Горького «На дне»). Кто прав в споре о правде? (по пьесе М. Горького «На дне») Мы являемся официальным партнером

Человек - вот правда!

М. Горький. На дне

Пьеса "На дне" была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.

Главными философами ночлежки в пьесе являются Сатин и Лука. Философия Сатина - веселый цинизм, восприятие жизни как игры, поскольку сам он - шулер. И хотя Сатин - человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного образа жизни босяков.

В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к истине, высокой нравственности, "порядку". Лука - представитель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление утешить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя ирония: "Слышь, не мешай! Тут - женщина помирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!" Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.

Лука много странствовал в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: "Кто такой? Как будто я тебя не знаю...", - Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: "А остальных людей - всех знаешь?"

Лука - очень внимательный и наблюдательный человек, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и несправедливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: "Сибирь человека ничему не научит, а человек... он многому может научить... и очень быстро".

Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки - это отсутствие объективных истин: "во что веришь, то и есть". Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчаяние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изменить невозможно.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого - самоубийство Актера, обнадеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и "ложь во благо": "Чего тебе правда больно нужна... Она, правда-то, может, обух для тебя".

Сатин в пьесе М. Горького "На дне" является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: "Человек - свободен!" Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: "Все - в человеке, все для человека! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!"

И пусть Сатин - больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла "на дне". В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека".

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгляды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: "Человек - вот правда!" Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Драма «На дне» является одним из ключевых произведений Максима Горького . Она была написана в 1901-1902 гг. и с большим успехом прошла в Московском Художественном театре. Центральными персонажами пьесы были, в основном, люди из низших слоев населения по разным причинам опустившиеся «на дно». Став постояльцами убогой ночлежки, многие из них пили, играли в карты, воровали, устраивали драки. Ситуацию немного разъяснил появившийся в конце первого действия старец по имени Лука .

Увидев плачевное состояние постояльцев, он хотел хоть как-то облегчить их жизнь и быт. Хозяин ночлежки 54-летний Костылев был человеком трусливым и лицемерным. Не менее добродетельна его 26-летняя жена Василиса , которая втайне от мужа навещала их постояльца Ваську-вора . К другим обитателям относятся слесарь Клещ с тяжело больной женой Анной , бывший шулер Сатин и его друг Актер , девица легкого поведения Настя , картузник Бубнов и разорившийся дворянин по кличке Барон , а также торговка пельменей Квашня . Лука жалеет всех жителей ночлежки, сочувствует и как умеет, успокаивает.

Он говорит, что для решения многих проблем необходимо примирение с действительностью. Он выступает этаким простонародным бродячим философом. Его речи сладко утешают, дают кратковременную надежду на лучшее, но все же не меняют действительности в лучшую сторону. Его правде жизни противопоставлена точка зрения Сатина. Этот герой веселый циник, который воспринимает жизнь как игру в карты. У него полно своих причуд, но мысль его готова вырваться за рамки привычного. За свою жизнь он успел побывать в тюрьме за то, что постоял за честь сестры.

По сути, этот герой борец за истину. При этом человеческая несправедливость и годы страшной нужды его не обозлили. Он сочувствует постояльцам не меньше Луки, но не считает нужным дарить им утешительную ложь, а наоборот, излагает правду в лицо. В этом смысле, он гуманнее мудрого старца, внушающего людям надежду на призрачное счастье. Лука - человек умудренный. Он много странствовал, многое повидал, но его мировоззрение не имеет объективных истин. То, что он несет, это просто мягкие, утешительные слова, а людям, оказавшимся «на дне» нужно не это.

Таким образом, автор показал сразу две правды в пьесе, которые заслуживают рассмотрения. Первая это святая ложь, основанная на обезличенной доброте и смирении. Вторая это жестокая, но гордая правда, которая находится в конфликте с первой.

Текст сочинения:

Творчество A.M. Горького занимает одно из первых мест в отечественной литературе. Созданные им произведения со всей четкостью и правдивостью отражаюҭ действительность конца XIX начала XX века. A.M. Горький уже в начале века воспринимался современниками как глава демократической литературы и как крупнейший деятель русской кульҭуры.
Герои Горького люди в большинстве своем думающие, склонные к размышлениям о своей судьбе, о любви к ближнему, о сущности быҭия.
В своем сочинении я хочу затронуть тему правды, тему, которая волнует людей со дня возникновения мира, с того дня, когда на земле появился homo sapiens, когда человеку дан был разум. Спор о правде продолжается уже несколько ҭысяч лет.
В произведении Горького также присуҭствует этот спор, спор о правде, спор о человеке.
Мне бы хотелось проанализировать мысли двух героев пьесы: Луки и Сатина.
В интервью корреспонденҭу Петербургской газеты Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский. Так ставиҭ проблему Горький.
Лука и Сатин размышляюҭ о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: Человек вот правда. Лука... С появлением этого человека в ночлежке души ее обитателей были взбудоражены, мысли стали интенсивней, собранней. Лука странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любиҭ размышлять. Ему не откажешь в уме, он стремиҭся к истине.
Лука... По-моему, это главный герой пьесы. Не будь его, пьеса На дне была бы скучной, не отражающей поиск мысли о человеке, о правде. Он незаметно вошел в ночлежку. Кого утешил, кого пожалел, кому что-то посоветовал и вот складывается впечатление, что Лука уже давно живет среди обитателей ночлежки.
Лука гуманист: Человек все может. Это философ, знающий, что главная ценность на земле человек, любой. И лирикому он сочувствует людям и
утешает их. Слова Луки гуманны, они ободряюҭ, поднимаюҭ дух, пусть ненадолго. Оҭсюда их человеческая ценность.
Лука странник. Странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев. Лука неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроиҭся в будущем эта жизнь такая однообразная и в то же время такая разная, такая серая и такая красочная, такая злая и такая добрая хотя бы из-за того, что она уже есть.
Образ Луки это свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо этот человек, несомненно, даровиҭ, развиҭ и оригинален.
Самые сильные духовные впечатления получил от Луки Сатин наиболее интеллигенҭный и умный обитатель дна. Гуманистическую мысль Луки о ценности человека он подхватывает и поднимает на высоту: Человек... это звучиҭ гордо. Все, что было в душе Сатина серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Под действием философии Луки возникаюҭ его размышления о правде, о человеке сбивчивые, но не бессвязные, а наделенные немалым смыслом.
Весной ушел Лука... Сатин вспоминает свои разговоры с ним, вспоминает свои вопросы и ответы:
Дед! зачем люди живуҭ?..
А для лучшего живуҭ люди-то, милачок! По сту лет... а может, и больше для лучшего человека живуҭ!
Монолог Сатина о человеке приобрел, по-моему, особую романҭическую окраску, так как звучал на самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах. То был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения и утешительного сострадания, которые приҭупляли ощущение гнета:
Человек свободен... он за все платиҭ сам, и потому он свободен!
Я думаю, что, произнося этот монолог, Сатин был под влиянием Луки, его разговоров с ним.
Я считаю, что в споре о правде нет ни победителя, ни побежденного. В этом споре прав каждый по-своему. Лука прав, призывая себе в помощь ложь ложь утешительную, ложь примиряющую. Сатин тоже по-своему прав, уҭверждая сострадание, уважение, говоря, что правда это Человек. Его понимание человека таково, человек это...не ҭы, не я, не они... нет! это ҭы, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Это огромно! В этом все начала и концы! Исходя из этого монолога, можно прийҭи к выводу, что правда это все люди, что живуҭ на земле, все же остальное дело рук их и их мозга.
Сатин доказывает, что человек выше сытости, что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сыҭым: Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сыҭыми. Не в этом дело! Человек выше! Человек выше сытости! Воистину не хлебом единым сыҭ человек. Лука хочет понять дела человеческие. И в большинстве случаев это ему удается. Поняв человека, Лука старается помочь ему, пожалеть, утешить, подбодрить. Это он делает без труда, так как сам Лука прошел через многое, и ему понятны людские беды...
После прочтения пьесы На дне у меня сложилось определенное понятие о правде, о жалости, о лжи. Правда это человек!

Права на сочинение "Кто прав в споре о правде? (по пьесе М. Горького На дне)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Кто прав в споре о правде- Лука или Сатин? Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.
Главными философами ночлежки в пьесе являются Сатин и Лука. Философия Сатина - веселый цинизм, восприятие жизни как игры, поскольку сам он - шулер. И хотя Сатин - человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного образа жизни босяков.
В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к истине, высокой нравственности, “порядку”. Лука - представитель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление утешить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя ирония: “Слышь, не мешай! Тут - женщина помирает… уж губы у нее землей обметало… не мешай!” Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.
Лука много странствовал в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: “Кто такой? Как будто я тебя не знаю…”, - Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: “А остальных людей - всех знаешь?”
Лука - очень внимательный и наблюдательный человек, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и несправедливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: “Сибирь человека ничему не научит, а человек… он многому может научить… и очень быстро”.
Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки - это отсутствие объективных истин: “во что веришь, то и есть”. Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчаяние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изменить невозможно.
В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого - самоубийство Актера, обнадеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.
Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и “ложь во благо’*: “Чего тебе правда больно нужна… Она, правда-то, может, обух для тебя”.
Сатин в пьесе М. Горького “На дне” является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: “Человек - свободен!” Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: “Все - в человеке, все для человека! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо!..
Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!”
И пусть Сатин - больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла “на дне”. В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки:
“Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека”.
Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгляды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.
Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: “Человек - вот правда!” Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.
Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования. Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Спор о правде

В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Бубнов

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Лука

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить... Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки - в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Сатин

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь - религия рабов», «Правда - бог свободного человека!»

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Вывод

Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.

В продолжение темы:
Бодибилдинг

На днях, 4 июня, самая массовая польская «Газета Выборча» опубликовала интервью Юстины Ковальчик, одной из лучших в мире лыжниц, которое сразу попало в рязряд главных новостей...

Новые статьи
/
Популярные