Нормативы по бегу для школьников, взрослых, военнослужащих, нормы гто. Современные проблемы науки и образования Тренировки на 800 метров легкая атлетика

Если вы достигли определенных успехов в беге на 800 метров, но перестали прогрессировать, то вам, чтобы пробежать дистанцию быстрее, нужно что-то менять в своих тренировках. Правильно питаясь и тренируясь, вы сможете улучшить показатели и установить новый личный рекорд.

Шаги

Часть 1

Подготовьте свой организм к быстрому бегу

    Правильно питайтесь. Улучшив свой рацион питания, вы уменьшите жировые отложения и укрепите мышцы - это поможет вам стать выносливее. Именно неправильное питание может мешать вам прогрессировать в беге на 800 метров.

    Пейте достаточно воды. Чтобы организм получал достаточное количество жидкости, нужно ежедневно выпивать около двух литров воды. В дни тренировок нужно пить еще больше воды, чтобы компенсировать ее потерю - это поможет вам не сбавлять темп. Однако не стоит пить лишнюю воду - прислушивайтесь к своему организму и пейте, когда захочется.

    Основательно делайте растяжку. Хорошая растяжка поможет увеличить длину шага (влияет на увеличение скорости). К тому же растяжка до и после тренировки помогает избежать травм.

    • Разминайте мышцы ног (мышцы задней поверхности бедра, четырехглавые мышцы и аддукторы) и нижней части тела (ягодичные мышцы и сгибатели бедра). Попробуйте два-три раза в неделю включать в график тренировки более длинную разминку.
    • , чтобы улучшить гибкость.
  1. Составьте график тренировок. Невозможно улучшиться в беге на 800 метров за один день. Как и при подготовке к марафону, лучший способ достичь цели - составить график. Если вы будете следовать графику тренировок, то сможете максимально выложиться и на короткой дистанции.

    • Установите конечный срок достижения цели. Выберите дату, когда бы вы хотели достичь своего наилучшего времени в беге на 800 метров.
    • Качественно и интенсивно тренируйтесь один-два раза в неделю. Тренировки должны включать в себя бег по холмистой местности и бег на скорость.
    • Выберите дни отдыха, когда вы сможете выполнять умеренные физические упражнения, например йогу, чтобы оставаться гибким.

    Часть 2

    Развитие тела
    1. Разберитесь с механикой бега. Бег на 800 метров - это бег на среднюю дистанцию. Подразумевается, что на протяжении всего забега бегун будет поддерживать быстрый темп, а затем, на последнем отрезке дистанции, сможет пробежать с максимальной скоростью. Во время тренировок вам нужно оттачивать три навыка:

      • Совершенствуйте технику бега на средние дистанции. Речь идет о скорости и выносливости. Вам нужно с самого начала забега задать быстрый темп и контролировать возможности своего тела. Ваша задача на протяжении всего забега - поддерживать быстрый, но при этом комфортный для вас темп, чтобы осталось достаточно сил для рывка в конце забега.
      • Научитесь бежать в потоке бегунов. Бегунам на 800 метров придется столкнуться с потоком бегущих по внутренней дорожке. Постарайтесь бежать так, чтобы вас на зажимали в тиски и учитывайте свое положение, чтобы не сбить с ног того, кто бежит перед вами.
      • Попробуйте бегать в анаэробных условиях. Во второй половине забега (350-400 метров) ваш организм будет изнурен из-за практически спринтовой скорости. Развивайте эту способность, пробегая спринт на 400 метров быстрее обычного; далее 2-х минутная ходьба и снова бег. Эта интервальная тренировка улучшит анаэробную выносливость.
    2. Бегайте часто. Бегайте как можно чаще, чередуя бег на 400 метров с бегом на 1600 метров.

      • Сосредоточьтесь на том, что поможет вам улучшаться в беге на 800 метров. Бегайте на 400 метров, чтобы научиться развивать максимальную скорость в конце забега. Бегайте на 1 600 метров, чтобы развивать выносливости при быстром темпе.
      • Помните о своем графике тренировок. Не забывайте о днях отдыха, разминке и здоровом питании, чтобы у вас были силы для следующего забега. Тренируйте свое тело разными способами, например с помощью бега по холмистой местности, который поможет разрабатывать мышцы ног и сердечно-сосудистую систему.
    3. Отдыхайте и восстанавливайте силы. Всегда чередуйте напряженные дни с днями отдыха. После напряженной тренировки отдохните или сделайте легкую тренировку, чтобы дать организму время восстановиться.

    Часть 3

    Во время забега

      Выпейте воды и перекусите, чтобы появились силы. За час до забега съешьте легкую закуску с высоким содержанием углеводов и выпейте 250 мл воды

      Разомните мышцы. Обязательно хорошенько разомнитесь перед бегом.

    1. Пробегите 800 метров. Основное правило на средних дистанциях (800 и 1600 метров): бегун должен поддерживать быстрый темп и сохранить достаточно сил, чтобы суметь совершить два резких ускорения..

      • Правильно начинайте забег. Бегите быстро на той скорости, которую вы сможете поддерживать. Главное здесь - это постоянство.
      • Не торопитесь в середине забега. Следите за другими бегунами и изменениями своего темпа. Вам нужны будут силы для спринта в начале забега и в конце. Первый рывок нужен для того, чтобы занять внутренние дорожки и по возможности выбиться в лидеры этого забега.
      • Помните о пределах своих возможностей, чтобы у вас осталось достаточно сил для второго рывка в конце забега. Поддерживайте равномерный темп, пока не наступит время для последнего рывка; не позволяйте другим бегунам влиять на ваш темп.
      • За 200-300 метров до финишной черты переходите на спринт и бегите в полную силу. Вот где пригодятся анаэробные тренировки. Делая последний рывок, бегите на пределе своих возможностей, чтобы выбиться в лидеры и победить в забеге.
    2. Успокойтесь. Научиться успокаиваться после забега также важно, как и тренироваться. Умение успокоиться позволит предотвратить травмы и поможет организму вернуться в нормальное состояние.

      • Пройдитесь пару минут, начав с более оживленного темпа и переходя на спокойный, чтобы сердечный ритм вернулся к своему обычному уровню.
      • Снова сделайте разминку 5-10 минут, чтобы расслабить мышцы после их усиленной работы.
    • Всегда разминайтесь перед бегом и после него, чтобы не повредить мышцы.
    • Питайтесь полезной пищей, чтобы организм работал максимально эффективно.
    • Обязательно надевайте кроссовки для бега.
    • Во время забега пристройтесь за кем-то, кто бежит чуть быстрее вас.
    • Убедитесь, что, заходя на второй круг, вы точно знаете, когда нужно увеличивать скорость, чтобы придти первым.
    • Не пропускайте тренировок.
    • Не изматывайте себя, иначе можете получить травму. Лучше начинать медленно и постепенно ускоряться.
    • Вдыхайте носом, выдыхайте ртом.
    • Бегайте на длинные дистанции, чтобы развивать выносливость, необходимую в беге на 800 метров.
    • Сделайте первый рывок на 200 метров, затем поддерживайте хорошую быструю скорость, делая широкие шаги, пока не достигнете последних 200 метров - тогда сделайте еще один рывок.
    • Увидев финишную черту, бегите на пределе своих сил, особенно если кто-то находится прямо перед вами.
    • Сделайте рывок на финишной черте. Пересекши черту, не останавливайтесь сразу же; продолжайте бежать спринт, замедляясь постепенно.

Ни для кого не секрет, что олицетворением бега на два круга в России (в недавнем прошлом в мире в целом) является непревзойденный Юрий Борзаковский. Сказанное очевидно, хотя бы благодаря тому факту, что за новейшую историю России в копилку нашей страны на чемпионатах мира и олимпийских играх мужская сборная команда России в индивидуальных беговых дисциплинах внесла 8 медалей различного достоинства, 7 из которых были завоеваны исключительно понятно Кем. Единственное, тоску наводит то обстоятельство, что спеша неумолимо время мчится и никто не вечен, а за Ю. Борзаковским следует только пустота и глазу не на ком остановиться (эпизодические успехи остальных наших бегунов на 800 метров на сегодняшний день, как то даже выполнение норматива на мир или олимпиаду, настолько эпизодические, что рассматривать их серьезно - несерьезно, при всем желании).

Тем не менее, Ю. Борзаковский "вырос не в голом поле" и в истории отечественного бега на 800 метров были достойные представители, достаточно вспомнить, что в нашей стране официально шесть человек выбегали из 1.45.00. Анализ спортивной статистики позволяет сделать вывод, что временем самой острой конкуренции в нашей стране в беге на 800 метров была середина 80-х годов XX века - в диапазоне 1.44.25 - 1.46.20 бежало сразу 13 человек! Данный факт говорит о многом согласитесь и об уровне развития советского спорта (вопрос фармы опускаем) и о том минимум, что по силам нашим ребятам на сегодняшний день - это хотя бы регулярно отбираться на мир и олимпиаду, и о наличии традиций в беге на два круга в нашей стране.

Предлагаем вспомнить имена двух замечательных отечественных спортсменов, помимо Ю. Борзаковского, становившихся призерами олимпийских игр на дистанции 800 метров.

Николай Киров (личный рекорд - 1.45.11). Выступал в годы безоговорочного «царствования» легендарных британцев Стива Оветта и Себастьяна Коэ и на Олимпийских играх 1980 года стал вслед за ними бронзовым призером. В финальном забеге, первым выйдя на финишную прямую, Н. Киров проиграл С. Коэ и С. Оветту 0.1 и 0.6 соответственно.

Николай Киров (на фото крайний справа) на финише финального забега на 800 метров на Московской олимпиаде 1980 года.

Евгений Аржанов (личный рекорд - 1.45.30). Единственный бегун на 800 метров в истории нашей страны соизмеримый по таланту с Ю. Борзаковским. Какие-то миллиметры отделили Е. Аржанова от золотой медали, а нашу страну заставили ждать более 30-и лет для появления своего собственного олимпийского чемпиона на 800 метров. На Олимпийских играх 1972 года Е. Аржанов занял второе место (именно "занял, а не завоевал" по личному выражению самого Е. Аржанова), проиграв американцу Дэвиду Уоттлу на финише всего 0.02. Финальный забег мюнхенской олимпиады на два круга и по сей день является одним из самых ярких событий в мировой легкой атлетике и драматичных (если не трагичных) событий в истории отечественной легкой атлетики. К слову данный забег является чуть-ли не полной копией всем известного победного забега Ю. Борзаковского на Олимпиаде 2004 года, правда в этот раз с печальным для отечественного болельщика итогом. Краткой предысторией указанного выше финального забега является тот факт, что за предшествующие ему 4 года Е. Аржанов не проиграл ни в одном из стартов, в которых принимал участие, поэтому вопрос о главном претенденте на победу на дистанции 800 в олимпийском Мюнхене 1972 отпадал сам собой. Интересно как сам Е. Аржанов описывает финальный забег: "Знаете, уже четверть века прошло, а сердце до сих пор сжимается, когда вспоминаю тот день. В Мюнхен я ехал не просто сильнейшим - на голову был выше всех. Это-то меня и погубило. Я же проиграл из-за своей самоуверенности. Бег на 800 метров - это скоростная дистанция. Спортсмены бегут не по своим дорожкам, как на 400 метров, а группой. Тебя могут толкнуть, зацепить за ногу. Упадешь - все, уже никого не догонишь! Поэтому сразу убежал на 300 с лишним метров. Я был настолько сильным, что позволял себе делать все, что угодно. Просто решил оградить себя от случайностей, оторваться от греха подальше.
За восемьдесят метров до финиша я оглянулся в последний раз. Основные соперники (два кенийца и американец) были еще далеко - в метрах 15-ти. Ну и больше я не оборачивался. Стадион орет, там около 80 тысяч болельщиков собралось. А тут меня американец догонять начал. Самое страшное, что он меня настиг (я его периферическим зрением увидел) в фазе полета, когда я в последний раз перед финишем оттолкнулся. Я уже ничего не мог сделать. Последний толчок и... Если бы он меня достал чуть-чуть раньше, я бы его увидел и смог бы оттолкнуться посильнее и упасть на ленточку...После финиша долго не могли решить, кто первый. У меня была голова впереди, рука... Даже фотофиниш не мог определить. Очень долго не зажигалось табло. Со стороны нашей делегации мне кричали: "Первый! Первый!" Остались фотографии, где я руку поднял - первый! Но я не был уверен, что выиграл. Долго решали. Спорили-спорили и таки отдали победу американцу. У Дэвида Уотла впереди была часть груди, у меня - головы. При одинаковых результатах - 1 минута 45,9 секунды - первенство отдали ему. Вручать две золотые награды тогдашний регламент не разрешал.
Для меня это стало настоящей трагедией. Быть на голову выше, всю дистанцию лидировать, так сильно оторваться и чтобы вот так обидно проиграть - всего на какой-то миллиметр!.. Но что сделаешь? Конечно, олимпийский чемпион - это не второе место. Второе - это уже п-пф-ф..."

На вышеприкрепленных фото и видео запечатлен драматичный (если не трагичный) финиш финального забега на 800 метров на Мюнхенской олимпиаде 1972 года.

PS: в свете последних событий, связанных с именем Галена Раппа, хочется верить, что средние и длинные бега на олимпиадах и мировых форумах не будут превращаться в африканские страсти, и мы дождемся того времени, когда Россию в них будут достойно представлять наши ребята (не натурализованные угольки, а именно наши), как то делали В. Куц, П. Болотников, Е. Аржанов, Н. Киров и Ю. Борзаковский!

Бег на 800 метров - это самая короткая из средних дистанций в программе крупнейших легкоатлетических соревнований. Спортсмены в беге на 800 метров начинают бег с раздельных стартовых позиций и с высокого старта. Там, где заканчивается первый вираж (115 метров), бегуны должны выйти на общую дорожку и всю оставшуюся часть дистанции пройти вдоль неё. Обычно на крупных соревнованих (Чемпионат Мира, Европы и Олимпийские игры) соревнования в беге на 800 метров проводятся в три круга (реже в два круга), согласно правилам и в зависимости от количества участников.

Для дистанции 800 метров характерны все тактические приёмы, обычные для средних легкоатлетических дистанций.

Как правило, при прохождении дистанции первые 400 метров бегуны преодолевают быстрее, чем последние и начинают решающее ускорение после 600-650 метров. Спортсменки высокого класса, чтобы достичь высокого результата должны быть способны преодолевать 400 метров за 54 секунды.

Силовая тренировка отражается на технике бега бегунов на 800 метров. В этом случае кинематические характеристики приближаются к показателям спортсменов в длинном спринте, особенно при проявлении утомления.

На основании кинематического анализа техники бега И.Чеплак мы пришли к следующим заключениям:

Постановка ноги на дорожку близка к линии проекции общего центра тяжести, что минимизирует потери горизонтальной скорости в момент амортизации.

Малые углы сгибания стопы и коленного сустава в амортизационной фазе характеризуют особенности нервно-мышечной системы поддерживать высокий потенциал даже в период утомления.

Оптимальный показатель подошвенного сгибания и разгибания в коленном суставе способствуют интенсивному отталкиванию и увеличению длины шага.

Амплитуда и угловая скорость маховой ноги превосходят соответствующие значения кинематических характеристик других спортсменов.

Вертикальные перемещения оптимальны, что способствует повышению экономичности бега.

Легкоатлеток специализирующихся на дистанции 800 метров, отличает высокий уровень всех видов выносливости (общей, специальной, скоростной, статической). Они гибки, ловки, быстры, имеют высокий силовой и скоростно-силовой потенциал, хорошо владеют своим телом.

Современные бегуньи успешно выступают не только на избранной, но и на смежных дистанциях, в том числе в кроссах. Опытных спортсменок отличает высокая экономичность всех систем организма Им присущи устойчивая нервная система, сильные волевые качества, высокий уровень мотивации к соревновательной деятельности.

Управление подготовкой спортсменок, занимающихся бегом на дистанции 800 метров, исходит из основной целевой установки достигнуть планируемый результат в главных соревнованиях. Выход на его уровень связан с достижением физического состояния, которое можно охарактеризовать как «должное», т.е. каждому спортивному результату соответствует свой уровень подготовленности. Нельзя иметь низкую подготовленность и высокие спортивные результаты. Бег на длинные дистанции для женщин - классическое циклическое упражнение продолжительностью около двух минут.

Организм квалифицированной бегуньи - это своеобразная функциональная высокоорганизованная система, которая под воздействием соревновательных и тренировочных нагрузок складывается годами. У бегуний, специализирующихся в стайерском беге, как правило, гармонично развиты исполнительное звено (опорно-двигательный аппарат, мышечная система), обеспечивающее звено (кардио-респираторная, сосудистая, выделительная системы) регулирующее звено (ЦНС, эндокринная система).

Организм постепенно адаптируется к адекватным тренировочным и соревновательным нагрузкам, под воздействием которых повышается уровень шальной физической специальной физической подготовленности. При неадекватности нагрузок (например, их недостаточности) нельзя рассчитывать на прирост уровня подготовденности. Не приводят к успеху и слишком напряженные нагрузки, не соответствующие уровню подготовленности спортсменки. Иными словами, для повышения уровня специальной подготовленности необходимо использовать такие тренировочные и соревновательные нагрузки, которые соответствуют возможностям. С ростом уровня подготовленности тренировочные и соревновательные нагрузки, ставшие привычными, должны также возрастать.

Уровень специальной подготовленности характеризуется многими показателями. Наиболее информативными специалисты считают:

    максимальное потребление кислорода (МПК) - относительная величина, выраженная в мл/мин/кг;

    скорость бега на уровне анаэробного порога (Упано);

    время удержания скорости бега на уровне анаэробного порога.

Высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает высокую работоспособность на протяжении годичного цикла, и при условии хорошей психологической устойчивости и соответствующей мотивации позволяет за счет подводящей тренировки и контрольных соревнований вывести бегуний на высокие спортивные результаты, как в беге на 800 метров, так и на смежных дистанциях.

Высококвалифицированные бегуньи на данной дистанции отличаются друг от друга техникой бега, которая осуществляется на индивидуальной основе в соответствии с морфофункциональными особенностями. Спортсменки должны быть гибкими, что позволит им выполнять беговые упражнения с широкой амплитудой.

Умению бежать быстро можно научиться. Для того чтобы это умение развивать и поддерживать, необходимо регулярно включать в тренировочную программу быстрый бег. Чем больше спортсменка развивает умение бегать быстро, тем больше она будет привыкать к мысли, что высокая скорость ей подвластна, быстрый бег постепенно становится естественным. Если бегунья регулярно настраивается на быстрый бег (даже на этапе зимней подготовки), то ода будет чувствовать себя хорошо, ей это будет нравиться.

В методику подготовки легкоатлеток относит рекомендации А. Голдберга о психологической подготовке:

    научить спортсменок концентрироваться (фокусировать внимание на чем-то определённом, а затем спокойно вернуться в исходное состояние);

    не обвинять спортсменов в отсутствии концентрации (не говорить на что именно она должна сконцентрироваться а, нужно говорить чтоб обратила внимание…);

    учить пониманию взаимосвязей умственных и физических действий (лучшее и или худшее выполнение упражнения определяется только собственным проговариваем);

    На занятиях напоминать спортсменке что, она подготовлена к работе, должна расслабиться и выполнять двигательные действия;

    «Ты должна, ты обязана!» может привести к излишнему напряжению;

    Учить спортсменку думать конкретно по правилу «Здесь и сейчас!»;

    поощрять желание спортсменки бороться с самой собой;

    помогать спортсменке концентрировать внимание на том, что должно случиться (победители перед соревнованиями думают о том что они выиграют, в то время проигравие боятся как бы чего не случилось.);

    избегать сравнения (тренеры делают ошибку сравнимая спортсменок из одной и той же команды, может случится конфликт. Если сравнивать спортсменок то исключительно на позитивной ноте.);

    не затрагивать чувство собственного достоинства спортсменки при анализе результатов;

    поощрять спортсменок не угождая им;

    знав личные проблемы спортсменки, позволит развить лучшие отношения с ней;

    слушать (выслушать спортсменку когда она говорит о себе);

    сопереживать вместе со спортсменкой (нет ни чего приятнее, чем то, что человек, которого вы уважаете понимает вас);

    Признавать успехи («хорошо сделано!», «Удачно выполнено!»);

    Критиковать группу, спортсменку хвалить (когда спортсменка совершила ошибку, не выводите её перед всей группой, поговорите отдельно);

    Иметь чувство собственного достоинства (оставаться самим собой – это лучший фактор тренерской карьеры.).

Быстрый бег - это развлечение, тяжелый бег - это работа, а быстрый и тяжелый бег - это настоящий ужас.

800 метров - это особая дистанция, требующая сочетания высокой скорости и выносливости, что является проблемой для многих бегунов и тренеров. Обычно тренеры, работающие со студентами и школьниками, считают 800 метров быстрой и короткой дистанцией для бегунов, склонных к более длинным дистанциям, и длинной и требующей выносливости для тех, кто специализируется на беге на 400 метров. Мы можем вспомнить мощного кубинца Альберто Хуанторену, олимпийского чемпиона 1976 года на дистанциях 400 и 800 метров, и новозеландца Питера Снелла, олимпийского чемпиона 1964 года на 800 и 1500 метров, чтобы понять, почему выбор лучшего способа подготовки к 800 метрам является такой проблемой. Снелл в основном тренировал выносливость» а Хуанторена - скорость. Но при этом я не уверен, что кто-либо может бросить упрек в отсутствии выносливости Хуанторене, которому пришлось участвовать во множестве отборочных раундов на пути к своей двойной победе. Вряд ли также у кого-нибудь найдутся вопросы и по поводу скорости Снелла.

Джим Райан (бывший обладатель мировых рекордов в беге на милю и 880 ярдов) тренировался в основном с упором на выносливость, но посвящал немалую часть своей тренировочной работы и скорости. Райан так же много работал над силой, как и Хоаким Круз, олимпийский чемпион 1984 года в беге на 800 метров, который предпочитал циклические тренировки, тогда как Райан много работал с весами и в бассейне. В соответствии с моим убеждением, что вы тренируете физиологические системы, важные для каждой специализации, я считаю, что идеальный бегун на 800 метров - это бегун с хорошей скоростью, желающий дополнить свою тренировочную программу работой над столь нужной выносливостью, Также, поскольку бег на 800 метров включает в себя значительный аэробный компонент, в тренировочной программе должно быть предусмотрено достаточно времени на выполнение базовой работы. Приведены две таблицы, ориентированные на тех, кто бегает 400 и 800 метров или 800 и 1500 метров.

ФАЗА I

В дополнение к обычному легкому и равномерному бегу, характерному для любых средних и длинных дистанций, фаза бегуна на 800 метров должна включать в себя и силовую подготовку. Запланируйте три сессии дополнительных тренировок в неделю на начальной фазе и сократите до двух сессий в неделю при переходе к фазам с большей нагрузкой (как в фазе III). Тридцати минут для каждой дополнительной сессии будет достаточно, конкретный набор упражнений может значительно варьироваться. Важно развивать силу, работая с весами, проводя циклические тренировки или делая упражнения на сопротивление (приседания, пресс, отжимания, выжимания на параллельных брусьях и т. д.).

Сколько времени вы отведете на фазу I, отчасти зависит от того, из скольких недель состоит ваш сезон. Зачастую школьники и студенты вынуждены обходиться несколькими неделями, некоторые спортсмены занимаются другими видами спорта и могут выделить совсем немного времени на занятия легкой атлетикой.

С другой стороны, болee продвинутые бегуны только на начальную фазу могут выделить аж два месяца. Важно иметь общий план сезона, который надо разделить на фазы, чтобы следующая фаза была основана на результатах предыдущей, а в последней фазе вы могли бы воспользоваться всеми накопленными преимуществами. В табл. приведен детальный план подготовки к соревнованиям по бегу на 800 метров.

ФАЗА II

Каждая из шести недель этой фазы должна содержать две или три запланированные качественные сессии (Tl, Т2 и Т3), один длинный (Д) забег и три или четыре Л-дня. Вам также следует продолжать проводить дополнительные тренировки три дня в неделю. Если на эту фазу приходится соревнование, то замените им одну из качественных сессий (желательно не TI). Постарайтесь запланировать Т1 на понедельник или вторник, Т2 - на среду или четверг, а ТЗ - на субботу (когда на выходных нет соревнований).

Для Пв-упражнений фазы И определите темп при помощи табл. Эти модифицированные таблицы VDOT основаны на текущих или прогнозируемых соревновательных результатах и на специализации бегуна - на 400-800 или 800-1500 метров. Таблицы VDOT в главе 3 больше подойдут тем, кто специализируется в беге на 1500 метров и более.

В табл. 16.2 и 16.3 можно также найти значения Пв-, И-, П- и Л-темпов для всей фазы II. Не меняйте уровень интенсивности тренировок как минимум в течение 3-4 недель, даже если ваши результаты позволяют вам перейти на более быстрый тренировочный темп. Вместо Пв-упражнений можно использовать бег по холмистой местности.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»

Статья написана на актуальную во все времена проблему повышения показателей скоростной выносливости у бегунов на средние дистанции. Авторы показали проблемы сельской школьной секции лёгкой атлетики для 15–17 летних бегунов, которые успешно решаются, начиная от мотивации к занятиям бегом и завершая достигнутым положительным результатом. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях. Грамотный подбор тренировочных упражнений, индивидуальный подход к каждому занимающемуся, предсказуемый и значительный рост результатов в беге на 800 метров, являются основными стимулирующими факторами для школьников в занятиях лёгкой атлетикой.

возрастные особенности

бег на средние дистанции

физическая подготовка

физические способности

индивидуальный подход

скоростная выносливость.

1. Ахмадеев Р.Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Уфа, 2005. – 130 с.

2. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость // Физическая культура в школе. – 2002. – № 4. – С. 19-20.

3. Валик Б.В. Легкая атлетика для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 288 с.

4. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 46 с.

5. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.

6. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 87 с.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 123 с.

Актуальность. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Кто желает тренироваться в беговых видах, в частности на 800 м, должен быть без отклонений в здоровье и сильной воли человеком, так как каждый забег на дистанцию является преодолением проявлений физической и психической слабости .

В основе подготовки школьников в беге на 800 м лежит комплексное развитие основных и специальных физических качеств, высокий уровень проявления функциональных и психических возможностей занимающихся, чтобы сформировать у бегуна такие показатели работоспособности органов и функций, чтобы справляться с утомлением в организме при работе .

Сложности формирования у спортсменов работоспособности в беге на 800 м тренеры видят с развитием качества выносливости. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях . Основная задача тренера и спортсмена, при развитии общей и специальной выносливости у юношей 15-17 лет, это создание тренировочных условий для повышения уровня общей аэробной выносливости посредством различных движений. Оптимальным возрастом для развития выносливости считается 15-17 лет .

Исходя из сказанного, мы сформулировали основные положения работы.

Объект исследования. Учебно-тренировочные занятия школьников 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Предмет исследования. Методика формирования скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Цель исследования. Определить эффективность средств и методов, применяемых для повышения скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м.

Задачи исследования: 1) обобщить фактический материал, полученный при изучении проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м; 2) выявить показатели физических и функциональных возможностей, характеризующие уровень проявления скоростной выносливости у школьников 15-17 лет при занятиях бегом на дистанции 800 м; 3) определить эффективность средств и методов тренировки, направленной на развитие скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м.

Гипотеза исследования. Предполагается, что тренировка 15-17 летних бегунов методом равномерного и непрерывного выполнения упражнений повысит эффективность воздействия нагрузки на развитие скоростной выносливости в беге на 800 м.

Теоретическая значимость. Разработана учебно-тренировочная программа и методика подготовки бегунов 15-17 лет на специальную выносливость, для успешных занятий бегом на 800 м в школьной секции по лёгкой атлетике. Разработана методика индивидуального подхода к 15-17 летним бегунам на основе показателей «запаса скорости», адаптированная к нашему контингенту занимающихся .

Практическая значимость. Апробированная нами программа индивидуальной подготовки бегунов 15-17 лет на 800 м в школьной секции будет полезна для тренеров и спортсменов в тренировках, направленных на повышение аэробной производительности организма, лежащей в основе улучшения показателей скорости и выносливости.

Основы развития выносливости. Физические качества спортсмена характеризуются комплексом биологических и психических свойств, определяющих его готовность к активной двигательной деятельности. Общая выносливость есть ведущее свойство органов и систем человека, проявляющееся во всех сферах его деятельности. Под воздействием специальных упражнений на механизмы проявления выносливости в функциональных системах организма происходят адаптационные перестройки, которые обеспечивают устойчивое состояние, характеризующееся повышением возможности противостоять утомлению, переносить нагрузки, повышением физической, эмоциональной и умственной работоспособности .

В теории выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется комплексом возможностей органов и функциональных систем человека, которая является базовой основой работоспособности при выполнении разных физических упражнений . Специальная выносливость определяется способностью выполнять длительно и с заданными параметрами физическую нагрузку, характерную по объёму и интенсивности для избранного вида спортивной деятельности .

Физиологические механизмы развития выносливости характеризуются, в первую очередь, аэробными возможностями органов и систем, которые, обеспечивая энергией все рабочие процессы, способствуют быстрому восстановлению исходного уровня работоспособности организма после её окончания, удалению продуктов метаболического обмена, а затем и восстановлению выше исходного уровня. Такое обеспечение энергией играет главную роль в поддержании работоспособности при выполнении работы с максимальной интенсивностью и длительностью от 20 сек. до 5 мин .

Функциональная устойчивость органов и систем человека способствует сохранению заданных параметров техники и тактики спортивных действий, даже на фоне прогрессирующего утомления. При интенсивной физической работе на пределе возможностей приближающееся утомление является раздражающим фактором для органов и систем, вовлечённых в рабочий процесс, и играет роль стартового механизма для запуска и использования резервных возможностей организма, что, в свою очередь, стимулирует повышенное развитие качества выносливости .

При воздействии на механизмы совершенствования аэробных процессов организма в физическом воспитании и спортивной тренировке мы решаем несколько задач : 1) повышение возможности обеспечивать рабочие органы и системы человека максимальным уровнем потребления кислорода; 2) развитие способности организма долгое время поддерживать высокий уровень потребления кислорода, вовлечёнными в работу органами и системами; 3) повышение темпов вовлечения механизмов дыхания в процесс обеспечения максимального использования кислорода работающими органами и системами.

Педагогические средства и методы повышения выносливости. К средствам, повышающим функциональную производительность организма, относят физические упражнения, в процессе систематического выполнения которых достигаются высокие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потребления кислорода в течение заданного времени выполнения упражнений. Для развития выносливости необходимо совершенствовать процессы энергообеспечения, используя педагогические средства регуляции физической нагрузки во времени : - фосфокреатинового механизма от 3 до 8 сек.; - гликолитического процесса от 20 до 120 сек.

При развитии выносливости с помощью педагогических воздействий нагрузка на органы и системы определяется следующими компонентами: 1) интенсивностью упражнений; 2) продолжительностью упражнений; 3) числом серий упражнения; 4) длительностью пауз отдыха; 5) характером отдыха (активный, пассивный). От разных сочетаний перечисленных компонентов зависят не только количественные составляющие нагрузки - объём и интенсивность упражнений, но и качественные характеристики ответных реакций, формируемых в организме спортсмена .

Основными педагогическими методами повышения возможностей организма, в целях развития общей и специальной выносливости, являются следующие методы:- равномерный, - непрерывный, - повторный, - переменный. Равномерный и непрерывный методы выполнения упражнений широко используются на этапах начальной подготовки при развитии общей выносливости у начинающих бегунов. В этом случае на уровне границы аэробного и анаэробного потребления кислорода продолжительность физической работы не должна превышать 10-12 мин. При повторной работе длительность пауз отдыха имеет значение в определении величины и характера ответных реакций систем организма на физическую нагрузку. При выполнении упражнений с субкритической и критической скоростью и при комфортных паузах отдыха, необходимых для приведения в норму физиологических процессов, каждое следующее повторение упражнения начинается примерно на том же фоне работоспособности, что и предыдущее выполнение .

Это говорит о том, что, в первую очередь, обеспечение энергией осуществляется фосфокреатиновыми механизмами, затем через 1-2 мин, после предыдущей работы, максимально развёртываются механизмы гликолиза, а через 3-4 мин после начала работы вступят компенсаторные дыхательные процессы обеспечения кислородом. Сущность этого процесса в том, что при непродолжительной работе они не успевают раскрыться в полной необходимости, а поэтому работа, как правило, осуществляется в анаэробных условиях. Если же мы, между повторениями упражнений, будем уменьшать длительность пауз отдыха, то процессы дыхательной системы организма, за короткий период времени, не будут успевать снизиться на много, и следующее повторение упражнения начнётся при достаточно высокой активности систем дыхания и доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания) .

Методы исследования. В работе мы решали задачи, поставленные в исследовании, с помощью следующих методов: 1) анализ научной литературы по исследуемой проблеме; 2) изучение опыта подготовки лучших бегунов на дистанции 800 м; 3) устный и письменный опрос, беседа с тренерами и спортсменами; 4) наблюдения за тренировками и соревнованиями спортсменов; 5) экспериментальное исследование; 6) тестирование физической и функциональной подготовленности спортсменов; 7) статистическая обработка.

Организация исследования. Педагогический эксперимент был основным методом исследования контингента испытуемых бегунов 15-17 лет на средние дистанции, занимавшихся лёгкой атлетикой в школьной секции. В процессе 10 месяцев учебно-тренировочных занятий спортсмены бегуны на 800 м, с недельной нагрузкой 8-10 часов развивали скоростную выносливость. Для этого юношей 15-17 лет в беге на 800 м применяли разнообразные методы тренировки: непрерывный, интервальный, контрольный (соревновательный). В эксперименте мы проверили эффективность использованных нами средств и методов подготовки бегунов в течение учебно-тренировочного года.

В годичном тренировочном цикле этап предварительной базовой подготовки был основным для бегунов на дистанции 800 м. Основными способами достижения цели работы, с данным контингентом испытуемых, были: формирование устойчивого интереса к бегу на 800 м; выбор ведущих мотиваций к тренировочной и соревновательной деятельности; проверка эффективности средств и методов тренировки юношей 15-17 лет в беге на 800 м; выбор оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных способностей; развитие скоростной выносливости, функциональных и двигательных возможностей, характерных для бега на 800 м для юношей 15-17 лет; организация соревновательной деятельности.

При развитии скорости и выносливости в беге на 800 м надо учитывать и индивидуальные особенности спортсменов. В эксперименте индивидуальные возможности испытуемых мы учитывали при расчёте запаса скоростных возможностей бегунов 15-17 лет на 800 м по методике А. Макарова .

Методика развития скоростной выносливости. Согласно методике, специальные упражнения испытуемые выполняли повторным методом, с показателями быстроты и скорости, близкими к индивидуальному пределу для данного спортсмена. Нагрузка по объёму и интенсивности подбирались так, чтобы к следующей тренировке испытуемые полностью восстановили свои функциональные, психологические и двигательные возможности и могли снова выполнять тренировочную нагрузку на заданном уровне .

Начиная совершенствование скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет в беге на 800 м, мы придерживались общих закономерностей в сочетании с индивидуально построенной тренировкой. Это рациональное сочетание в занятиях индивидуально подобранных физических нагрузок и пауз отдыха между повторениями разной физиологической направленности, что и привело к повышению показателей тренированности наших испытуемых.

На первом этапе тренировочного процесса мы сосредоточились на развитии аэробных механизмов работы функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии общей выносливости. На втором этапе мы увеличили объём нагрузки, который испытуемые выполняли в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения и в широком диапазоне режимов скорости бега, от умеренного до субкритического. Это позволило повысить эффективность выполняемой работы. На третьем этапе мы повысили объём тренировочных нагрузок специальной направленности, применяя более интенсивные упражнения интервальным и повторным методами в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Это позволило нам избирательно и индивидуально воздействовать на компоненты скоростной выносливости испытуемых. Для того чтобы развить прогнозируемые показатели скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет, мы прилагали многократные максимальные усилия пороговой значимости в упражнениях короткой продолжительности и с полным восстановлением. С ростом тренированности спортсменов паузы отдыха между повторениями упражнений сокращались, а интенсивность увеличивалась. Такой режим тренировочных упражнений был ведущим методом в развитии скоростной выносливости в беге на 800 м.

Учитывая особенности бега на 800 м, мы разбили тренировочную работу на три специфических участка, характеризующих работу: 1) на старте и стартовом разбеге, 2) в беге по дистанции, 3) на финишном ускорении.

Для развития у испытуемых максимальной скорости на старте и стартовом разбеге, что связано с проявлением анаэробной мощности, мы использовали повторный режим бега на короткие отрезки до 60 м. Нагрузка с таким режимом работы составила 2240 м. Из них упражнения на общую выносливость составили в объёме - 800 м (36 %), а интенсивные упражнения на скоростную выносливость - 1440 м (64 %).

Скоростную выносливость в беге по дистанции на 800 м, связанную с алактатной анаэробной мощностью, у испытуемых мы развивали на более длинных отрезках от 80 до 150 м в повторном и интервальном режиме. Нагрузка на тренировке составила - 4250 м, в том числе: объём - 1200 м (28 %), интенсивность - 3450 м (72 %).

Скоростную выносливость в беге на дистанции 800 м во время финишного ускорения, связанную с алактатной анаэробной мощностью, мы у испытуемых развивали на тех же длинных отрезках (80-150 м) в повторном и интервальном режимах, но с большим количеством повторений в сериях и большими паузами отдыха между сериями. Нагрузка на тренировке составляла 4550 м, из которых: объём - 1000 м (22 %), интенсивность - 3550 м (78 %).

Объём и интенсивность указанных выше нагрузок претерпевали плавные изменения в соотношениях на каждой тренировке и во время пауз отдыха между повторениями. От обще-подготовительного этапа до специально-подготовительного этапа общий объём нагрузки увеличивался постепенно, интенсивность упражнений в процентном соотношении повышалась, а паузы отдыха уменьшались.

Такие подходы в тренировке скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м показали высокую эффективность. Это отразилось на функциональных системах организма, обеспечивающих работу на скоростную выносливость энергией. Как видно из таблицы 1, показатели ЧСС, ЖЁЛ и ЧД у 15-17 летних бегунов в педагогическом эксперименте, имели положительную динамику при достоверности различий P1<0,05.

Таблица 1

Показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем

бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Исследованная в работе методика тренировки 15-17 летних бегунов на 800 м показала высокую эффективность, как на функциональных системах организма, так и на показателях специальной скоростной выносливости. Как видно из таблицы 2, показатели скоростной выносливости у 15-17 летних школьников в педагогическом эксперименте, также имели положительную динамику и достоверные различия при P1<0,05.

Таблица 2

Показатели скоростной выносливости бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Изменение результатов тестов на развитие скорости и выносливости показали высокий уровень корреляции (от 0,670 до 0,890) с изменениями ССС и ДС. Это подтверждает высокую эффективность исследованных методов развития скоростной выносливости у бегунов 15-17 лет на 800 м. На 800 м все испытуемые показали свои лучшие результаты на соревнованиях, а 80 % из них выполнили требования следующего спортивного разряда.

В процессе нашего исследования выявлено, что решение проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет связано с выполнением определённой работы, с заданными параметрами объёма и интенсивности упражнений, несмотря на развивающиеся в организме стадии утомления. Исходя из исследования проблемы, нами были получены определённые результаты, которые мы сформулировали в выводах по работе.

1. Воспитание общей и скоростной выносливости является важной частью подготовки 15-17 летних бегунов на 800 м и представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение функциональных и двигательных возможностей для достижения высоких спортивных результатов.

2. Уровень развития скоростной выносливости является достоверным показателем повышения специальной работоспособности в беге на 800 м.

3. Для эффективного развития скоростной выносливости нужно использовать такие методы, как равномерный, переменный, интервальный, повторный, контрольный (соревновательный), при различных соотношениях основных параметров нагрузки (объёма, интенсивности, отдыха).

4. В практике спортивной тренировки бегунов, в качестве средств развития скоростной выносливости могут применяться только физические упражнения циклического характера, аналогичные основному упражнению на соревнованиях, для более эффективного положительного переноса достигнутых изменений в организме на конечный результат в беге на 800 м.

5. При выполнении физических упражнений суммарная нагрузка на организм характеризуется компонентами: интенсивности при ЧСС 150-180 уд./мин, продолжительности (от 5 секунд до 5 минут), числом повторений, в зависимости от подготовленности, длительности пауз отдыха, в зависимости от нагрузки, характером отдыха, полным или частичным восстановлением.

6. Метод равномерного непрерывного выполнения упражнений значительно развивает скоростную выносливость у юношей 15-17 лет. Большая по объему физическая работа, являясь обязательной составляющей равномерного непрерывного метода, поэтапно приспосабливает организм юношей к высоким тренировочным нагрузкам, что в дальнейшем становится надёжной базой для выполнения интенсивной нагрузки.

7. Методом равномерной непрерывной работы у юношей 15-17 лет, для развития скоростной выносливости на 800 м, на тренировках можно эффективно осуществлять индивидуальный подход дозирования физической нагрузки каждому испытуемому, методом прогнозирования запаса скорости, который мы считаем обязательным.

Библиографическая ссылка

Хаупшев М.Х., Киржинов М.М., Атабиев А.М., Цагов С.З., Соблиров А.М., Перхичев Т.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ В БЕГЕ НА 800 М. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24434 (дата обращения: 14.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
В продолжение темы:
Питание 

Проблемы лишнего веса беспокоят всех женщин и девушек. Нередко представительницы слабого пола обращают внимание на то, что масса тела перед месячными увеличивается. Почему во...

Новые статьи
/
Популярные