Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. Характеристика зон мощности тренировочных и соревновательных упражнений Тренировочные и соревновательные нагрузки в спорте

В отечественной и мировой практике существует значительное число классификаций нагрузок. Чаще всего они построены на учете отдельных, как правило, внутренних показателей (ЧСС, энерготраты, потребление О2, концентрация лактаты в крови, легочная вентиляция и др.). Другие классификации, особенно практиков, построены на учете внешних показателей (цикли-ческие, ациклические; строго дозированные и вариативные, по отношению к скорости или мощ-ности выполняемых упражнений и др.). Однако в ряде исследований педагогов, физиологов, биохимиков (Н.И.Волков, Чепик, Коц и др.) было условлено, что некоторые внешние и внутренние показатели тренировочных нагрузок имеют между собой линейную связь при определенной интенсивности мышечной работы, в определенном диапазоне скоростей. Например, в интервалах ЧСС 120-170 уд/мин. наблюдается линейная связь между: ЧСС, потреблением кислородом, легочной вентиляцией, минутным объемом сердца, кислородным запросом, мощностью работы или скоростью передвижения. Момент нелинейного изменения (перелом) взаимосвязи между накоплением лаптата, ле-гочной вентиляцией, ЧСС и др. функциональными показателями, с одной стороны, и мощностью работы ли скоростью передвижения – с другой, принято называть «анаэробным порогом» (АнП) или «порогом анаэробного обмена». Показатели скорости передвижения, мощности работы и потребления кислорода на уровне АнП в последние годы стал считаться один из наиболее информативных характеристик нагрузок и работоспособности спортсмена. Уровень АнП прямым способом определяется по концентрации лактата в крови. Широкое распространение получил показатель фиксированного порога – равны 4 ммоль/л. Однако каждый спортсмен имеет свой индивидуальный анаэробный порог, значения которого могут варьировать по показателям лактата от 4 до 6 ммоль/л. В процессе тестирования спортсменов с целью определения АнП следует учитывать, что он является специфическим показателем и измерять его надо, только используя соревнователь-ные упражнения (гребцы – тренажер-эргометр и бег на трибане даст совершенно разные показа-тели). Для того чтобы планировать тренировку и учитывать тренировочные нагрузки необходи-мо систематизировать весь арсенал тренировочных нагрузок на основе единого принципа, кото-рый объединял бы форму и направленность упражнений (т.е. внешние и внутренние показате-ли) (внешние педагогические показатели) с другой стороны, связывал бы их с интегральными показателями ответных реакций организма (биологические внутренние показатели). Специалисты чаще всего тренировочные нагрузки делили на 3 зоны мощности по энерге-тическому принципу: аэробные, аэробно-анаэробные и анаэробные, включающие упражнения гликолитической и алактатной направленности. В основу современной классификации положен принцип использования, как границ соответствующих зон нагрузки, не уровень мировых рекордов, а соответствующие скорости или мощности, фиксируемые при повышении нагрузки и имеющие определенные биологические критерии: максимальная скорость, скорость МПК, скорость АнП, скорость аэробного порога (уровень лектата в крови 2 ммоля/л). В этой современной классификации выделяется 5 зон, имеющие определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распро-страненные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая – на три, в соответствии с продолжительностью соревнова-тельной деятельности и мощностью работы. (см. таблицу). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики: 1 ЗОНА – аэробная восстановительная. Ближний (срочный) тренировочный эффект нагрузки этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд/мин. Лактат – на уровне покоя или не более 2 ммоль/л. Потребление кисло-рода достигает 40-70% от МПК. Энергообеспечение – за счет окисления псиров (5-% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа полностью обеспечивается медленными мышечными волокнами (ммВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен, совершенствует аэробные возмож-ности. Методы упражнений не регламентированы. Объем работы до 20-30% в год. 2 ЗОНА – аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект связан с повышением ЧСС до 160-175 уд/мин. Лактат крови до 4 ммоль/л, потребление О2 60-90% МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени за счет жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными единицами и быстрыми мышечными единицами типа «а», которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны – скорости (мощности) анаэробного порога. Вступающие в работу мышечные волокна типа БМВа способны в меньшей степени окис-лять лактат и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л. Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также не-сколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу на гибкость и координацию. Основные методы не-прерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в этом ре-жиме (зоне) в макроцикле составляет от 40 до 80 %. 3 ЗОНА – смешанная аэробно-анаэробная. Срочный, с.г.е. связан с повышением ЧСС до 180-185 уд/мин., лактат в крови 8-10 ммоль/л, потребление кислорода от 80до 100% от МПК. Энергообеспечение преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быст-рыми мышечными единицами у верхней границы зоны – критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрее мышечные единицы типа «б», которые не способны окислять накапливающийся лактат, что ведет к увеличению его в мышцах и крови до 8-10 ммоль/л. Это рефлекторно вызывает значительное увеличение легочной вентиляции и образова-ния О2 долга. Соревновательная и тренировочная деятельность в этом режиме может продолжаться до 1,5 – 2 час. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости обеспечиваемой как аэробными, так анаэробно-гликолитическими механизмами, силовой и интервального экс-тенсивного упражнения. Объем работ в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта от 5 до 35%. 4 ЗОНА анаэробная – гликолитическая. С.Г.Э. связан с повышением лактата от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее инфор-мативным показателем и находится в пределах 180-200 уд/мин. Потребление О2 постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Энергообеспечение происходит за счет углеводов (как с уча-стием О2, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц. Что ведет к значительной концентрации лактата, легочной вентиляции и накоплению кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность не превышает 10-15 мин. Она стимулирует вос-питание специальной выносливости и, особенно, анаэробных гликолитических возможностей. Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 сек. до 6-10 мин. Основной метод – интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле составляет 2-7% в зависимости от вида спорта. 5 ЗОНА – анаэробная алактатная. С.г.э. не связан с показателями ЧСС и лактаты, т.к. работа кратковременная и не превы-шает 15-20 сек. в одном повторении. Поэтому лактат в крови и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление О2 значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнений. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 сек. к энергообеспечению начинает подключаться гликоз и в мышцах накапливаться лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150 сек. за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых способностей. Объем работы в микроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5%. Следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические пока-затели, например ЧСС в разных зонах может быть более высокой, а показатели лактата – более низкими. Чем моложе спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше. В циклических видах спорта, связанных с проявлением преимущественно выносливости, для более точного дозирования нагрузок третью зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К зоне «а» относятся соревновательные нагрузки продолжительностью от 30 мин до 2-х часов, к «б» от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на 3 подзоны. В подзоне «а» соревновательная деятельность про-должается от 5 до 10 мин., в подзоне «б» от 2 до 5 мин., в подзоне «в» от 0,5 до 2 мин.

18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные);

по направленности – на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80\%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48–96 и 24–48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50–60\% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25–30\% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М.А. Годик, 1980):

1) специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая – на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

1-я зона – аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140–145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40–70\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50\% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Таблица 30

Классификация нагрузок и характеристика отдельных

зон интенсивности

интенсивности

Преимущественное энергообеспечение (субстраты)

Соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, \%

Потребление кислорода, в\% от МПК

Пограничная скорость передвижения или мощность работы

во время работы

Концентрация лактата во время работы, ммоль/л

Вовлечение мышечных волокон

Эффективное время работы

1. Аэробная восстановительная

Жиры (50\% и более),

гликоген,

глюкоза крови

Аэробного порога

тренировки

2.Аэробная развивающая

Гликоген, жиры, глюкоза крови

Анаэробного порога

2,5-4 (до 4,5)

3.Смешанная аэробно-анаэробная (а, б)"

Гликоген, жиры, глюкоза

Соответственно МПК

ММВ, БМВ, ММВ, БМВ", БМВд "

0,5-2 ч 10–30 мин

4.Анаэробная гликотическая (а, б, в)**

Гликоген

70:30 40:60 20:80

95-100 85-95 75-90

8-15 10-18 14-20 (до 25)

ММВ, БМВ, БМВ,

5–10 мин* 2–5 мин* До 2 мин*

5.Анаэробная алактатная

Креатин-фосфат, АТФ, гликоген

Минимальное

Максимальная

Не информативна

Не информативна

ММВ, БМВ, БМВд

* В одном повторении.

** Пояснения см. на с. 332 – 333.

Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30\%.

2-я зона – аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160–-175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60–90\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а», которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны – скорости (мощности) анаэробного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80\%.

3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180–185 уд./мин, лактат в крови до 8–10 ммоль/л, потребление кислорода 80–100\% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны – критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа «б», которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8–10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5–2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35\%.

4-я зона – анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180–200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10–15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6–10 мин. Основной метод – интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7\%.

5-я зона – анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15–20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120–150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5\%.

Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата – более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30.

В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» – от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне «а» соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» – от 2 до 5 мин; в подзоне «в» – от 0,5 до 2 мин.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц (В.М.Зациорский, 1970).

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость – увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности – от нескольких секунд до 2–3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5–10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2–5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60–90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40–50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60–90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис. 36).

Рис. 36. Реакция организма спортсменов различной квалификации на одинаковую

по объему и интенсивности работу: 1 – спортсмены II разряда; 2 – спортсмены

1 разряда; 3 – мастера спорта (по В. Н. Платонову, 1995)

Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию: Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 37).

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

Рис. 37. Реакция организма спортсменов разной квалификации на

предельную нагрузку: 1 – мастера спорта; 2 – спортсмены II разряда

(по В. Н. Платонову, 1995)

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

3. «Минимакс» интервал. Этот наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»-интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

Нагрузка - это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка - это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она явля­ется функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содер­жит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со сторо­ны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; по величине - на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; по координационной слож­ности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсме­на могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (ста­билизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значи­тельные нагрузки, которые характеризуются высокими воз­действиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановитель­ный период для наиболее задействованных функциональных сис­тем соответственно 48-96 и 24--48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсме­на на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требу­ющие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагруз­ки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнес­ти (М. А. Годик, 1980):

специализированное^, т.е. меру сходства с соревнователь­ным упражнением;

напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задей­ствовании определенных механизмов энергообеспечения;

величину как количественную меру воздействия упражне­ния на организм спортсмена.

В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных слу­чаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая - на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифициро­ванных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

1-я зона - аэробная восстановительная. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд./мин. Она стимулиру­ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

2-я зона - аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160- 175 уд./мин.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная. Ближний трениро­вочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180-185 уд./мин,

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непре-

рывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона - анаэробно-гликолитическая. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180-200 уд./мин. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специ­альной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6-10 мин. Основной метод - интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона - анаэробно-алактатная. ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, мак­симально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%.мин.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показа­телями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тре­нировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне­ния могут быть подразделены на три основные группы: глобаль­ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - до 1/3 всех мышц

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют­ся упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкрет­ном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

1. Общая характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок.

2. Современная классификация тренировочной нагрузки.

3.Основные компоненты тренировочной нагрузки (характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы продолжительность и характер интервалов отдыха).

Проблема нагрузок в системе спортивной подготовки как молодых, так и высококвалифицированных спортсменов занимает одно из центральных мест, т.к. именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы тренировки, используемые спортсменом, с теми реакциями организма, которые они вызывают.

Под тренировочной и соревновательной нагрузкой обычно понимается прибавочная функциональная активность организма относительно уровня покоя или другого исходного состояния, вносимая выполнением упражнений /Л.П.Матвеев/.

Существует и другое определение этого термина. - это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем /В.Н. Платонов/. Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку. В настоящее время существует целый ряд классификаций тренировочных нагрузок, авторы которых исходят из моторной специфики видов спорта, энергетики и мощности мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, влияния на восстановительные процессы и эффект последующей работы, взаимодействия работы различной преимущественной направленности и других критериев.

Однако по своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, могут быть подразделены на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

В спортивной практике (выделяют "внешние" и "внутренние" показатели тренировочных и соревновательных нагрузок. "Внешние" показатели нагрузки в наиболее общем виде могут быть представлены показателями суммарного объема работы и ее интенсивности. Общий объем работы обычно выражается в часах, объемом циклической работы (бега, плавания, гребли и т.п.) в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков, выстрелов и т.д. Раскрыть эти общие "внешние" показатели нагрузки можно, выделяя ее частные характеристики. С этой целью определяют, например, доли частной специфической нагрузки в общем ее объеме, соотношение работы, направленной на воспитание отдельных качеств и способностей, соотношение средств общей и специальной физической и технической подготовки и др.

Другим важным внешним показателем нагрузки являются параметры ее интенсивности. К таким показателям относятся: темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.

Наиболее полно нагрузки характеризуются "внутренними" показателями , т.е. реакциями организма на выполняемую работу. Здесь наряду с показателями, несущими информацию о ближнем эффекте нагрузки) проявляющемся в изменении состояния функциональных систем непосредственно во время работы и сразу после ее окончания, могут использоваться данные о характере и продолжительности периода восстановления.

"Внешние" и "внутренние" показатели нагрузки тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако эта взаимосвязь проявляется лишь в определенных пределах. Например, при одном и том же суммарном объеме работы, при одной и той же интенсивности влияние нагрузки на организм спортсмена может быть принципиально различным. При одних и тех же внешних характеристиках внутренние показатели нагрузки могут изменяться под влиянием самых различных причин. Так, выполнение одной и той же работы в разных функциональных состояниях приводит к различным реакциям со стороны отдельных систем организма.

Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации.


Управление тренировочными и соревновательными процессами в спорте (как и в любом другом виде деятельности) состоит из трех стадий: 1) сбора информации, 2) ее анализа и 3) принятия решений (планирования). Сбор информации осуществляется обычно в процессе комплексного контроля, объектом которого является, прежде всего, сам спортсмен и выполняемая им работа.

Показателей, Пригодных для оценки объема физической нагрузки, довольно много. К ним, например, относят расстояния, Преодолеваемые Спортсменом при выполнении физических упражнений, количество тренировочных дней (занятий, часов), комбинации и элементы, Поединки и подходы к снарядам.

Столь же многообразны и показатели интенсивности нагрузки: скорость выполнения циклических упражнений, количество элементов (комбинаций, подходов), выполненных за единицу времени, средний вес штанги и т.п.

Контроль объема нагрузки. Существуют, по-видимому, только два обобщенных показателя объема нагрузки, пригодных для использования во всех без исключения видах спорта: 1) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней, недель и т. п.) и 2) количество тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т. п.).

В циклических видах спорта широкое распространение получили, во-первых, общий объем специализированной нагрузки (в км), и, во-вторых, так называемые частные объемы тренировочных нагрузок.

Тренировочная работа в беге, в передвижении на лыжах, гребле не столь разнообразна, как в играх, единоборствах, гимнастике, однако и здесь применяют специализированные и неспециализированные упражнения. Время, затраченное на их выполнение, фиксируется раздельно, и при подведении итогов анализируются частные объемы специфической и неспецифической нагрузки. Рассчитываемое после этого отношение частных объемов является информативным показателем при сопоставлении нагрузки как на разных этапах подготовки (подготовительном, соревновательном), так и у спортсменов разной квалификации (или у одного и того же спортсмена по мере повышения его спортивной квалификации).

Интенсивность выполнения тренировочных упражнений в разных занятиях может значительно варьировать. В свою очередь эта вариативность скажется на величине и направленности срочного и отставленного тренировочных эффектов. Решению проблемы классификации нагрузок в зависимости от интенсивности их выполнения всегда уделялось много внимания.

В классификациях нагрузок в разных видах спорта, реализуются идеи В. С. Фарфеля и Н. И. Волкова

Упражнения зоны восстановительных нагрузок применяются как средства активного восстановления. Параметры физических и физиологических показателей этой зоны невелики, и такая нагрузка практически не оказывает развивающего воздействия даже на организм спортсмена средней квалификации.

Нагрузки второй зоны направлены на поддержание достигнутого уровня тренированности, а также на развитие и совершенствование аэробных механизмов энергопродукции (от уровня которых, как известно, зависят работоспособность и общая выносливость). Как видно из табл. 26, величина ответных реакций ведущих систем организма в этой зоне небольшая. Величина же комбинированной нагрузки (как произведения физической на физиологическую) подтверждает умеренность функциональных сдвигов.

В третьей зоне, которую Ф. П. Суслов называет «развивающей», применяют упражнения, направленные на развитие аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции. Во время такой работы повышается концентрация молочной кислоты в крови, что свидетельствует об активизации гликолиза. Однако в целом ее уровень невелик и значения показателей кислотно-щелочного равновесия (рН и ВЕ ) свидетельствуют о том, что по направленности нагрузки этой зоны нужно относить к аэробным.

Упражнения четвертой зоны - зоны «экономизации» - направлены на комплексное развитие всех ведущих для данного упражнения двигательных качеств, а также на совершенствование специфической работоспособности бегунов. Видно, что О2-потребление достигает максимального уровня, и это свидетельствует о предельном напряжении систем аэробного обеспечения.

Субмаксимальные нагрузки пятой зоны направлены на совершенствование скоростной выносливости. Напряженность систем аэробной энергопродукции близка к максимуму, и одновременно резко усиливается гликолиз. Работа в этой зоне очень сложна: быстро увеличивающаяся концентрация молочной кислоты угнетает аэробные механизмы энергопродукции. Однако подбор оптимальных интервалов отдыха между попытками может снизить неблагоприятные для организма последствия такой работы.

«Максимальные» нагрузки шестой зоны направлены на развитие и совершенствование скоростных качеств и скоростной выносливости спортсменов. Роль аэробных процессов как поставщиков энергии резко уменьшается, но зато столь же резко увеличивается анаэробная алактатная энергопродукция, достигающая в этой зоне своего максимума.

Универсальность классификации нагрузок Ф. П. Суслова позволяет рассматривать ее в качестве базовой для циклических видов спорта. При таком подходе оценка направленности специализированных и неспециализированных средств подготовки становится совершенно одинаковой. Это не только упрощает расчеты, но и дает возможность оценить суммарное воздействие всех тренировочных упражнений на важнейшие системы организма. Для примера рассмотрим предложенную А. Ф. Сассом (1975) классификацию нагрузок в гребле (табл. 27).

Видно, что срочный тренировочный эффект любой из зон нагрузки определяется ее компонентами и, прежде всего, - темпом гребли. Увеличение последнего естественно приводит к возрастанию скорости движения лодки и уменьшению времени прохождения стандартной дистанции.

Классификация специфических нагрузок лыжников-гонщиков включает четыре зоны: легкую, среднюю, сильную и предельную (Н. А. Корягин, 1968). В легкой зоне длительность работы должна превышать 6 ч, а интенсивность функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем быть на уровне 50-60% максимальной. Работа в предельной зоне согласно этой классификации может длиться не более 2 мин; при этом легочная вентиляция окажется равной 130-140 л/мин, ЧСС- 190 уд/мин, О2 -потребление близким к максимуму (и в 4-5 раз меньше О2-запроса).

Под соревновательной нагрузкой понимают количество соревнований и стартов, в которых участвовал спортсмен на определенном этапе подготовки.

Оценка объема соревновательной нагрузки стала особенно важна в связи с ростом количества соревнований, который характерен для всех видов спорта.

1) количеством соревнований на этап;

2) количеством стартов на этих соревнованиях.

длительность этапа может быть различной, но наиболее часто она равна полугодию или году. В разных видах спорта показатели соревновательной нагрузки неодинаковы.

Оценивая соревновательную нагрузку, необходимо раздельно учитывать количество главных и подводящих соревнований.

Нагрузка соревновательного упражнения должна быть основанием для подбора и распределения тренировочных упражнений. Поэтому необходимо знать структуру соревновательного упражнения и факторы, обусловливающие его результат. Такая информация позволяет не только управлять процессом тренировки в данный момент; появляется возможность прогнозировать требования, которые будет предъявлять к организму спортсменов нагрузка соревновательного упражнения при результатах, превышающих мировые рекорды.

Нагрузка соревновательного упражнения, как и всякого другого, может быть оценена с «внешней» (физическая нагрузка) и с «внутренней» (физиологическая нагрузка) стороны. В циклических видах спорта определить ее физические и физиологические параметры не трудно, Например, в спринтерском беге на 200 м максимальная скорость сильнейших спортсменов превышает 11,5 м/с, а концентрация молочной кислоты в крови после пробегания дистанции достигает 200 мг % (Н. И. Волков, 1968). Аналогичные показатели для бега на 400 м, 800 м и 1500 м соответственно равны: 9 м/с и 227 мг %, 8 м/с и 211 мг %, 7 м/с и 163 мг %.

В продолжение темы:
Бодибилдинг

На днях, 4 июня, самая массовая польская «Газета Выборча» опубликовала интервью Юстины Ковальчик, одной из лучших в мире лыжниц, которое сразу попало в рязряд главных новостей...

Новые статьи
/
Популярные