Легкая атлетика (методика преподавания). Техника и методика обучения упражнениям по легкой атлетике Методика обучения видам легкой атлетики

Существуют следующие методы обучения: целостный, расчлененный, смешанный.

Целостный метод обучения подразумевает изучение всего действия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию каче­ственной техники движений.

Расчлененный метод обучения наиболее распространен и применяется на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения. Следующий этап – изучение по необходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап – изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование.

Смешанный метод обучения включает в себя элементы целостного и расчлененного методов.

Наряду с общими методами обучения существуют и методы непосредственного обучения: словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной помощи.

Словесный метод имеет важное значение при изучении техни­ки движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказа помогает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все средства, методы и приемы обучения. Главную роль в этом методе играет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иное движение, затем, разобрав ошибки, опять пробует его выполнить. Основными средствами словесного метода являются: рассказ, объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.

Наглядный метод - - наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целостную картину техники, получить представление о сложности или легкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонстрируемой техники дает наиболее объективное отображение ее и сознании учеников, создает правильное двигательное представление, при условии образцового показа. Различают два вида наглядности : 1) непосредственная наглядность - достоверный образ движений - образцовый показ, применение рисунков, плакатов, кинограмм – плоскостная наглядность, макетов, моделей – объемная наглядность, кино- и видеозаписи - аппаратурная (техническая) наглядность; 2) слуховая наглядность – звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.

Метод непосредственной помощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленном темпе. Этот метод, по сути, - исправление ошибок извне.

Средства тренировки и способы их применения (методы) органически взаимосвязаны, т.е. отделить их друг от друга невозможно и только для большего понимания сущности тренировочного процесса теоретически их рассматривают раздельно. Главный метод тренировки в легкой атлетике – метод упражнений, т.е. повторяющееся выполнение движений и действий в разных условиях (строгого регламентированного упражнения, игровой, соревновательный). Наиболее важной особенностью метода упражнения является повторность действий. Без повторения нет упражнения. Только при систематическом и многократном повторении движения вызывают определенные изменения в форме, строении, функциональных возможностях человека. Только благодаря повторению движений развиваются качества человека, формируются определенные черты его характера.

В зависимости от задач тренировки и подготовленности спортсменов в практической работе используются разные варианты метода упражнений: равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный.

Равномерный – это такой метод, при котором в течение длительного времени поддерживается относительно постоянная скорость. Метод применяется в основном для совершенствования выносливости и заключается в том, что длительное упражнение выполняется один раз с относительно одинаковой интенсивностью (длинная дистанция, кросс и пр.).

Повторный – метод выполнения упражнений, при котором действие выполняется неоднократно с заданной постоянной эффективностью через произвольные промежутки времени. Это наиболее универсальный метод, который применяется для решения самых разнообразных задач: обучения, совершенствования двигательных навыков и физических качеств, воспитания и пр. Метод имеет ряд разновидностей: максимальных усилий, непредельных усилий “до отказа”, “ударный метод”, статистических усилий и др.

Переменный метод тренировки характеризуется изменением интенсивности повторяющихся движений и действий (физических упражнений). В легкой атлетике он используется для развития двигательных качеств (силы, быстроты, общей и специальной выносливости, ловкости), тактических способностей, для исправления ошибок в технике выполнения движений, а также при организации активного отдыха.

Интервальный метод – это выполнение стандартных упражнений через строго дозированные промежутки неполного отдыха. Применяется для совершенствования специальной выносливости.

Круговой метод – последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типам: а) повторной работы, б) интервальной работы, в) по типу одинакового времени работы и отдыха (собственно круговой). Обычно упражнения объединяются в ”круг” по 4 и более заданий-упражнений (“станции”), которые повторяются от 2 раз и более. Применяется, как правило, для совершенствования физических качеств.

Игровой метод – метод при котором выполнение упражнений организовано в игровой форме (кто лучше).

Для соревновательного метода характерно выполнение физических упражнений (главным образом основных спортивных) с наибольшей интенсивностью. При этом легкоатлет соблюдает правила соревнований и стремится достичь высоких результатов. Соревновательный метод используется для повышения нагрузки, эмоциональности занятий, для проверки уровня тренированности, подведения итогов тренировочного процесса. Данный метод составляет специфическую особенность спорта.

В процессе занятий используются все методы тренировки. Их умелое применение и разнообразие делает тренировочный процесс разнообразным и эффективным.


Виды подготовки в легкой атлетике

В процессе занятий физическим воспитанием и спортом необходимо проводить работу с занимающимися легкой атлетикой в пределах сложившихся представлений подготовки в этом виде спорта: психологической подготовки, теоретической, физической, технической и тактической подготовок.

Психологическая подготовка . К морально значимым качествам, подлежащим воспитанию у занимающихся, следует отнести следующие категории: честность, дисциплинированность, трудолюбие, гражданское мужество, патриотизм, товарищество, взаимопомощь, уважение к старшим и пр. Эффективными методами морального воспитания являются: личный пример тренера-преподавателя, убеждение, целенаправленная постановка усложняющих задач, поощрение и наказание. Волевая и психологическая подготовка осуществляется с первых шагов на занятиях легкой атлетикой. Проявление воли многообразно и выражается в следующих характеристиках: целеустремленность и преодоление трудностей, самостоятельность и инициативность, настойчивость и смелость, выдержка и самообладание, самоотдача и «умение терпеть». Самое высшее выражение волевые качества находят в проявлении так называемых «бойцовских качеств», т.е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности, необходимые для достижения победы. Отличительным признаком развития волевых качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.

Теоретическая подготовка Теоретическая подготовка легкоатлета заключается в углублении знаний, связанных со спортивной специализацией, с осмыслением всех сторон своей подготовки.

Теоретическая подготовка предусматривает следующий круг знаний:

Знание целей и задач тренировочного процесса для данного спортсмена;

Знать основные положения построения тренировочного процесса;

Знать основы техники своего вида легкой атлетики;

Знать свои индивидуальные особенности;

Знать основы врачебного контроля;

Уметь вести учет тренировочной работы (дневники тренировок, анализ выполненной работы).

Теоретическая подготовка осуществляется с помощью бесед, проводимых во время тренировочных занятий, специальных лекций и докладов. Помимо того, спортсмены обязаны регулярно читать книги, газеты, журналы, просматривать специальные фильмы и т.д.

Физическая подготовка легкоатлетов

Физическая подготовка направлена на совершенствование физической подготовленности занимающихся, т.е. укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств спортсменов: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Задача общей физической подготовки для любого спортсмена независимо от вида специализации в легкой атлетике – создать фундамент функциональной подготовленности для совершенствования в избранной специализации, добиться высокой работоспособности организма при выполнении любой деятельности.

Техническая подготовка

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без овладения основами техники избранных видов легкой атлетики и непрерывного совершенствования в технике. Сложность движений в легкоатлетических видах не позволяет сразу обучать технике упражнений в целом. Как правило, при обучении технике легкоатлетических упражнений используются два метода обучения упражнению – по частям и в целом. Чтобы облегчить обучение, следует сложное упражнение по возможности упростить, выделить в нем главное движение, решающую фазу, основное звено в цепи движений, которому подчиняются все остальные. При этом нельзя упрощать легкоатлетические упражнения механически, так как все фазы органически связаны в единое целое.

Тактическая подготовка

Под спортивной тактикой понимается использование специальных приемов спортивной борьбы во время соревнований с целью добиться наилучших результатов или победы над относительно одинаково подготовленным соперником.Тактическая подготовка спортсмена – составная часть спортивной тренировки. Наиболее целесообразное осуществление тактических замыслов возможно лишь при хорошем владении техникой, высоком развитии качеств, при сильной воле, большой настойчивости и упорстве в достижении цели. Тактическая подготовка предусматривает последовательное вооружение, занимающихся следующими знаниями и умениями:

– изучение правил соревнований и возможностей данного вида легкой атлетики для тактической борьбы;

– изучение основных положений тактики в данном виде;

– изучение индивидуальных особенностей соперников;

– изучение мест предстоящих соревнований;

– выбор схемы тактических действий для конкретных соревнований;

– опробование схемы тактических действий на тренировки;

– реализация выбранного варианта тактики на соревнованиях;

– анализ результатов применения тактических на соревнованиях.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентиро ванного упражнения. Основнаячерта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-констру-ктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, котор ая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.

Необходимо помнить, что на изучение того или иного элемента надо тратить определенное количество времени и повторений, ни в коем случае нельзя уделять слишком много времени на каком-либо элементе, что может привести к новым ошибкам. На пример, уделяя особое внимание отталкиванию и сведению бедер в спортивной ходьбе, можно сформировать полетную фазу, что запрещено.

В процессе обучения существуют как положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т.е. одни движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе отрицательный перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы полностью устранить отрицательный перенос и как можно эффективнее использовать положительный перенос упражнений.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.

В беговых видах наблюдается следующая последовательность обучения:

1) бег на средние и длинные дистанции;

2) спринтерский бег;

3) эстафетный бег;

4) барьерный бег;

5) бег на 3000 м с препятствиями.

Первое обучение бега на средние и длинные дистанции говорит само за себя, здесь и амплитуда движений, степень усилий, координационная и психическая сложности техники относительно низ кие, не сложная и структура движений.

В спринтерском беге происходит максимальная реализация всех параметров - амплитуды, усилий и т.п., которые должны исполняться за короткое время. Координационная и психическая сложности движений в спринтерском беге возрастают.

Изучив технику спринтерского бега, приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники заключается в передаче эстафетной палочки на коротком отрезке при большой скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и принимающего повышает координационную и психическую сложности этого вида.

После изучения техники гладкого бега приступают к изучению барьерного бега. По своей структуре барьерный бег относится к смешанной, т. е. здесь присутствуют и циклическая структура (бег), и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением препятствий делает технику барьерного бега до вольно сложной, повышаются и координационная, и психическая сложности упражнения.

Бег на 3000 м с препятствиями по своей структуре похож на барьерный бег, но увеличивается психическая напряженность (тяжелые барьеры, яма с водой) плюс длительная деятельность, принуждающая выполнять движения на фоне развивающегося утомления, ставят этот вид на первое место по сложности обучения и выполнения соревновательного упражнения.

В легкоатлетических прыжках четыре вида, но есть в прыжках в высоту и длину несколько разновидностей, поэтому мы приводим последовательность обучения, включая и эти способы прыжков:

1) высота - «перешагивание»;

2) длина - «согнув ноги»;

3) длина - «прогнувшись»;

4) длина - «ножницы»;

5) высота - «перекидной»;

6) высота - «фосбери-флоп»;

7) длина - тройной прыжок;

8) прыжок с шестом.

Так как прыжки предъявляют почти одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая напряженность вида.

Метания по своей структуре - упражнения ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и психической напряженности вида.

Последовательность обучения следующая:

1) метание малого мяча;

2) метание гранаты;

3) метание копья;

4) толкание ядра со скачка;

5) метание диска;

6) толкание ядра с поворота;

7) метание молота.

Естественно, что последовательность обучения видам легкой атлетики зависит не только от техники вида, его психической напряженности, но и от способности индивидуума к обучению, его антропометрических данных, уровня физической подготовленности

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании

Основные понятия

Обучение движениям – целенаправленный педагогический процесс формирования необходимых знаний, двигательных умений и навыков.

Техника физического упражнения – способ решения конкретной двигательной задачи, который характеризуется эффективностью, рациональностью и учитывает реальные условия выполнения движений.

Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенствования действия, двигательное умение постепенно переходит в навык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приобретенный навык в различных условиях.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях.

Методика обучения в легкой атлетике

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.



Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Типовая схема методики обучения. При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:

1 Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

2 Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

3 Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег , которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту , который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами рациональной спортивной техники. При этом у занимающихся создается общее представление о. технике изучаемого вида, формируется умение выполнять двигательное действие в элементарной форме. На этапе совершенствования спортивная техника доводится до относительно высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространствен-ным; временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.

Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно развитию физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.

Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении данной задачи, не забегая далеко вперед. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.

Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.

Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.

Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов), Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.

При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.

Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен уметь сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное - это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, возможно раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления

Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть: а) повышенная возбудимость занимающихся; б) состояние утомления; в) плохая подвижность в суставах; г) недостаточное развитие двигательных качеств; д) неясное представление о выполняемом упражнении; е) неправильное выполнение предыдущих действий; ж) сознательное вмешательство "в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др. При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.

Для гармоничного развития человека необходимы не только умственные нагрузки, но и физические упражнения. Поэтому многие родители предпочитают отдавать своих детей в разные спортивные секции. Лидером является легкая атлетика.

Что такое легкая атлетика?

Это вид спорта, в котором применяется бег, ходьба, метания, прыжки. Существует этот спорт с давних времен – легкоатлеты появились еще в древней Греции. Об этом свидетельствуют картины на вазах, горшках, кувшинах и различных фресках.

Легкая атлетика бег. Разделяется на несколько видов:

  1. Спринтерский бег – это бег на короткие дистанции, например 100, 200 и 400 метров. Сюда же относится и эстафетный бег.
  2. Бег на средние дистанции – 800 и 1500 метров. Чтобы пробежать такие расстояния, необходимы выносливость и колоссальное время, затраченное на тренировки.
  3. Длинные дистанции – 5000 и 10000 метров. В этом забеге выделяют марафонский бег (42 км 195 м).
  4. Забег с препятствиями и барьерами. Выполняется на 110, 400, 3000 метров. Для этого соревнования допускаются люди, имеющие высокий рост. Так как высота барьера около 1 метра. Стоит упомянуть, что забег на 3000 м выполняют только мужчины. Бег с барьерами требует особой выносливости, скорости и координации движений.

Правила соревнований по легкой атлетике

На любых соревнованиях (даже не спортивных) существуют прописанные правила. Это необходимо, чтобы участники были честны и подчинялись общим предписаниям поведения, а победитель одерживал заслуженную победу и получал свое вознаграждение. Правилом можно назвать распределение участников по возрастным группам. Мальчик 11 лет не может соревноваться с мужчиной. Требования для них в корне отличаются. Спортсмены делятся по группам исходя из даты рождения. Это группа подростков (11 и 13 лет); юношеская младшая и юношеская старшая группа; группа взрослых.

Бег на коротких расстояниях (до 110 метров) проводится по прямой дорожке, без поворотов. Все дистанции, превышающие эту цифру, выполняют по кругу (против хода часовой стрелки). У каждого участника есть своя дорожка, с которой он не имеет права сходить. Если длина забега равна 800 метрам, спортсмены бегут по своим дорожкам до первого поворота, а потом продолжают забег по общей линии. В других случаях соревнование происходит на общей дорожке.

Соревнования происходит в несколько этапов:

  • Непосредственно забег.
  • Четвертьфинал.
  • Полуфинал.
  • Финал.

На этих этапах соревнуются лучшие бегуны. Но такой подход возможен только при большом количестве участников. Чтобы начать бег, спортсменам подается сигнал: на старт, внимание, марш. Между этими командами должен быть достаточный промежуток времени, чтобы бегун мог подготовиться и стартовать. Марш подается либо красным флажком, либо выстрелом пистолета. Если хотя бы один бегун начал движение до команды марш, вся команда возвращается на исходную позицию. После двух неверных стартов спортсмена дисквалифицируют за нарушение. Интересно, что даже лишнее движение может спровоцировать других к преждевременному бегу. И это также считается нарушением.

Если спортсмены бегут каждый по своей полосе, они не должны заступать за линию и мешать движению конкурента. Бег по общей дорожке считается сложнее. Обогнать соперника можно только с правой стороны.

Условия дисквалификации:

  1. Участник самостоятельно покинул дорожку или остановился.
  2. Заступ на чужую полосу.
  3. Сокращение дистанции любыми способами.

Если речь идет о беге с препятствиями, то участник не имеет права сбивать преграды, оббегать их и мешать сопернику, переходя на его линию.

Этот спорт отличается от обычной ходьбы. Есть ряд условий, которых нужно придерживаться. Например, нога всегда должна быть выпрямлена в коленях. Необходимо сохранять контакт опорной ноги с землей. Ногу нельзя отрывать от пола, так как это происходит при беге. Это спортивное занятие требует задействовать умственные способности, так как необходимо контролировать скорость. Если быстрая ходьба превращается в бег, участник теряет право соревноваться дальше. Для мужчин и женщин предъявляются разные требования по километражу. Это справедливо, так как выносливость у мужчин гораздо выше.

Легкая атлетика бег на короткие дистанции

Этот бег еще называют спринтерским. В этом соревновании важна хорошая реакция и адаптация к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Дистанция забега составляет от 30 до 400 метров. 30 метровые забеги проводят в крытых помещениях, а все остальные – на стадионах. Также выделяют спринт с передачей эстафеты. Он требует больших навыков и умения слаженно работать в команде. Для справедливой оценки результатов (кто первый пришел к финишу) используется фотофиниш. Это неоспоримая возможность доказательства первенства.

Есть несколько видов прыжков: в длину, высоту и с шестом. Чтобы прыгнуть выше и дальше, необходима слаженная работа каждой мышцы тела. Прыгун должен обладать хорошей координацией движений. Стоит отметить, что спортсмену предпочтительнее иметь небольшой вес. Грузные люди не смогут эффективно переносить вес тела в пространстве во время полета. Лишние килограммы будут тянуть спортсмена к земле. Длинные ноги тоже явный плюс. Прыжки выполняют как с места, так и с разбега. Отталкиваться нужно с ровной поверхности (подойдет обыкновенный ровный участок земли) или с деревянной площадки, заложенной в земле.

Метание диска, мяча

Большое заблуждение, что метать предметы проще простого. Наверное, в школе многие сдавали норматив по метанию предметов и не всегда получали за него хорошую отметку. Кроме того, после таких бросков часто ощущалась мышечная скованность и боль. Неподготовленный человек может нанести себе травмы, например, вывихнуть плечевой сустав или растянуть мышцы. Чтобы метать мячи, необходимо «договориться» с каждой группой мышц. Спортсмен должен понимать, какая мышца напряжена, в какую сторону повернуть тело и с каким размахом отвести руку назад. Метание копья, диска, ядра или мяча выполняют с разбега. Метание ядра происходит в прыжке. Это основная особенность и отличие.

В любом виде спорта важное место занимают тренировки. Если вы или ваши дети решили всерьез заняться бегом, прыжками, метанием, будьте готовы тратить много времени и сил. Чтобы добиться хорошего результата, следует заниматься каждый день. Самостоятельные тренировки менее эффективны, поэтому запишитесь в секцию или найдите тренера по легкой атлетике. В тренировки выделяют три периода: подготовительный, соревнований и переходной. Первый и второй периоды длятся по 6 месяцев, а переходной – примерно 3 недели. В период соревнований спортсмен пробует свои силы в спортивных конкурсах. По результатам тренер делает вывод, на каких упражнениях следует заострить внимание.

Для тренировок разработаны специальные методики. Они могут быть представлены в разных вариантах, но суть одна – тренировать выносливость, улучшать скорость и качество. Спорт требует дисциплины и организованности. Легкоатлеты вынуждены качественно планировать загруженность дня, оставляя достаточно времени для физических нагрузок.

Важно рассчитать силы собственного организма, чтобы не причинить нервного и физического истощения. Всем известно, что активные и постоянные физические нагрузки изматывают нервную систему, ослабевают иммунитет. Чтобы этого не происходило, важно включать в свой график отдых. Он не обязательно должен быть пассивным. Смена вида деятельности положительно отражается на общем самочувствии.

Правильное сбалансированное питание необходимо для поддержания работы органов и систем в усиленном режиме работы. Сон не менее 8 часов, прогулки на свежем воздухе и солнечные ванны также необходимы. Поскольку во время тренировок организм работает на износ, ему требуется поддержка в виде поливитаминов. Чтобы правильно подобрать комплекс макро и микроэлементов, обратитесь к врачу. В основном тренировки нацелены на развитие выносливости, силы, скорости, гибкости суставов и мышц. Регулярные занятия воспитывают волю и характер.

Секция легкой атлетики

В каждой стране, регионе, городе и даже селе есть секции для занятий легкой атлетикой. Чтобы записаться в такую школу не требуется ничего особенного. Главное желание ваше или вашего ребенка.

Следует обратить внимание на состояние здоровья и наличие противопоказаний. Заболевания сердечнососудистой системы, позвоночника, травмы головы, туберкулез, хронические заболевания печени и почек не позволяют заниматься никаким видом спорта. Кроме того, острая фаза гриппа, простуды также является препятствием для занятий. Ушибы и травмы конечностей могут напоминать о себе, если не прекратить тренировки или же неаккуратно себя вести.

Дети очень энергичны и активны. Им необходимо превращать энергию в действие, только в таком случае не будет возникать психический и физический дискомфорт. Отдать ребенка в руки творчества или спорта решать только родителям. Уже в дошкольном периоде станет очевидно, чему отдает предпочтение ваше чадо. В ДЮСШ дети занимаются легкой атлетикой в своей возрастной группе. Кроме положительного влияния на физическое развитие, это и хорошее время препровождения. Дети находятся под руководством и наблюдением тренера. Они учатся быть организованными, дисциплинированными, ответственными.

Чтобы иметь полное представление об этом виде занятия, найдите в поисковой системе видео «спорт легкая атлетика».

Хочется осветить еще одну сторону атлетики – это употребление допингов. Часто в погоне за хорошими результатами и победой, участники принимают стимулирующие препараты. Учитывая жесткую систему контроля, обман часто открывается и спортсмена дисквалифицируют.

Легкая атлетика хорошо подходит энергичным людям, которые беспокоятся о своем физическом развитии.

Легкая атлетика: обучение

  • Классификация и общая характеристика упражнений по легкой атлетике
  • Этапы развития легкой атлетики
  • Техника упражнений по легкой атлетике
  • Прыжки (легкая атлетика)
  • Метания (легкая атлетика)
  • Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики
  • Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений

Статьи написаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 03400.62 «Физическая культура». Дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта» входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.

Говоря о том, что новые стандарты образования являются компетентностно-ориентированными, следует отметить, что в ФГОС ВПО требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности при решении профессиональных задач. Таким образом, именно заявленные компетенции являются целеполагающим фактором при разработке содержания дисциплины (модуля), подборе образовательных технологий и видов контроля.

Изучение легкой атлетики как базового вида спорта направлено на овладение студентами компетенциями в области педагогической и рекреационной деятельности, а именно способностями: самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств и в оздоровительных целях в соответствии с состоянием занимающихся и их потребностями; организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства; осознанно использовать легкоатлетические упражнения как средство восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из всего многообразия легкоатлетических дисциплин, с учетом поставленных задач авторы данного учебника остановились на тех видах спорта, которые рекомендованы для освоения на ступенях общего образования. Это - составляющие естественные способы передвижений человека - бег и прыжки, а также броски и метания, поскольку они доступны для изучения и могут быть использованы для самостоятельных занятий различной направленности: тренировочной, оздоровительной, рекреационной, коррекционной.

Учебный курс в целом состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают освоение техники выполнения легкоатлетических упражнений; овладение методикой обучения и составления комплексов представлены легкоатлетические упражнения для развития скоростно-силовых качеств и выносливости, методикой использования оздоровительного бега.

В учебнике представлена классификация легкоатлетических упражнений, объяснены особенности техники и методика обучения выполнению отдельных их видов. В нем показаны методы развития кондиционных способностей, предложены варианты проведения занятий оздоровительным бегом. Особое внимание авторы уделяют биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний. По каждому виду спорта приведены правила проведения и судейства соревнований. Полезным для студентов будет материал о возможностях использования легкоатлетических упражнений в программах общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта как в рамках предмета «Физическая культура», так и при организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в целях развития личности обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»).

В продолжение темы:
Бодибилдинг

На днях, 4 июня, самая массовая польская «Газета Выборча» опубликовала интервью Юстины Ковальчик, одной из лучших в мире лыжниц, которое сразу попало в рязряд главных новостей...

Новые статьи
/
Популярные