый Эн-но Гёдзя - основатель сюгендо

Вместе с классическими направлениями континентального буддизма попала в Японию и «буддийская ересь» -люгаймэнь. Попав на японскую почву, все эти учения видоизменились, смешавшись с местными культами и народными обрядами и верованиями. «Врата учения нищих монахов» преобразовалось в отшельническое течение «гедзя», приверженцами которого стали в основном монахи-отступники, противопоставившие себя официальной церкви, которые в основном были «сидосо» -самозванцами, не имевшими государственного свидетельства и права проповедничества. Центральной фигурой в движении гедзя считается легендарный Эн-но Одзуно (Эн-но Секаку) (634-703 гг.).

Этот человек, основатель сюгэндо, родился в богатой семье рода Такакамо. В пятнадцать лет он принял монашеский постриг и начал старательно изучать буддийский канон. Однако склонность к мистическим ответвлениям буддизма побудила его к вы бору жизненного пути, и он уединился в пещере на лесистом скло не горы Кацураги, где прожил более тридцати лет. Результатом отшельничества Эн-но стал «Путь овладения Сверхъестественными Способностями» - система, которую с полным правом можно назвать предтечей нин-дзютсу. В чем же состояло это учение? На нем, впрочем как и на канонических текстах Тэндай, мы остановимся подробнее в следующих главах этой книги, а пока лишь в общем охарактеризуем его основные черты.

Неотъемлемой и важнейшей частью сюгэндо стала буддийско-даосская практика внутреннего культивирования, заимствованная из арсенала монахов-люгай, основанная на культовом поклонении энергиям Воды и Огня как проявлениям Ин и Йо (Луны и Солнца). Сюда входил ритуал под водопадом «Такисугё», когда под воздействием ледяной воды, падавшей с большой высоты на темя, у адепта наступало особое состояние сознания; медитация с магическими заклинаниями, призванная вести в состоянии транса; ритуальные восхождения в горы к местам обитания Коми (до сих пор эта традиция живет в школе Сингон); возжигание ритуальных костров (яп. Тома) с целью привлечения божественной секретной силы (яп. Иккей) и многое-многое другое.

Как и люгай в Китае, последователи сюгэндо стали объектом преследования со стороны официальных властей, поскольку, благодаря своей славе знахарей и предсказателей, они пользовались огромным авторитетом в крестьянской среде. Сюгэндзя (последователи сюгэндо) предсказывали погоду, могли подсказать, когда сеять или убирать урожай, лечили людей травами и снадобьями, находили места, где надо рыть колодец, а в голодные зимы учили простолюдинов изготавливать простенькие маски тэнгу (мистических существ, полу-людей - полу-воронов, которых впоследствии суеверные японцы будут считать легендарными предками ниндзя) и тростниковые флейты, которые можно было продать и купить немного еды.

Сложилась ситуация, когда основная масса крестьян, находившаяся в контакте с сидосо - самозванными монахами, стала считать их единственными носителями истинного учения Будды, практически отвергая официальную религию. Это не могло не вызвать ответной реакции властей и, начиная с 718 года, был издан ряд эдиктов, запрещающих сюгэндо. Однако этот запрет не только не принес желаемых результатов, но лишь вызвал обратную реакцию: число приверженцев «Пути овладения сверхъестественными силами» неуклонно росло, в горах и чащобах строились потайные «лесные молельни» (яп. Санриндодзе), где Ямабуси (буквально - «Спящие в горах»), или, как их еще называли «Яма-но Хидзири» («Горные мудрецы») собирали адептов сюгэндо для эзотерических церемоний «Гумондзи-Хо», состоявших из магических ритуальных шествий, возжигания костров, декламации буддийских сутр и повторения заклинаний -дзюмон.

Помимо Эн-но Одзуно (или, как его еще называли, Эн-но Гедзя -«Эн-но -Отшельник»), канонизированного в буддизме под именем Дзимбэн как бодхисаттва (яп. Дзимбэн-Дайбосацу) и называемого в синтоизме потомком божества Сусанноо*, большое влияние на формирование основных доктрин сюгэндо оказал основатель его разновидности, школы «Сидзэнтисю» («Учение о естественной мудрости (или разуме)»), -китайский монах-люгай Шеньчжуй, появившийся в Японии в 793 г. нашей эры. Вместе с учением «Виджнянавады» и поклонением бодхисаттве Акашагар-бхе, Шеньчжуй принес в Японию форму т. н. «Естественной школы У-Шу» (Цзыжань У-Гун), которая в измененном виде стала практиковаться в среде ямабуси.

В связи с тем, что во время царствования императрицы Кокэн вся реальная власть в стране сосредоточилась в руках монаха-министра Доке, гонения на неофициальную религию - сторонников сюгэндо -значительно усилились. Особым указом Доке запретил строительство лесных пагод и молелен, по его приказу вооруженные отряды солдат охотились за ямабуси и арестовывали их Все это привело к изоляции ямабуси, чьи общины превратились в практически закрытые кланы.

Еще одной очень важной особенностью этого периода является вызванное ужесточением условий жизни «военизирование» ямабуси. Существовавшие зачатки знаний о боевых искусствах, почерпнутые у люгай, были пересмотрены, усовершенствованы и превращены в обособленную систему, призванную служить защите лесных молелен от нападений вооруженных отрядов, посылаемых властями. В этой системе была впервые развита техника «Готон-по» («Методы маскировки по системе Пяти Стихий»), превратившаяся затем в нин-дзютсу в один из главнейших видов тактики ведения боя. Среди самих ямабуси выделилась особая каста монахов-воинов (сохэй), отвечавших за оборону санриндодзе.

Большую роль в совершенствовании воинского искусства «горных мудрецов» сыграл тот факт, что после поражения мятежа Фудзивара, направленного против Доке в 764 г., сам Накаморо Фудзивара и его сторонники, среди которых было немало первоклассных воинов, скрывавшихся от преследований в скитах последователей Эн-но Гедзя, передавая им секреты «бугэй» («Воинского искусства»). Многие разновидности бугэй прочно вошли в багаж знаний ямабуси.

Система, первоначально предназначенная для защиты скитов и молелен, постепенно переросла в семейную традицию монахов-воинов, превратившись во всеобъемлющую методику подготовки, направленную на обучение адаптационным методам выживания и приспособления, владение практически любым видом оружия, использование маскировки и переодевания и т. д., базирующаяся на глубоком знании законов природы, древних мистических учениях континентального происхождения и местных верованиях. Практикуемая многими поколениями монахов-воителей, эта система стала основой для создания первых Рю* нин-дзютсу, хотя сами они еще не осознавали себя как школы «Искусства быть невидимым». По сути, первые такие Рю нин-дзютсу сложились уже к первому тысячелетию н. э., постепенно перерастая в клановые общины, практикующие какую-либо свою, отличающуюся от других систему подготовки и свой стиль ведения боя.

Средние века знаменуются как небывалым расцветом в истории нин-дзютсу, так и уходом от истинных духовных идеалов в сторону сугубо прагматичных, сверхэффективных средств и способов ведения боя, направленных на достижение поставленной цели любой ценой. Это объясняется историческими условиями средневековой феодальной Японии, раздираемой междуусобны-ми распрями и мятежами. Становление боевых кланов ниндзя (не имеющих древней традиции, связывающей их с учением монахов-воинов сохэй и мировоззрением ямабуси) шло параллельно с возникновением и развитием самурайства и почти тем же путем. Помимо приверженцев сюгэндо, в лесах того времени скрывалось немало бродяг, беглых крестьян, не имевших пристанища простолюдинов и просто разбойников. Однако если одни из них уходили на дальние необжитые земли (например, на Север, где были созданы первые дружины самураев), то другие предпочитали оставаться вблизи от родных мест.

Власти строго преследовали бродяг и разбойников, что заставило эти разрозненные группы объединяться в организации, преследующие общие интересы, главной целью которых стала защита собственной жизни. Спустя некоторое время эти люди обрастали семьями, строили свои деревни в горах и лесах и внешне практически ничем не отличались от обычных крестьян, -но по своей сути это было «общество в обществе», не признававшее никаких установившихся общественных норм, законной власти и церкви, подчинявшееся только своим старейшинам и учившееся «истинной вере» у живущих неподалеку ямабуси. Бывало и так, что подобные организации возникали в обычных деревнях для защиты семей и крова от нападений вооруженных отрядов -что было далеко не редкостью в те времена.

Некоторые японские историки определяют этот социальный пласт как «Воинов-земледельцев» (Дзи-Дзамураи). Само существование подобных организаций, как и общин сюгэндзя, ставило первейшим условием соблюдение секретности во всем, что касалось целей, методов и состава участников. Разглашение подобных сведений властям могло повлечь за собой гибель многих людей, поэтому за такую «провинность» предатель всегда карался смертью. Причем даже если его предательство и было успешным, то и последний оставшийся в живых член такой общины обязан был отомстить изменнику.

Месть ниндзя вошла в народные сказания как нечто страшное и неотвратимое, поэтому и в те времена, и в последствии в кланах, практиковавших нин-дзютсу, практически не было предателей. Обычно ниндзя предпочитал вытерпеть все мучения или убить самого себя, но не выдать врагу секретных сведений. Эти качества он впитывал с молоком матери, и они стали одной из отличительных черт «Искусства терпеливых».

Система подготовки и методы, используемые для достижения той или иной цели, варьировалась от клана к клану, однако как в системах Сохэй, так и в «деревенских общинах» было много общего. Это объясняется схожестью целого ряда задач и возможностей, которые были заложены в эти системы самой жизнью. Это и умение молниеносно маскироваться, используя любые подходящие для этой цели средства; мастерски вживаться в образ другого человека для того, чтобы скрыть свои истинные намерения (что впоследствии было развито до совершенства и с успехом использовалось в шпионско-диверсионных операциях); владение подручными средствами и просто голыми руками для того, чтобы противостоять при нападении вооруженных воинов. Все это требовало от мистически настроенных монахов и мирных крестьян особой изобретательности и изощренности в совершенствовании известных им приемов: умения быстро, долго и далеко бежать, чтобы уйти от погони, развития всех чувств, чтобы вовремя распознать опасность; владения основами лечения настоями из трав и прижиганиями, а также управления энергией ки.

Практически все основные кланы, т. е. семейно-целевые организации -независимо от размеров (от нескольких десятков до многих сотен человек) сложились на рубеже XI-XII веков, совершенствуясь от поколения к поколению. Их селения были разбросаны по всей стране, однако естественными центрами развития искусства ниндзя стали лесистые горные районы Ига-Моно и Ко-гамоно, где развились два основных направления нин-дзютсу - Ига-рю и Кога-рю, насчитывавшие десятки ответвлений и сотни участников.

В этот период японской истории в стране шла жестокая борьба между двумя большими феодальными кланами Минамото и Тайра (XI-XII в.в.), результатом которой стало падение дома Тайра и установление в 1185 г. Камакурского сёгуната, что повлекло за собой то, что основной политической силой в Японии стали самураи. Приход к власти Йоритомо Минамото повлек за собой резкое обострение противоречий между кланами самураев, и вся страна оказалась раздираемой мятежами, конфликтами и войнами князей друг против друга.

В этот период кланы ниндзя часто пополнялись за счет ронинов -самураев, потерявших своего сюзерена, которые в благодарность за оказанное гостеприимство делились секретами своего боевого мастерства, чем пополнили и без того уже обширные знания теневых воинов. Однако со временем доступ в горные общины был практически прекращен и кланы ниндзя превратились в полностью закрытые организации, построенные на строжайшей дисциплине, скрепленные узами семейного родства и окутанные покровом тайны. Политическая жизнь в стране не прошла мимо кланов ниндзя. Все острее разгоралась борьба между князьями, что потребовало большого количества разведчиков и диверсантов для успешного ведения военных действий. Поэтому многие из князей и крупных феодалов заключают договоры с различными кланами ниндзя или же нанимают их отдельных членов (конечно, с согласия руководства клана) для выполнения всевозможных заданий: сбора сведений, наблюдения, убийства, диверсии и т. п.

Объясняется это просто - от лазутчика или шпиона в те далекие времена требовалось наличие огромного количества различных качеств и способностей, многими из которых владели только принадлежащие к тайным общинам или традициям монахов-воинов сохэй. В этот период (XII-XIII вв.) начинают появляться чисто шпионско-диверсионные организации, не имеющие ничего общего с традициями сюгэндзя, или «лесных крестьян», и готовящие лиц типа современных «коммандос» для выполнения различных тайных поручений своего хозяина, по желанию которого они и создавались.

Эти школы нельзя назвать «школами ниндзя» в чистом виде, хотя они и использовали методы и способы ночных воинов. Дело в том, что постижение истинного учения какого-либо направления нин-дзютсу («Нин-Хо»), было возможно лишь в том случае, если адепт принадлежал к клану «Итимон» (буквально «Единому пути» или «Единым вратам»), в котором вся традиция и весь опыт школы были сосредоточены в руках Соке - «Носителя традиции», который одновременно являлся и руководителем клана. В самом клане все без исключения (как мужчины, так и женщины) являлись членами организации, и выйти из клана можно было лишь в том случае, если провинившегося изгоняли из организации, хотя чаще преступившего законы Итимон попросту убивали.

Подготовка будущих участников деятельности клана начиналась с младенчества, и, пройдя к 15-17 годам невероятную по сложности физическую, психическую и умственную подготовку, не знающий усталости, страха или душевной слабости, готовый на любые, даже самые невероятные задания по приказу руководителей клана, юный воин-ниндзя становился рядовым членом тайной организации. Надо сказать, что вычеркнутые из обычных социальных отношений, действующих в стране, и не признающие официальной власти, ниндзя выработали свою иерархическую структуру, наиболее подходящую для их целей и методов и базирующуюся на строжайшей секретности и беспрекословном подчинении руководству клана, основанном на доверии и верности.

Руководители клана, которых рядовые члены общины могли даже не знать (что было лучшей гарантией неразглашения тайны) и которые являлись носителями традиции данного направления нин-дзютсу, назывались дзенин. Посредниками, которые осуществляли связь между верхним и нижним звеном, руководили операциями, строительством укрытий, договаривались с нанимателями, были «офицеры» клана или среднее звено -тюнин.

И, наконец, рядовые исполнители сложнейших операций, на каждом шагу рисковавшие жизнью, в чьем существовании было только три постоянных: привязанность к своей семье, непрерывное самосовершенствование в духовном и физическом плане и готовность пойти на смерть ради исполнения воли клана - назывались гэнин. Положение высшего и среднего звена варьировалось в зависимости от школы. Так в клане Кога реальная власть была сосредоточена в руках пятидесяти семейств тюнин, каждое из которых имело под своим началом от тридцати до сорока семейств гэнин. В клане Ига, наоборот, все бразды правления были сосредоточены в руках трех семейств дзенин.

Вовлечение ниндзя в шпионско-диверсионную деятельность не могло не повлечь за собой изменения в самой системе боя ночных воинов. Появились такие специфические техники, как проникновение в закрытые помещения, нападения из засад, снятие часовых, а также многочисленные методы изощренных убийств. Кроме того, все методики, уже существовавшие прежде, которые хоть в какой-то степени могли пойти на пользу для подготовки «сверхвоина» и сделать его непобедимым и неуязвимым, были развиты до высшего предела, максимума эффективности.

Все кланы этого периода в большей или меньшей степени отошли от чисто духовного учения к сугубо утилитарным практическим целям. Были преданы забвению некоторые традиции и ритуалы сюгэндо, не имеющие большой практической ценности. Все наносное, пусть даже очень красивое и эстетичное, было отсеяно. Любая техника или методика проверялась самими руководителями клана, которые были крайне заинтересованы в успехе операции и сохранении жизни лазутчику. Любая ошибка в выборе технических или тактических действий влекла за собой лишь одно -смерть; поэтому в арсенале ниндзя оставались только крайне изощренные и практически стопроцентно эффективные действия и приемы.

Так, в процессе жестокой селекции, где мерилом существования того или иного способа ведения боя или методики подготовки стало лишь одно - жизненность и практическая эффективность, из сугубо защитных систем «лесных крестьян» и последователей учения Эн-но Гедзя вырастали те традиции многочисленных Рю нин-дзютсу, которые не перестают поражать нас своей законченностью и совершенством, подобно ограненному алмазу. Кстати, «Алмазная молния» (яп. «Конго»), чей символ пришел в нин-дзютсу из тантристского учения, стал для ниндзя визуализированным образом высочайшей мудрости и чистоты помыслов, крепости духа и мощи сознательной воли.

Остановимся несколько подробнее на истории создания различных рю, их основателях и тех областях, в которых они действовали, основываясь на фактах, которые дошли до нас из глубины веков История наиболее известного в наше время стиля нин-дзютсу, Тогакурэ-рю («Спрятанное за дверью») связывается с именем Дайсукэ Нишина, чье имя было присвоено данному направлению спустя три поколения после его смерти. Он был основан в конце XI! века. В юности Дайсукэ перенял методы сюгэндо в горах Тогакурэ. Поэтому школу нин-дзютсу Тогакурэ-рю иногда считают прямым продолжателем традиции монахов-воинов Т.ога-курэ-сюгэндзя, которая была основана в 637 году якобы самим Эн-но Одзуно. Это учение передавалось в течение 500 лет от поколения к поколению, пока не было передано юному Дайсукэ вместе с магическими методами самообороны воинственных мистиков. Несколько лет Нишина занимался на плато Дзесинетсу укреплением тела и духа под руководством учителя-отшельника. Его воодушевление методами Земли, Человека и Неба (Тэн-Ти-Дзин), которые были запечатлены в его сознании наставниками, выдержало тяжелое испытание в те времена, когда отряды Хэйкэ выступили против них, чтобы подавить местное сопротивление. Сборщик чая Дайсукэ был вовлечен в 1181 году в партию Кисо Йоситака. Через три года войска местных правителей были разбиты и в конце XII века правительственные войска овладели всей страной. Чтобы спасти свою жизнь, Дайсукэ бежал. Он оставил родной Север и отправился на Юг, в дальнюю провинцию Ига. Здесь он встретил ямабуси по имени Каин Доси, который раскрыл ему еще более глубокие методы и пути борьбы.

Таким образом Дайсукэ изучил, помимо методов ямабуси гор Тогакурэ, Внешнее (Омотэ) и Внутреннее (Ура) проявления мировой перспективы. Он набрался опыта и обогатил свои знания, изучая преимущества Света и Тьмы. Как символ своего нового рождения на новом уровне знания, Дайсукэ Нишина взял себе новое имя Дайсукэ Тогакурэ. Таким образом он почтил свое происхождение и начало новой судьбы. Этим он заложил краеугольный камень традиции нин-дзютсу, которая позже получила название Тогакурэ-рю, эзотерическому мироощущению воинов-призраков средневековой Японии. Гекко-рю нин-дзютсу развивалось как способы ближнего боя и сейчас является старейшим стилем, принадлежащим программе обучения «Бусинкан додзе» (см. ниже).

Он передавался и совершенствовался многими поколениями в местности Ига, прежде чем приверженцы этой школы решили присвоить своим методам имя китайского монаха-люгая Чзао Гокая (Цзе Гекко). Последний передал японцам свою альтернативную концепцию невооруженной борьбы, отблагодарив тем самым за гостеприимство.

Накагава-рю была основана Накагава Кохаюато, область деятельности -округ Аомори. Хагуро-рю, возникшая в округе Яма-гата, была развита воинственными аскетами-сюгэндзя с гор Хагуро. Уесуги-рю создана Усами Суроганоками Сандаюки (округ Ниагата) для удельного князя Уесуги Кэнсина как чисто военно-шпионская организация. Кадзи-рю основана Кадзи Оминоками Кагэхидэ, учеником основателя Уесуги-рю. Имеет связи с патриархами Хятторм-рю (провинция Ига). Мацуда-рю -действовала в провинции Ибацаки. Мацумото-рю - действовала в округе Тоихиги. Коюо-, Нинко-, Такеда-рю основаны Такеда Сингэн для агентурной работы. Использовали шпионов, переодетых в бродячих монахов или торговцев. Фума-рю Нинпо, действовавшая в округе Канагава, основана Фума Котаро и специализировалась в организации диверсий и политических убийств.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТРЫВКА КНИГИ ЧИТАЙТЕ НА ИНФОГЛАЗЕ -

В продолжение темы:
Питание 

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает:...

Новые статьи
/
Популярные