Основным критерием эффективности спортивной подготовки является. Система спортивной подготовки детей и подростков. Глава VI. Построение спортивной подготовки

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации мож-но условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен-ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактичес-кой и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объе-ма и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта-пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии дан-ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре-терпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:

а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель-ного);

б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включа-ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

в) макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.

Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

Рациональное построение многолетней спортивной трени-ровки осуществляется на основе учета следующих факторов:

Оп-тимальных возрастных границ, в пределах которых обычно дос-тигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;

Про-должительности систематической подготовки для достижения этих результатов;

Преимущественной направленности трениров-ки на каждом этапе многолетней подготовки;

Паспортного воз-раста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологи-ческого возраста, в котором началась специальная тренировка;


Индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсме-на строится на основе следующих методических положений.

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эф-фективности многолетней подготовки является наивысший спор-тивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных грани-цах для данного вида спорта.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортив-ному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сто-рон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тре-нировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной под-готовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специ-альной подготовки по отношению к общему объему тренировоч-ной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использова-ния тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в за-нятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготов-ленность неуклонно повышается лишь в том случае, если трени-ровочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолет-него процесса полностью соответствуют его биологическому воз-расту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7. Одновременное воспитание физических качеств спортсме-нов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее бла-гоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно прин-ципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических ка-честв, которые в данном возрасте активно не развиваются. Осо-бенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей вынос-ливости и скоростных способностей, в развитии общей выносли-вости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делит-ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив-ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов многолетней подготовки обуслов-лена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготов-ленности занимающихся. Четкой границы между этапами не су-ществует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготов-ки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спорт-смена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировоч-ных и соревновательных нагрузок.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школь-ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив-ной специализации.

На этом этапе в тренировочных занятиях ре-шаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи-зической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигатель-ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего орга-низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль-шими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задача-ми на этом этапе являются обеспечение всесторонней физичес-кой подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправ-ленный характер. Наряду с овладением основами техники избран-ного вида спорта и других физических упражнений особое внима-ние уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для ус-пешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объе-ме специальных упражнений более перспективна для последую-щего спортивного совершенствования, чем узкоспециализирован-ная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы началь-ной специализации должно быть увеличение объема при незначи-тельном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интен-сивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нуж-но нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагру-зок требуется во время интенсивного роста и созревания организ-ма, когда резко активизируются естественные пластические, энер-гетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представ-лен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта прихо-дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает-ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отно-шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес-се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про-цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе-ния времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузокпродолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени-ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физи-ческие и волевые качества, которые способствуют совершенство-ванию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соре-внованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специ-ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком-плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно-ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига-ет высокого уровня. Все чаще используются тренировочные заня-тия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Построение тренировки в малых циклах (микроциклах). Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не-дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

Наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано-вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо-лее вариативными;

Часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

Регулярная повторяемость в оптимальной последовательно-сти занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, кон-трольно-подготовительных, подводящих, а также соревнователь-ных и восстановительных.

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар-ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме-на к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются боль-шим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуля-ция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специ-альной психической подготовки(Волевая подготовка - система воздействий, применяемых для формирования и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т.д.).

В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специ-ально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующи-еся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сорев-новательной или околосоревновательной интенсивностью, на-правлены на достижение необходимого уровня специальной ра-ботоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактичес-ких навыков и умений, специальную психическую подготовлен-ность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревно-вательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повыше-ние способностей к реализации накопленного двигательного по-тенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило пре-вышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и сорев-новательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт-смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию на-пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряжен-ной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адап-тационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответ-ствующий программе соревнований. Структура и продолжитель-ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами меж-ду ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между от-дельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получив-шие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных пере-строек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной техничес-кой сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть ба-зовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микро-циклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совер-шенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах). Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжитель-ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен-ный ряд микроциклов.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной зада-чей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесооб-разное сочетание различных средств и методов подготовки, соот-ветствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Внешними признаками мезоцикла являются:

1) повторное вос-произведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще череду-ются;

2) смена одной направленности микроциклов другими харак-теризует и смену мезоцикла;

3) заканчивается мезоцикл восста-новительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втя-гивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача - постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфи-ческой тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезо-циклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по по-вышению функциональных возможностей основных систем орга-низма, совершенствованию физической, технической, тактиче-ской и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, боль-шой по объему и интенсивности тренировочной работой, широ-ким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физиче-ских качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особен-ностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является ши-рокое применение соревновательных и специально подготовитель-ных упражнений, максимально приближенных к соревнователь-ным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой ин-тенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей сорев-новательной или приближенной к ней. Они используются во вто-рой половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет уст ранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовку спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная пси-хическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моде-лированию режима предстоящего соревнования.

Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах харак-теризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главны-ми соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эф-фекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и част-ных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы ха-рактерны для этапа непосредственной подготовки к главному стар-ту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется специ-фикой вида спорта, особенностями спортивного календаря, ква-лификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большин-стве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может про-водиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах уве-личен объем соревновательных упражнений.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устране-ние проявившихся недостатков или подтягивание физических спо-собностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упраж-нений значительно снижается.

Построение тренировки в больших циклах (макроциклах). Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полуго-дичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолет-него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста-билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю-щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлет-ние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм, а для молодежи - к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко-квалифицированных спортсменов встречается построение годич-ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенно-го» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани-руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортив-ной формы - создание прочного фундамента (общего и специаль-ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со-вершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова-тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготов-ленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не-посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со-ревнования. Переходный период (период временной утраты спортив-ной формы) направлен на восстановление физического и психиче-ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь-ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период (период фундаментальной подготов-ки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовитель-ный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа - повы-шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер-шенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но-вых сложных соревновательных программ. Длительность этого эта-па зависит от числа соревновательных периодов в годичном цик-ле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях - из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) - втягива-ющий - тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тре-нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3-6 недель-ных микроциклов) - базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объе-мов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способ-ствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи-руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повыша-ется интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достиг-нутого уровня специальной подготовленности и достижение вы-соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи реша-ются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревнова-тельном периоде осуществляют в соответствии с календарем глав-ных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все ос-тальные соревнования носят как тренировочный, так и коммер-ческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы - на этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортив-ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

Восстановление работоспособности после главных отбороч-ных соревнований и чемпионатов страны;

Дальнейшее совершенствование физической подготовленно-сти и технико-тактических навыков;

Создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

Моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

Обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех-нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 не-дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ-ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже-ний, другой - на подведение спортсмена к участию в конкрет-ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред-ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол-ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со-став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индиви-дуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем ра-боты сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; заня-тия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное со-держание переходного периода составляют разнообразные сред-ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышает-ся, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного пери-ода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего мак-роцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленнос-ти по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляю-щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре-деляются многими факторами. Одни из них связаны со специфи-кой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложив-шейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п.; третьи - с организаци-ей подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудова-ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи-тание и т.п.).

Технология планирования в спорте

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методичес-ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова-ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион-ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так-же составление конкретной тренировочной документации. Она оп-ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча-емые на основе объективных закономерностей развития спортив-ных достижений и направленного формирования личности спорт-смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под-готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман-ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи-тельность учебной работы для того или иного контингента зани-мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж-дому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор-мы и методы педагогической работы, дается основное содержа-ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол-лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

1) объяснительной записки;

2) изложения программного матери-ала;

3) контрольных нормативов и учебных требований;

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко-мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро-ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт-сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра-ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз-рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт-смена, команды включает следующие разделы:

1) краткая ха-рактеристика занимающихся (спортсмена, команды);

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная на-правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;

5) главные соревнования и основные старты индивиду-ального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;

7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специ-фические параметры тренировочной нагрузки;

9) система и сро-ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризаций;

10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Анаэробного характера;

Аэробного характера;

Аэробного - анаэробного характера;

Аэробного, анаэрробного и аэробно-анаэробного характера.

Аэробная гимнастика.

213 На восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма в спорте после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, направлена:

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Адаптивная физическая культура;

Спортивно-реабилитационная физическая культура;

Аэробная гимнастика.

Анаэробного характера.

214 Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется .

Режимом работы и отдыха;

Периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха;

Режимом работы и отдыха, интенсивностью и характером;

215 Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в:

В два этапа;

Три этапа;

Четыре этапа;

Пять-семь этапов;

Шесть-восемь этапов.

216 На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта:

217 Укажите, какие показатели необходимо учитывать для реализации оздоровительного воздействия ходьбы:

Время ходьбы;

Скорость ходьбы;

Пройденное расстояние;

Время ходьбы, её скорость расстояния.

На быстроту движения.

218 Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе :

Результаты научных исследований;

Прогрессивные идей о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности;

Осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними;

Желание заниматься физическими упражнениями.

Методом воспитания.

219 Спортивная тренировка – это:

Повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата

Планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике и развитие его физических способностей.

Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Упорядоченная организация деятельности по обеспечению совершенствования человека в сфере спорта.

220 Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются:

Восстановительные средства (баня, массаж, активный отдых, гидропроцедуры).

Продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси.

Физические упражнения.

Естественные силы природы.

221 В спортивной тренировке под термином “метод” следует понимать:

Наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса.

Способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Исходные закономерности, которые определяют организацию учебно-тренировочного процесса.

Конкретные указания тренеру о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

222 Воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, называется:

Физическим совершенством

Спортивной тренировкой.

Физической подготовкой.

Нагрузкой.

223 Средствами технической подготовленности спортсмена являются :

Общеподготовительные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения.

Соревновательные упражнения

Общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

224 Спорт в узком понимании можно определить:

Активная двигательная деятельность спортсменов

Собственно соревновательная деятельность.

Наивысшая готовность к выступлениям, достижение высоких результатов.

Максимальное оздоровление и совершенствование человека в сфере спорта.

225 Целью спортивной тренировки является:

Совершенствование двигательных качеств, повышения функциональных возможностей организма.

Воспитание морально-волевых качеств.

Подготовка к спортивным состязаниям, достижение максимального возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

226 Спортивное достижение – это:

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях.

Спортивная практика в сфере спорта.

Показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных достижениях

Достижение высоких спортивных результатов в хорошо отлаженной системе подготовки спортсмена.

227 Принципы спортивной тренировки представляют собой:

Наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемое в определенном порядке режима.

Путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.

228Годичный цикл спортивной тренировки делится на следующие периоды:

Втягивающий, базовый, восстановительный;

Подготовительный, соревновательный, переходный;

Тренировочный и соревновательный;

Осенний, зимний, весенний, летний.

Втягивающий, базовый, восстановительный; тренировочный и соревновательный;

229 Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

Максимальный фонд двигательных умений и навыков;

Наивысший уровень развития физических качеств;

Здоровье спортсмена;

Спортивный наивысший результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта

Наивысший уровень развития физических способности;

230 Возрастной период, наиболее чувствительный для воздействий, характеризующийся оптимальными возможностями для ускоренного развития какой-либо стороны психики или психомоторики (памяти, мышления, двигательных навыков, физических качеств и др.), а также обучения и воспитания, называется:

Дошкольным;

Школьным

Сенситивным;

Базовым

Возрастным

231 Укажите, как называются тренировочные циклы (в зависимости от масштаба времени), на основе которых строится процесс спортивной подготовки:

Тренировочные, соревновательные, восстановительные;

Микроциклы, мезоцикл, макроциклы;

Подготовительные, основные, соревновательные

Восстановительный, подготовительные, основные.

232. В спорте при проведении комплексного контроля (в подготовке спортсмена) регистрируются показатели:

Тренировочных и соревновательных воздействий;

Функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

Состояние внешней среды;

Тренировочных и соревновательных воздействий, функционального состояния подготовительнности спортсмена состояние внешней среды

Оперативные, текущие, этапные циклы;

233. Методом исследования личности, построенный на её оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надёжностью и валидностью, называется:

Педагогическим экспериментом;

Математико-статистическим анализом;

Комплексным контролем;

Состояние внешней среды.

234. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды контроля:

Исходный, рубежный, итоговый;

Предварительный, основной, заключительный;

Оперативный, текущий, этапный;

Исходный, рубежный, итоговый; педагогический и медико-биологический;

235. Комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорт- , называется :

Тестированием достижений и развития;

Диагностикой достижений и развития;

Спортивным отбором;

Педагогический и медико-биологический;

236. Система организацонно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

Спортивным отбором;

Спортивной ориентацией;

Педагогическим тестированием;

Диагностикой предрасположенности;

Диагностикой достижений и развития, спортивным отбором;

237. Совокупность качества личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное её выполнения, называется:

Способностью;

Природными задатками;

Талантом;

Индивидуальными особенностями;

Анализом и оценки одаренности;

238. Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется:

Периодичностью и длительностью занятий;

Интенсивностью и характером используемых средств;

Режимом работы и отдыха;

Периодичностью и длительностью занятий; интенсивностью и характером используемых средств; режимом работы и отдыха;

Периодичностью занятий;

239. По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках,. которые повышают ЧСС...в зависимости от возраста и состояния здоровья .

От 90 до 130 уд/мин;

От 100 до 170-180 уд/мин;

От 180 до 220 уд/мин;

От 180 до 250 уд/мин;

От 90 до 220 уд/мин;

240. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости обеспечивается выполнением физических упражнений при ЧСС:

- от 90 до 110 уд/мин;

От 110 до 130 уд/ мин;

От 144 до 156 уд./ мин;

От 175 до 205 уд./ мин;

От 120 до 130 уд/ мин;

241. Для студентов вузов в оздоровительных целях рекомендуется двигательная активность в объёме... в неделю .

242. Во время занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью сердце должно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Его (безопасный уровень) можно вычислить по формуле :

- “220 минус возраст (в годах)”;

- “220 плюс возраст (в годах)”;

+ “190 минус возраст”;

- “возраст плюс ЧСС в покое”;

- “180 минус возраст”.

243. Наиболее объективно физическая нагрузка, вызывающая положительные сдвиги в организме, дозируется по:

ЧСС (частоте сердечных сокращений)

Объему выполняемых физических упражнений;

Интенсивности выполняемых физических упражнений;

Интенсивностью и характером используемых средств;

ЧСС, объему и интенсивности выполняемых физических упражнений;

244. Для получения оздоровительного эффекта минимальный расход энергии во время занятий физическими упражнениями должен составлять :

150-250 ккал;

300-500 ккал;

700-900 ккал;

1000-1200 ккал;

1100-1200 ккал.

245. При дозировании физических упражнений предусматривается учет максимального числа повторений (МП) в течение определенного промежутка времени. В оздоровительной тренировке дозирование нагрузки находится в диапазоне :

246. В оздоровительной тренировке для повышения работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим :

Различные виды силовых способностей;

Различные виды скоростных способностей;

Различные виды выносливости;

Координационные способности;

Различные виды силовых способностей; координационные способности;

247. В программах оздоровительной тренировки рекомендуется преимущественное (до 90-100 %) использование упражнений :

На быстроту движений;

На выносливость;

На силу;

Скоростно-силовой направленности;

На ловкость.

248. Для начинающих заниматься оздоровительным бегом пульс (в среднем) во время бега не должен превышать:

90-100 уд/.мин;

120-130 уд/мин;

160-170.уд/мин;

180-190.уд/мин;

200-220. уд/мин.

249. В оздоровительном плавании в качестве оптимальной оздоровительной дистанции принято считать дистанцию, которую следует проплыть с учетом возраста и с доступной скоростью не останавливаясь .

От 400до 600 м;

От 800 до 1000 м;

От 1400 до 1800 м;

От 2000 до 2500 м;

От 2200-2600 м;

250. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить безостановочно в течение как минимум с ЧСС 60 % от максимальной.

Рациональное построение процесса многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих основных факторов: - оптимальных возрастных границ, в пределах которых достигаются как правило наивысшем спортивные результаты с избранном виде спорта; - продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; - преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; - паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началось специальная подготовка; - индивидуальных (типологических) особенностей спортсменов и темпов роста его мастерства.

Методические положение

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

1. Единая пед. система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней подготовки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется в сторону увеличения объема средств специальной подготовки по отношения к общему объему, а следовательно, сокращается объем общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый годичный цикл должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в использовании тренировочных и соревнованиях нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, т.к. всесторонняя подготовка повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса спортивной подготовки полностью соответствуют биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена. Одновременное развитие всех физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в сенситивные периоды. Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.

Росто-весовые показатели и физические качества Возраст (лет) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Сила максимальная

Быстрота

Скоростно-силовые качества

Выносливость (аэробные возможности)

Скоростная выносливость

Анаэробные возможности

Гибкость

Координационные способности

Равновесие

Вместе с тем, целесообразно развивать и те физические качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особо важно соблюдать соразмерность в развитии обще выносливости и скоростных возможностей, общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены различные физиологические механизмы. У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше. На основе изложенных положений осуществляется оптимальное построение (планирование) многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей создание условий для реализации объективных возможностей юных спортсменов. При построении многолетней тренировки следует ориентироваться на оптимальные возрастные границы достижения высших результатов. Такими ориентирами являются данные о финалистах олимпийских игр, в большинстве видов спорта – величина стабильная. Однако со временем эти возрастные границы могут измениться в силу улучшения условий жизни и т.д. Нужно вносить коррективы. Как правило способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений – через 7-9 лет специализированной подготовки.

Демонстрационный вариант теста в учебном году для тренеров-преподавателей ДЮСШ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории

1 . Спорт (в широком понимании) – это:

а) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере деятельности человека;

б) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

в) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических упражнений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;

г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

2. Спорт во всем мире развивается по основным:

а) двум направлениям;

б) трем направлениям;

в) четырем направлениям;

г) пяти направлениям.

3. Процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки, называется:

а) физической подготовкой;

б) физическим совершенством;

в) спортивной тренировкой;

г) учебно-тренировочным процессом.

4. Что является результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением?

а) повышение уровня функциональных возможностей организма;

б) увеличение объема мышц;

в) укрепление опорно-двигательного аппарата;

г) быстрый рост абсолютной силы.

5. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…


а) подвижных и спортивных игр;

б) скоростно-силовых упражнений;

в) выпрыгивания вверх с места;

г) ведения мяча «змейкой».

6. Под выносливостью как физическим качеством понимается…

а) комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению;

б) комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

7. Степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов называется:

а) технической подготовкой;

б) индивидуальной особенностью техники;

в) высоким уровнем технического мастерства;

г) профессиональным спортом.

8. Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются:

а) физические упражнения;

б) оздоровительные силы природы;

в) гигиенические факторы;

г) тренажеры и тренажерные устройства.

9. Принципы спортивной тренировки представляют собой:

а) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в котором синтезированы научные данные и передовой опыт практической тренерской работы;

б) способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности тренера и спортсмена;

в) внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемой в определенном порядке режима;

г) путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.

10. При непредельных физических нагрузках повышение минутного объема кровообращения линейно связанно с…

а) интенсивностью мышечной работы;

б) экономичностью сердечной деятельности;

в) высоким уровнем общей работоспособности;

г) частотой сердечных сокращений.

11. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

а) наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта;

б) максимальный фонд двигательных умений и навыков;

в) наивысший уровень развития физических качеств;

г) отличное здоровье спортсмена.

12. Макроцикл тренировки включает в себя обычно:

а) от 3 месяцев до 4 месяцев;

б) от двух до несколько занятий;

в) от 2 недель до 6 недель;

г) от 6 месяцев до 1 года.

13. Система организационно-методических мероприятий позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

а) спортивной ориентацией;

б) спортивным отбором;

в) анализом и оценкой одаренности;

г) диагностикой предрасположенности.

14. Олимпийские игры состоят из…

а) игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр Соревнований между странами ;

б) соревнований по летним или зимним видам спорта;

в) соревнований между странами;

г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

15. Кто из спортсменов и в каком виде спорта завоевал в одних Играх 7 золотых медалей?

а) Марк Спитц (США) в плавании во время Игр XX Олимпиады в Мюнхене ;


26. К коммуникативной компетентности педагога относится одно из следующих умений:

а) выбирать соответствующую ситуации позицию: «над», «под», «на равных»;

б) планировать ход урока;

в) разрабатывать инновационные педагогические технологии;

г) определять критерии оценивания учебных достижений.

27. Выберите парафраз, наиболее подходящий для следующего диалога. Ученик – учителю математики: «Я уже выполнил это задание. А после этого урока – урок химии… Там задание потруднее…»:

а) «Если я правильно понял, ты хотел бы в оставшееся время подумать еще над заданием по химии»;

б) «Таким образом, ты считаешь, что урок математики для тебя закончился»;

в) «Иначе говоря, математика - это более легкий предмет»;

г) «То есть ты хотел бы получить такое же трудное задание по математике».

28. К психологическим причинам, приводящим педагога к потере здоровья, относится следующая:

а) педагогическая гибкость;

б) межличностное общение;

в) психоэмоциональная перегруженность;

г) соразмерное раздражителю эмоциональное реагирование.

29. Ведущую роль в психическом развитии учащихся подросткового возраста играет:

б) учение;

в) общение;

30. Личностно-ориентированная модель обучения учащихся по сравнению с ЗУН-овской моделью имеет следующий характерный признак:

а) цели обучения задаются учителем;

б) активность класса, а не отдельного ученика;

в) оценка ответа учащегося только учителем;

г) сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка ответа учителем.

31. Заболевание СПИДом может привести к:

а) повышению содержания холестерина в крови;

б) полному разрушению иммунной системы организма;

в) повышению содержания сахара в крови;

г) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.

32. При работе на компьютере, какой вид деятельности наиболее утомителен для школьника?

а) отладка программ;

в) занятия смешанного типа;

г) введение в компьютер программ.

33.У школьников, ведущих малоподвижный образ жизни:

а) снижается работоспособность и выносливость;

б) ухудшается зрение;

в) улучшается осанка;

г) повышается общий тонус организма.

34.Отметьте пункт, не относящийся к основным условиям успешной учебной деятельности :

а) равномерность;

б) однообразие;

в) постепенность;

г) посильность психической и физической нагрузки.

35. Закаливание в детских учреждениях включает:

а) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры;

б) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры, занятия физкультурой;

в) воздушные и солнечные ванны;

г) общие и местные водные процедуры, массаж.

36. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:

а) наличие четко спланированных воспитательной мероприятий;

б) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;

в) согласованность действий всех лиц, коллективов , организаций и объединений, работающих в школе;

г) логическая и целенаправленная деятельность воспитателей.

37.Укажите неверный ответ. На какие уровни обученности должен ориентироваться учитель в современном образовании:

а) уровень осознанности;

б) практический уровень;

в) репродуктивный уровень;

г) творческий уровень.

38.Укаждите верный ответ. Чем необходимо руководствоваться для повышения качества обученности?

а) уровнем их репродуктивных возможностей;

б) уровнем творческих способностей.

в) учетом возможностей, способностей и потребностей учащихся;

г) уровнем практических навыков.

3 9. Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:

а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;

б) процесс и результат становления индивида социальным существом;

в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;

г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

40. Укажите неверный ответ. Каковы основные направления в образовании в настоящее время:

в) специализация.

г) экологизация;

1.Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2.Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3.Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4.Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

6.Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7.Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

Таблица 1 - Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста

Ростовесовые показатели и физические качества Возраст, лет
Рост + + + +
Вес + + + +
Сила максимальная + + + +
Быстрота + + + + + +
Скоростно-силовые качества + + + + + + +
Выносливость (аэробные возможности) + + + + +
Скоростная выносливость + + +
Анаэробные возможности (гликолитические) + + +
Гибкость + + + + + +
Координационные способности + + + +
Равновесие + + + + + + + +

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования (табл.2).

Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Таблица 2 - Модель-схема построения многолетней подготовки спортсменов

Этап многолетней подготовки Длительность этапа Преимущественная направленность тренировки Группа обучения в спортивной школе
Этап предварительной подготовки 3 года Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий. Группа начальной подготовки
Этап начальной спортивной специализации 2 года Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации Учебно-тренировочная группа, первый-второй годы обучения
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств Учебно-тренировочная группа, третий-пятый годы обучения
Этап спортивного совершенствования 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности Группа спортивного совершенствования

Таблица 3 - Примерные возрастные границы (минимальные) этапов подготовки в процессе многолетней тренировки

Вид спорта Этап предварительной подготовки (лет) Этап начальной спортивной специализации (лет) Этап углубленной специализации в избранном виде спорта (лет) Этап спортивного совершенствования (лет)
Гимнастика спортивная 7-9 (м) 10-11 12-13 14 и старше
6-8 (д) 9-10 11-12 13 и старше
Плавание 7-9 10-11 12-13 14 и старше
Баскетбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
Футбол 8-10 11-12 13-15 16 и старше
Волейбол 9-10 12-13 14-16 17 и старше
Скоростной бег на коньках 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Легкая атлетика 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Лыжные гонки 9-11 12-13 14-15 16 и старше
Хоккей с шайбой 9-11 12-13 14-16 17 и старше
Бокс 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Борьба 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Велоспорт 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Гребля академическая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Гребля на байдарках и каноэ 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Стрельба пулевая 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Современное пятиборье 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Тяжелая атлетика 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Фехтование 10-12 13-14 15-16 17 и старше
Конный спорт 11-13 14-15 16-17 18 и старше

Примерные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки в различных видах спорта представлены в таблице 3.

В продолжение темы:
Здоровье

Смерть двукратной чемпионки мира по синхронному плаванию Ольги Ларкиной, случившаяся в начале декабря, потрясла всех, кто имеет отношение к этому виду спорта. 20-летняя...

Новые статьи
/
Популярные